Обсуждение космических программ
9,147,217 41,221
 

  quququ ( Слушатель )
03 фев 2013 15:30:27

Тред №524030

новая дискуссия Дискуссия  141

На форуме журнала НК добрые люди написали:

Чтобы не было всех зтих домыслов - объясняю. При штатной работе разворот по тангажу должен начинаться на 11,3 с от ОТП. Разворот по крену (вращению) на 14с. В данном случае отклонение платформы от направления восток-запад составляло менее 2 градусов, поэтому разворота по крену почти не требовалось. БИМ отказал на 4,5с от ОТП и с этого момента полет был неуправляемым. Соответственно никакой отработки программы тангажа небыло. На 16с достигнуто предельное отклонение по крену (30 градусов), отклонения по тангажу и рысканию не превышали предельных 15 градусов и в соответствии с алгоритмом СБН выдано АВД. После окончания задержки команды на выключения ДУ (20с после КП или 24с от ОТП) она была выключена. Неуправляемый полет проходил практически с азимутом 270 градусов, т.е. в обратном направлении от расчетного. Ракета упала через 56с в 2,5 км от платформы пролетев над ней. Телеметрия была до самого падения. Параметры ДУ в норме, СУ реагировала на возмущения правильно, но ее команды на отклонения камер не выполнялись.
Отредактировано: quququ - 03 фев 2013 15:35:19
  • +0.10 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Liss ( Слушатель )
14 фев 2013 00:56:11

Крен (вращение) -- поворот изделия вокруг продольной оси. Тридцать градусов по крену -- и адью. Ихнюю мать, ну кто же так строит!
Расскажу вам баечку, типа как Добряк на ядерной ветке любит. Из серии "я, вообще-то, об этом знал, но забыл". А вот теперь вдруг вспомнил.

В общем, полвека назад, 27 августа 1962 г., улетал с Канаверала американский аппарат Mariner 2. Он потом долетел до Венеры и стал первой в истории успешной АМС -- то есть отработал припланетный сеанс и передал информацию. Но речь о том, как он улетал.
Первой ступенью у него была МБР типа Atlas D. Маршевый двигатель по центру, по бокам два бустерных значительно большей тяги для ухода со старта и первоначального разгона, и два верньерных движка для управления по крену.
Так вот, за несколько секунд до отключения и сброса бустерных ЖРД один из двух верньерных двигателей потерял управление и встал на упор в предельно отклоненном положении. Пока бустеры работали, это было не страшно -- чуть-чуть наклонились и скомпенсировали помеху. Но вот по циклограмме они сбросились, и ракета, естественно, захотела начать вращаться вокруг продольной оси в направлении, заданном отклоненным двигателем. Как следствие, второй верньерный двигатель также отклонился до упора, но... полной компенсации не произошло. То ли углы отклонения не совпали, то ли разнотяг у них был, но вращение против часовой стрелки сохранилось и стало усиливаться.
Фактически мы имеем ровно ту же ситуацию, что и на "Зените" пятьюдесятью годами позже. Ракета потеряла управление – программу по тангажу отрабатывать было невозможно, так как ее электронный мозг не мог определить, в какую сторону смотрит какая плоскость и куда, собственно, нужно поворачивать. В общем, подрыв аварийного изделия представлялся неминуемым. Только это была прерогатива оператора Восточного полигона: увидеть аварийную ситуацию, оценить опасность и нажать на кнопку.
Привод первого верньерного двигателя внезапно вернулся к норме примерно через 60 сек после отказа, и к этому моменту угловая скорость достигла 360° в секунду. Еще через 10 секунд вращение было остановлено после 35 оборотов ракеты вокруг оси (!), причем так аккуратно, что итоговая ошибка по крену не превысила 1.5°. Ну а дальше машина вспомнила, где горизонт и азимут пуска, дошла до выключения маршевого двигателя, благополучно запустилась ступень Agena B, довывела себя на орбиту, сделала второе включение...
А 35 оборотов, товарищи, это 12600 градусов ошибки по крену. И ничего, справилась.
А в итоговый отчет о программе Mariner вписали гениальную фразу: This random perturbation has never been fully resolved, что в переводе означает: А хрен ее знает, что это было, да и хрен с ней.
  • +0.46 / 14
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
14 фев 2013 09:07:50
Вообще-то я за каждое слово могу ответить: если звучит байкой, то только в том, что из рассказов людей, которые приучены были к средмашевской четкости, но в публикации и учебники это не попало. Кстати, кой-чего потом вдруг в разных воспоминаниях всплывало. Главная беда в том, что это были крайне неразговорчивые люди, понимать бы, что надо было быть предельно настырным, но разница в 20-30 лет давила.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
15 фев 2013 01:16:25

Боюсь спросить ...  :-[
А что ... ? У них уже тогда был четырехстепенная гиростабилизированная платформа?  ???
Вопрос задается исходя из того, что чего-то подобного AIRS не могло быть, потому что этого не могло быть в принципе (по-крайней мере тогда). ???
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Liss ( Слушатель )
15 фев 2013 17:56:23

Эх, знал бы -- сказал бы. Отчет по проекту Mariner 2 содержал описание ситуации, но о логике работы и приборах системы управления умолчал.

ЦитатаControl of the vernier engine was regained approximately 60 sec after loss of control occurred. At this time, the vehicle was rolling at a rate of about 360 deg/sec. Telemetry data later showed that the motion was arrested in about 10 sec, after a total of 35 revolutions. Even though the vehicle had no provision for maintaining roll reference in such a case, the roll-attitude error in the new null position was approximately 1.5°.


Выделенное можно понимать двояко -- что система управления имела право не сохранить данные по крену в такой ситуации или что восстановленная ориентация совпала с требуемой вообще случайно. Нужно бы технический отчет о пуске, но его в NTRS нету.

Да, о метеорите: хорош постить бредУлыбающийся
Судя по всему, модель Тунгусского события в масштабе 1:10. Этим и интересна.
  • +0.15 / 3
  • АУ