Цитата: quququ от 03.02.2013 15:30:27
На форуме журнала НК добрые люди написали:
Чтобы не было всех зтих домыслов - объясняю. При штатной работе разворот по тангажу должен начинаться на 11,3 с от ОТП. Разворот по крену (вращению) на 14с. В данном случае отклонение платформы от направления восток-запад составляло менее 2 градусов, поэтому разворота по крену почти не требовалось. БИМ отказал на 4,5с от ОТП и с этого момента полет был неуправляемым. Соответственно никакой отработки программы тангажа небыло. На 16с достигнуто предельное отклонение по крену (30 градусов), отклонения по тангажу и рысканию не превышали предельных 15 градусов и в соответствии с алгоритмом СБН выдано АВД. После окончания задержки команды на выключения ДУ (20с после КП или 24с от ОТП) она была выключена. Неуправляемый полет проходил практически с азимутом 270 градусов, т.е. в обратном направлении от расчетного. Ракета упала через 56с в 2,5 км от платформы пролетев над ней. Телеметрия была до самого падения. Параметры ДУ в норме, СУ реагировала на возмущения правильно, но ее команды на отклонения камер не выполнялись.
Крен (вращение) -- поворот изделия вокруг продольной оси. Тридцать градусов по крену -- и адью. Ихнюю мать, ну кто же так строит!
Расскажу вам баечку, типа как
Добряк на ядерной ветке любит. Из серии "я, вообще-то, об этом знал, но забыл". А вот теперь вдруг вспомнил.
В общем, полвека назад, 27 августа 1962 г., улетал с Канаверала американский аппарат Mariner 2. Он потом долетел до Венеры и стал первой в истории успешной АМС -- то есть отработал припланетный сеанс и передал информацию. Но речь о том,
как он улетал.
Первой ступенью у него была МБР типа Atlas D. Маршевый двигатель по центру, по бокам два бустерных значительно большей тяги для ухода со старта и первоначального разгона, и два верньерных движка для управления по крену.
Так вот, за несколько секунд до отключения и сброса бустерных ЖРД один из двух верньерных двигателей потерял управление и встал на упор в предельно отклоненном положении. Пока бустеры работали, это было не страшно -- чуть-чуть наклонились и скомпенсировали помеху. Но вот по циклограмме они сбросились, и ракета, естественно, захотела начать вращаться вокруг продольной оси в направлении, заданном отклоненным двигателем. Как следствие, второй верньерный двигатель также отклонился до упора, но... полной компенсации не произошло. То ли углы отклонения не совпали, то ли разнотяг у них был, но вращение против часовой стрелки сохранилось и стало усиливаться.
Фактически мы имеем ровно ту же ситуацию, что и на "Зените" пятьюдесятью годами позже. Ракета потеряла управление – программу по тангажу отрабатывать было невозможно, так как ее электронный мозг не мог определить, в какую сторону смотрит какая плоскость и куда, собственно, нужно поворачивать. В общем, подрыв аварийного изделия представлялся неминуемым. Только это была прерогатива оператора Восточного полигона: увидеть аварийную ситуацию, оценить опасность и нажать на кнопку.
Привод первого верньерного двигателя внезапно вернулся к норме примерно через 60 сек после отказа, и к этому моменту угловая скорость достигла
360° в секунду. Еще через 10 секунд вращение было остановлено после 35 оборотов ракеты вокруг оси (!), причем так аккуратно, что итоговая ошибка по крену не превысила 1.5°. Ну а дальше машина вспомнила, где горизонт и азимут пуска, дошла до выключения маршевого двигателя, благополучно запустилась ступень Agena B, довывела себя на орбиту, сделала второе включение...
А 35 оборотов, товарищи, это 12600 градусов ошибки по крену. И ничего, справилась.
А в итоговый отчет о программе Mariner вписали гениальную фразу: This random perturbation has never been fully resolved, что в переводе означает: А хрен ее знает, что это было, да и хрен с ней.