Цитата: Dobryаk от 13.02.2013 16:48:05
16.07.1941
[b]ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № ГКО-173
И всё таки ознакомьтесь как нибудь на досуге с книгой Е. Прудниковой, ссылку на которую я дал выше.
Там подробно разбирается это постановление и те, кто входил в этот совет по эвакуации.
Вы когда нибудь из квартиры в квартиру переезжали? Помните неразбериху и проблемы связанные с этим?
А теперь представьте, что надо перевезти целый завод за тысячи километров с людьми. И что бы ничего в дороге не потерять, организовать движение эшелонов в военное время.
И что бы выгрузить станки не в чисто поле, а в подготовленные цеха со всей инфраструктурой. В основнои новые предприятия возникали на базе уже построенных за Уралов заводов, но место под производственные линии и механизмы всё равно должно было быть подготовлено заранее.
Эвакуация танковых заводов на Урал в годы Великой Отечественной войныЕще в середине 1940 г. шли поиски предприятия-дублера для массового производства Т-34 в военный период и первоначально был выбран Сталинградский тракторный завод (СТЗ). Однако генштаб РККА и нарком среднего машиностроения В. А. Малышев настояли на том, чтобы им стал Уральский вагоностроительный завод (УВЗ). Как показало дальнейшее развитие событий, это было дальновидное решение, так как во второй половине 1942 г. СТЗ тоже пришлось эвакуировать .
Необходимо отметить, что эвакуация танкового производства из Ленинграда велась в очень сложных условиях в связи с активностью противника. В ходе боевых действий немцам удалось перерезать железнодорожную ветку, по которой шел основной грузопоток. Исходя из ситуации на фронте, пришлось задержать эвакуацию Кировского и Ижорского заводов, однако, учитывая важность этого мероприятия для скорейшего развертывания танкостроения на Урале, было принято решение эвакуировать руководство заводов и необходимых специалистов самолетами. В конце ноября 1941 г. на ЧТЗ уже находился основной состав ведущих специалистов танкового производства, хотя эшелоны из Ленинграда продолжали приходить в Челябинск до января 1942 г.Самолётами было эвакуировано около 5 тысяч человек, работников завода. Вы представляете себе масштаб этой операции в то время, на тех самолётах в условиях господства вражеской авиации?
В
сего на восток страны в течение июля — ноября 1941 г. было перевезено около 1,5 млн вагонов эвакуированных грузов. К концу года на новых местах развернулись и начали действовать, постоянно наращивая производство, восемь танкостроительных, шесть корпусных и три дизельных завода. Такое огромное количество грузов, перевозимых в основном железнодорожным транспортом, вызвало серьезные затруднения и перебои в железнодорожном сообщении. В течение периода эвакуации на путях по различным причинам скапливалось большое количество неразгруженных вагонов. Хотя проблемой разгрузки вагонов занимались партийные и хозяйственные органы всех инстанций, а принимаемые меры значительно стимулировали процесс разгрузки, однако полностью снять проблему вплоть до конца эвакуационных мероприятий так и не удалось.
Постепенно к концу 1941 г. постоянный приток оборудования и рабочих на Урал начинает ослабевать. На основе объединения эвакуированных заводов и УВЗ в ноябре 1941 г. образуется новое предприятие — Уральский танковый завод им. Коминтерна № 183 (УТЗ). Помимо непосредственно нижнетагиль-ского завода, новое предприятие объединило в себе основные производственные мощности ХПЗ им. Коминтерна (завод № 183); часть мариупольского завода, которую успели вывезти до захвата города немцами; части Московского станкостроительного завода им. Орджоникидзе, заводов «Станколит», «Красный пролетарий», «Стальконструкция». Во второй половине 1942 г. в Нижний Тагил эвакуируется СТЗ.
Кроме того, в Нижний Тагил были эвакуированы различные научно-исследовательские институты и проектные организации: Институт электросварки АН Украины, Высшее политехническое училище им. Баумана, Государственная союзная научно-исследовательская лаборатория режущих инструментов и электросварки им. Игнатьева и др. Такое количество научных организаций в значительной степени укрепило исследовательские возможности УТЗ.
Разумеется, это не могло вызвать трудности, а так же потери. Но это была безпретендентная по своим масштабам операция.
Необходимо отметить, что жесткий централизованный партийно-государственный контроль за ходом эвакуации позволил избежать распыления ресурсов, вывозившихся из западных районов, а также относительно рационально разместить их на новых местах. Однако необходимо учитывать тот факт, что размещение мощностей и ресурсов промышленных предприятий на востоке являлось мерой не планомерной, а вынужденной, и эвакуация предприятий проводилась в постоянно меняющихся условиях. При этом некоторые грузы сильно задерживались в пути либо терялись. Пропускная способность многих железнодорожных веток не позволяла быстро перебросить огромные потоки грузов, что вызвало перебои в работе крупнейших железнодорожных узлов уральского региона. Несмотря на эти проблемы, беспрецедентная в экономической истории эвакуация промышленного потенциала страны на восток позволила создать предпосылки для достижения в последующем экономического паритета с Германией, а затем превзойти ее по многим показателям военного производства, в частности в танкостроении.
И Вы считаете, что все планы такой эвакуации начали составляться только с 16 июля 41 года? А ведь я привёл ссылки только относительно танковых заводов и научных институтов. Перевозились на Урал и другие предприятия, а так же перегонялись миллионы голов скота.
Да банально найти доски для упаковочных ящиков бывает проблемой. А когда немцы рядом и авиация бомбит?
Так, что подготовка была. И основательная. И отвечал за подготовку этой операции Берия.
Вот короткое видео на эту тему
http://vovanuch.blogspot.ru/2012/12/blog-post_16.html