Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,664,204 43,584
 

  ДедМиши ( Слушатель )
13 фев 2013 19:55:55

Тред №528970

новая дискуссия Дискуссия  147

Да не было конкретных планов. Враньё, как и многое другое. И руководителем был сначала Каганович, как НКПС.

Хотя последние эвакуационные планы относятся, видимо, к 1937 г. [192] , А. А. Мелия, посвятивший изучению советских эвакуационных планов специальное исследование, останавливает детальное изложение генезиса эвакуационного планирования на 1932 г., мотивируя это тем, что в дальнейшем очередной ежегодный план, как правило, механически воспроизводил план прошлого года. Не учитывались ни возросший объём грузоперевозок, ни увеличите числа заводов, оборудования и персонала, ни изменившиеся производственные цепочки. Г. А. Куманёв отмечает, что накануне войны некоторая работа по подготовке эвакуационных мероприятий шла, но в то же время признаёт, что на 22.06.1941 г. никаких завершённых и утверждённых эвакуационных планов не существовало [193]
http://www.loveread.…9&p=21

Исчерпывающую характеристику уровню планирования эвакуационных мероприятий дал Н. Ф. Дубровин [195](заместитель наркома путей сообщения и начальник Грузового управления НКПС) : «Конкретными, заблаговременно разработанными эвакуационными планами на случай неблагоприятного хода военных действий мы не располагали.
(Там же)

М. Н. Потёмкина отмечает, что уже в июле 1941 г. первый комплексный план эвакуации населения и материальных ценностей был в общих чертах составлен.
  • +0.68 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
13 фев 2013 22:18:12

А их и не могло быть. Они бы противоречили стратегии, "малой кровью на чужой территории", а это недопустимо.
Тем более за одни идеи, допустить врага до Донбасса, отдать Киев, отдать Смоленск, Харьков расстреляли бы без разговоров.
Хотя заводы дублеры строили, но это не имеет ничего общего с конкретными планами эвакуации.


Именно в общих чертах, зачастую заводы выгружались в "голое поле", рабочие жили в землянках и наспех сколоченных бараках.
Я отношу эпопею под названием "эвакуация промышленности на Восток" к русскому чуду, к событию доселе небывалому и неведомому.
  • +1.09 / 5
  • АУ
 
 
  zavbor ( Слушатель )
13 фев 2013 23:04:40

Попробуйте для себя смоделировать ситуацию. Вам отдан приказ эвакуировать огромный завод. Причём только тогда, когда враг подойдёт непосредственно к городу.
Надо найти эшелоны, демонтировать станки, упаковать, всё это погрузить на машины, а затем в вагоны. Так же в кратчайшие сроки эвакуировать специалистов. Не всех, а только необходимых. И у этих необходимых должна быть заранее бронь от призыва в армию.
Затем вывезти необходимую документацию.
И редко выгружали в чистое поле. Я думаю, что такого почти не было. В основном новые заводы строились на базе уже там стоящих. Но ведь в старые заводские цеха не запихнёшь привезённое оборудование?
Его ведь надо запитать от сети, значит должны быть мощности. А если это конвейерная линия?
И всё это без планов, на голом интузиазме в считанные месяцы? Тут чудо не поможет. Чудо нужно было подготовить.

Кстати, как то неоправданно мало об этом писали даже в советское время. Даже в школьных учебниках одна или две главы на эту тему.
Когда осознаёшь масштаб этой операции, то просто не верится в её реальность. Но однако же было..
  • +0.71 / 5
  • АУ
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
13 фев 2013 23:42:20

Я читал историю УМЗ он же УМПО, книгу под названием "это наша с тобой биография". Ну её нет в инете, зато в инете есть воспоминания Шахурина и других.
Заводы(3) выгружали в голое поле, рядом с маленьким заводом дублером и заводским поселком, почти в 20 км от города.
Все строилось на ходу.
Вот из воспоминаний Шахурина об эвакуации рыбинского завода в Уфу
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вскоре я вылетел в другой город, куда тоже было перебазировано несколько заводов, в том числе крупнейший моторостроительный, а также некоторые научно-исследовательские институты авиационной промышленности. Они обосновались в 18—20 километрах от города. Так получилось, что здесь разместились рядом два моторных завода — крупный и поменьше. Задача, которую предстояло решить в первую очередь, состояла в том — оставлять заводы самостоятельными или объединить. Оба они выпускали один и тот же тип двигателя. Вопрос этот нужно было решать немедленно, так как строительство корпусов для заводов почти закончилось. Начинался монтаж оборудования. Одновременно эшелон за эшелоном прибывали на необжитое место эвакуированные, а их около 125 тысяч. Жилья почти никакого. Лишь бараки и несколько трехэтажных домов. Больше 3 тысяч в них не разместить. Что делать с остальными? Зима пришла рано, сразу с большими снегопадами и сильными морозами. В ноябре наступили лютые холода.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вот как его встретил уфимский обком
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как увидел все это, сразу направился в областной комитет партии — посоветоваться и просить помощи. Приехал в обком и вдруг застал там необычную тишину и безлюдье. Времени только шесть вечера, а в обкоме почти никого.
Зашел в приемную, спрашиваю:
— Можно ли переговорить с первым секретарем?
— Нет, хозяина не будет до восьми часов, он с пяти до восьми обедает.
Я был поражен. В бытность первым секретарем обкома в мирное время я никогда не уходил днем домой, хотя квартира была неподалеку, а обедал в обкомовской столовой и снова возвращался на работу. А тут во время войны — три часа на обед и на дневной сон?! Поверить в это не мог. Тем более после того, как только что видел напряженнейшую работу Куйбышевского обкома партии. Покоробило меня и выражение «хозяина не будет». Ну, думаю, и нравы!
Не застав на месте первого секретаря, спрашиваю:
— А где секретарь по промышленности?
— Все будут в восемь вечера.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

и так приходилось реагировать
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ехать обратно на завод далеко. Только успеешь приехать, как надо возвращаться обратно. А без помощи обкома дел не решить. Надо связываться с Москвой. Прошу разрешения воспользоваться правительственным телефоном. Докладываю обстановку. На заводы ежедневно прибывают эшелоны с оборудованием и людьми, а селить их негде, приходится рыть землянки. Возить людей на завод из города трудно, но в такой ситуации хоть какой-то выход из положения, пока не будет жилья. Нужна срочная помощь местных руководителей. Но у секретаря обкома, видимо, слишком спокойный характер. За неделю только один раз был на заводе. Заехал на полчаса, сказал: «Ну, если что, звоните!» — и уехал.
— Хорошо,— ответили из Москвы,— разберемся.
Вскоре первым секретарем этого обкома был избран С. Б. Задионченко, в прошлом секретарь одного из обкомов партии на Украине. Задионченко повернул все городские и областные организации лицом к заводам авиационной промышленности. Максимум внимания уделял становлению производства на моторных заводах, проводил там не менее половины своего рабочего времени. Даже по другим делам часто принимал не в обкомовском кабинете, а на заводах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А директором объединенных заводов назначали только что арестованного в начале лета 1941г. В. П. Баландина.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Москву я возвратился 10 ноября и сразу был принят Сталиным. Он выслушал меня не перебивая. Лишь когда речь зашла о директоре для моторных заводов, спросил:
— Кого вы рекомендуете?
К этому времени решение о директоре уже созрело. Я назвал имя Баландина.
— Он же был вашим заместителем?
— Да. Но лучшего директора такого огромного завода не найти.
— А он действительно справится? — уточнил Сталин.
Я сказал, что Баландин считается у нас «эталонным» директором. Лучше него нет.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

результат
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Коллектив завода, возглавляемый В. П. Баландиным, двадцать три раза завоёвывал переходящее красное знамя Государственного комитета обороны. 26 июля 1945 года газета «Правда» в передовой статье отмечала, что Уфимский завод к началу мирного времени выпустил девяносто семь тысяч авиационных моторов, назвав этот факт подвигом.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • +1.31 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  zavbor ( Слушатель )
14 фев 2013 00:59:05

Выделил.
Всё таки видимо не в чистое поле. Хотя. вероятно и такие случаи были. И видимо "не так получилось", а кто то принял решение строить именно здесь.
В любом случае, это пример беспримерного трудового героизма и организации. Трудно представить, какие трудности переживали люди.
  • +0.38 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
14 фев 2013 06:03:50
Да, говорить с голосами в своей голове намного приятнее, чем иметь дело с фактами... А уж поставть себя со своим ИМХО выше Шахурина это ваще восторг...
  • -0.30 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
14 фев 2013 11:29:08

Как раз именно получилось, и площадка была та.
Только вот говоря о планах эвакуации аж с 20х годов, люди подменяют понятия. Да планы куда в час Х перевезти предприятие прорабатываются, задолго, только они не конкретные в буквальном понимании, как здесь представляют, и не только не по вагонные, но и не по эшелонные. А просто в этом месте есть, то то и то то, для быстрого развертывания предприятия, значит поедут туда, а эшелоны попутные после разгрузки грузов для фронта. Не более того.
А внутри предприятия есть архив, вернее архивы, и есть планы их вывоза на разные чрезвычайные ситуации, и не важно куда, главное быстро собрать и погрузить хоть от войны, хоть от пожара. И эти архивы, не менее важны чем станки и оборудование, а порой даже более, едут первые под особой охраной.
Вот и с УМПО. Есть маленький опытный завод, дублер, не более 600 движков в год, рядом есть деревня, вернее рабочий поселок, есть железнодорожная станция и Трансиб, есть электростанции, рядом губернский город, есть производство стройматериалов, есть лес, есть запасы.
И это все, остальное руками. Расчищать площадки, корчевать лес, ровнять поле, и возводить цеха, попутно жилье, обеспечивающую инфраструктуру.
Вот брали архивы, смотрели производственные цепочки, поднимали цеха, все под прописанные технологии.
И цеха эти строить начали летом, осенью 41, а сдавали в эксплуатацию начиная с конца осени 41 и до самого конца войны.
Все ресурсы региона шли на это, кирпич, цемент, лес, метал и т.д. и т.п. Дома из остатков или отходов. Качество строительства, мягко говоря среднее, и именно по этому как только начали массово строить жилье при Хрущёве, первыми сносили и бараки построенные во время войны, и по возможности цеха той постройки.
И крайне остро вставали вопросы рабочего снабжения, ведь Шахурин не просто так про 125 тысяч писал, их кроме расселить, кормить надо, по нормам и категориям, запасы региона уходят со свистом. Параллельно с заводом создаются подсобные хозяйства, ищутся поля под картошку.

И ещё раз про 20е годы и ранее. Какие планы подробные эвакуации можно было рисовать, когда сперва надо было построить то что планировать под эвакуацию. И даже не это, сперва надо принять план развития страны, план индустриализации, а он все 20е годы был под большим вопросом. Не забудьте что XV съезд ВКП(б)  высказался против сверхиндустриализации. И только в 1930 г.,на XVI съезде ВКП(б)  зашла речь об индустриальный прорыве и появилось требование многократного увеличения заданий пятилетки.
Ну какие до этого могли быть детальные планы, и главное чего?Шокированный
  • +1.23 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
14 фев 2013 15:42:32

Именно что конкретные и именно, что повагонные, другой вопрос, что они загрифованные по самое не хочу.
Просто в природе не существует другого способа перевезти предприятие.
Большевики имели очень печальный опыт эвакуации петроградских заводов в 18 году и сделали соответствующие выводы.


Низкая степень готовности некоторых (пусть даже многих) площадок дублеров, не отменяет самого факта их существования - а значит предварительного планирования.


Каким образом наличие объективных трудностей запуска эвакуированных предприятий ( с чем кстати никто и не спорит) доказывает отсутствие проработанных довоенных планов эвакуации предприятий мне не понятно.


Доктрина "малой крови" - это детище конца 30-х годов и то не факт насколько эта доктрина была "пиаром для внешнего потребления" (выражаясь современным языком) и насколько она реально использовалась для внутреннего употребления при стратегическом планировании.
То, что в конце 20-х промышленных предприятий было на порядок меньше, чем стало в 30-х не означает, что этих предприятий не было совсем или что они не были важны для народного хозяйства страны, что их можно было безболезненно оставлять на угрожаемой территории.  
Поэтому первые эвакуационные планы датируются 28/29 годом.
  • +0.27 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
14 фев 2013 16:41:23

Час от часу не легче.
Ты карту Советской России в 1918 - 1919 годов смотрел? У неё есть название "Советская Россия в кольце врагов".
Куда эвакуировать то было?
Я в такие абсурдные мысле-загадки не играю.

По вагонное блин, по вагонное чего? Предприятия которое ещё неизвестно будет ли построено?  Оборудования которое неизвестно будет ли завезено? Технологической цепочки которой в природе не существовало?
И на чем прописывать по вагонные планы, когда подвижного состава не хватало на создание предприятий, которые потом должны эвакуировать?Шокированный.
Максимум куда, с прописанными возможностями по проектированию и расселению, ну и возможными источниками ресурсов.
И хоть грифуй, хоть не грифуй, все делалось с колес, по мере возникновения проблемы.

Вообще из всей этой проблемы, вопросы демонтажа и упаковки оборудования, занимают самую малую толику. При каждом оборонном заводе, и не только оборонном были "деревянные" цеха или участки, где делали тару для продукции, опалубку и прочее необходимое в производственном быту. Подготовить тару, поддоны дело нескольких дней, демонтировать и упаковать тоже. Эшелоны с фронта идут без груза, на чем везти понятно. А вот дальше и начинается самое сложное.
В стране и до войны острая нехватка материалов, кирпича, цемента, нехватка транспорта, строительных механизмов. А все надо разгрузить складировать, построить цеха, смонтировать и запустить. И всем это в соответствии  с технологической документацией. А документация устарела, многие материалы исчезли, многие изменили качество. (враг захватил объекты добычи и переработки), и т.д. и т.п.
Это все называется построить завод с колес. В мирное время уходили годы, в военное месяцы.


Хосподи, да это был план дальнейшего развития промышленности. Обозначались площадки, обозначались возможные источники ресурсов, а там в этой или в следующей или в N+10 пятилетке руки дойдут.
А руки дошли летом - осенью 41г.


Прямым. Если есть повагонный план эвакуации, то должен быть покирпичный возведения цехов. Вы те цеха видели? Я видел, строили из того что под рукой, качество в основном никакое, до 70х-80х дожили те на которые хватило нормального кирпича и цемента, остальные (большинство) или реконструировали или снесли, построив новые.

Повагонные планы разрабатываются в условиях когда есть что складировать и на чем везти, то есть когда преодолен острый дефицит, а это годы последней предвоенной пятилетки.
И планы эти не такие уж жуткие, чтобы их нельзя было посмотреть.Веселый


Да я не спорю что они могут датироваться 28/29г., только про уровень проработки и масштабность не надо преувеличивать, это по сравнению с тем что было, даже не "курс молодого бойца", а зарница для учащихся начальной школы.

И насчет "внешнего потребления", дед мой верил перед войной в эту доктрину, тетки тоже, с чего бы им скармливали то что только для врага внешнего?
Если народ верил, то значит и потребление внутреннее, и любого ляпнувшего до войны, что немцы займут Смоленск, Воронеж, дойдут до Сталининграда, просто отвели бы до ближайшего оврага да шлепнули бы, будь он хоть секретарем райкома, обкома.
  • +0.55 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
15 фев 2013 01:43:24

Смотрел и что?
Напоминаю "Однако 18 февраля (1918 года) Германия заявила об окончании срока перемирия, началось наступление германских войск вглубь территории России".
До Петрограда немцы тогда не дошли совсем чуть чуть.
В том числе и по этой причине большевики перенесли столицу в Москву.

http://www.grwar.ru/…MN_18.html
Вот здесь наглядно представлено как выглядит неподготовленная эвакуация.


Куда куда - Хоть и в кольце врагов Советская Россия все равно оставалась самым большим государством в Европе - так что куда эвакуировать промышленность из Петрограда было -планировалась эвакуация в Москву, Новгород, Тверь, Симбирск .


Андрей если вы чего не знаете или не представляете - это не значит, что этого не было.


Вот тут то вы как раз и не правы и путаете теплое с мягким.
Начинается не самое сложное, а самое тяжелое. С этим то никто и не спорит. А вот сложная работа по упаковке, вывозу и доставке  была проделана так что кажется вам чем то само собой разумеющимся - что в первую говорит о том, что к такому само собой разумеющемуся долго и упорно готовились.


Дело не в жуткости, а в секретности любых мобилизационных документов.


А я и не утверждал, что планы 29 года были также детально проработаны как например планы 39-40. Но они были, что косвенно подтверждает, что к вопросу эвакуации предприятий большевики относились вполне серьезно и долго.


Андрей ну не юродствуйте.
"Внешнее" по отношению к наркомату оборону, генштабу и политбюро.
Они конечно, тоже не рассчитывали что немцы дойдут до Москвы. Но даже остановленные на линии старой границы, немцы создавали угрозу промышленному району Украины и не учитывать этого они не могли и не имели права.
Интересно также, в соответствии с какой доктриной на территории Украины и Белоруссии закладывались партизанские базы?
  • +0.37 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
15 фев 2013 10:45:49

Вы чего теплое с мягким сравниваете?
Баржи пришли в Симбирск, а там белочехи. Это реалии Гражданской войны. Практически нет тыла, власть только что взяли, не хватает самого главного преданных и одновременно толковых и грамотных людей. Грамотных в плане понимания процесса.
И давайте не описывать начала 20 века, в понятиях начала 21 века. "Империя над которой никогда не заходит солнце" не укладывается в смысл - "государство в Европе".
ЗЫ:
Кстати до Москвы Деникин тоже немного не дошёл.


Саша если Вы когда нибудь плотно общались с Главным инженером крупного предприятия, то должны понимать что это процесс хоть и трудоемкий, но обычный, даже скажу обыденный. Есть ремонтные бригады, есть наладчики, есть грузчики, проблема тары и маркировки. Затем проблема транспорта. После войны, крупные заводы могли позволить себе держать автопарк способный обеспечить и эвакуацию и передислокация, но до войны его практически не было(резервного автопарка), как и не было парка свободного подвижного железнодорожного состава.
И если Вы считаете, что сложнее демонтировать цех, чем его потом собрать и запустить, я просто не знаю о чем говорить.Шокированный Да одна проблема "лишних деталей" чего стоит. А строительство площадки зимой, монтаж в плохо обогреваемые помещения, и запуск, стоят просто жизней, часто с потерями сравнимыми с боевыми.
И главное, цех получается из того, но другой и переписывать все ТТП приходится по мере монтажа оборудования, притом на коленке, столы и кульмана то практически некуда размещать.


Саша, Вы малость путаете одни мобилизационные документы, мобилизации и развертывания войск, от других подготовки к эвакуации и эвакуации людей и оборудования. Хотя и те и другие секретные, но первые в разы секретнее, а вторые....
Вы видели как "начальник штаба" ГО города, возмущенно отвергает по-машинный план эвакуации миллионного города в 24 часа, объясняя разработчикам что они просто не понимают о чем речь.? А я видел, и видел что из себя представляет реальный план эвакуации миллиона человек за 24 часа. Не знаю насколько это сегодня актуально, поэтому скажу только в общих чертах, оповещение, направление и право уничтожать любого создающего затор, и ничего по-машинного и по-секундного.


Ну да пятилетние планы развития НХ очень пригодились при эвакуации.


Саша давайте не будем про старую границу, это совсем другая тема и я её обсуждать не хочу. Вопрос почему хорошо укрепленный рубеж оставлен практически без боя, так и останется без ответа, ибо ответов будет множество они будут перпендикулярные, и как не странно каждый по своему правильный. И партизанскую войну тоже оставим в покое, ибо чем дальше на территорию СССР заходил враг, тем больше было баз, и что интересно заложенных после начала войны.

Эвакуацию на местах, обеспечивали обкомы, райкомы и заводские коллективы.
Для них будущая война представлялась "малой кровью и на чужой территории". Да и читая воспоминания "наркомата обороны", "генштаба", не подумаешь, что для внешнего.
  • +0.62 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
15 фев 2013 14:11:52

Вы опять про конечную часть процесса эвакуации, а я про начальный этап.
Процитирую
Возвращаясь к фактической стороне эвакуации 1918 г., надо прежде всего указать, что она застигла петроградские заводы врасплох. Ни один из них не имел предварительно разработанного плана эвакуации, где были бы предусмотрены: новое место расположения эвакуированного завода, род и количество вывозимого имущества, очередность и порядок вывоза его, мероприятия по подготовке транспорта, способы обезврежения остающегося имущества, порядок эвакуации технического и рабочего персонала и пр. Все эти многочисленные и сложные вопросы пришлось разрешать наспех, в порядке чистейшей импровизации.

в итоге за 7 месяцев с марта по сентябрь удалось вывезти менее 50% от запланированного к вывозу объема ТМЦ и оборудования.

Так что печальный опыт НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ эвакуации у большевиков имелся.
Та кажущаяся легкость и обыденность процесса демонтажа и вывоза оборудования с которой говорите и вы, и Шахурин, который удостаивает в своей книге этому процессу буквально несколько слов, означает, что уроки из Петроградской эвакуации были извлечены.

 


Эта обыденность - она сама по себе не появляется.


ладно тут консенсус недостижим ибо мое субъективное мнение против вашего.
 


гражданское население - это вотчина ГО
военнообязанные, транспорт и промышленные мощности военного и двойного назначения это вотчина Военкоматов и МО. Поэтому ваш пример не самый удачный
На этом тему мобилизации предлагаю закруглить ибо нефиг. (а то у меня в красном вкладыше военика таки раньше буковки ОЯ стояли)




Давайте не будем.



Еще раз акцентирую - необходимость и возможность эвакуации заводов определялась не доктриной, которая кстати появилась только в конце 30-х, а растущей дальностью действия бомбардировочной авиации и высокой популярностью доктрины Дуэ.
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
15 фев 2013 21:11:08

Блин, даже не знаю как ещё сказать.
Вы в упор не желаете видеть что большевики взяли власть 7 ноября 1917 по НС, и не просто взяли, а поменяли общественную формацию, и была их горстка.
У них на дату вообще опыта было "0" во всем.

Шахурина лучше не полоскать, он воссоздал авиационную промышленность. Не один конечно, но он моторчик, и он на собственной шкуре испытал что означает "в точке Х вас встретят".


Я про ГО эпохи "развитого социализма", как раз тогда появилось дофига доказывающих необходимость по эшелонных и по вагонных планов. Кандидатские легко защищались, и опровергнуть не смей. Только я видел как этих "кандидатов в доктора" пинком под зад из штаба ГО города, а потом на номерные заводы не пущали.
У меня не вкладыш, у меня личные воспоминания от общения, и лично услышанные рассказы о том как это размещаться на новой площадке, где кроме умелых рук и толковой головы "ничего нет". Я не говорю про привезенное имущество.


Для этого и планировали развитие промышленности на Урале и за Уралом. А при эвакуации планы стали руководством к действию.
  • +0.56 / 3
  • АУ
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
14 фев 2013 07:47:14

Вот тут вы неправы совсем.
Во-первых министерство(наркомат) обороны должно разрабатывать планы на все ВОЗМОЖНЫЕ, а не только вероятные варианты развития событий - вплоть до прилета марсиан (и прочих инопланетян) и к доктрине это не имеет никакого отношения.
Мобилизационные и эвакуационные планы для всех стратегически важных объектов промышленности начали разрабатываться еще с конца 20-х годов и мы уже это с вами обсуждали.

Во-вторых "малая кровь на чужой территории" это хорошо, но размещение стратегически важных предприятий в пределах досягаемости бомбардировщиков это уже не хорошо. И тогда в 30-х доктрина Дуэ была далеко не пустым звуком, а динамика увеличения дальности бомбардировщиков не сулила ничего хорошего нашему западному промышленному району. Поэтому перевод промышленности на Урал был вполне себе стратегическом решением и площадки дублеры они не на пустом месте и не от хорошей жизни появились.


Давайте так - не все заводы выгружались в чистое поле, и не все выгружались на подготовленные площадки. тут в принципе обсуждать нечего. Запуск каждого конкретного завода на подготовленной площадке, "в чистом поле" или еще как - это личный трудовой подвиг руководства и рабочих этих заводов.
Но эвакуация и доставка завода до этой площадки это безусловное чудо организации и логистики, и как любое чудо оно так же безусловно было подготовлено и организовано заранее.
И так же безусловно, что мобилизационные и эвакуационные планы любого крупного предприятия (в том числе и сейчас) имеют грифы с многими нолями и наверняка до сих пор эти грифы никто не снимал и неизвестно когда снимет.

Так что говорить о том, что подготовка к эвакуации промышленности  началась в июле с организации соответствующего комитета и издания распоряжения - несколько чересчур.
Это примерно как сказать что моя подготовка к уборке картошки осенью начинается с заправки машины и покупки мешков для сбора картошки, при этом опуская процессы распашки поля, приобретения семенной картошки, посадки, прополки, окучивания.


Update
Вот кстати косвенное свидетельство
http://opisi.garf.su…elo=266591
"Материалы по обследованию подготовки эвакуационных планов и состояния работы по вызову из угражаемой зоны промышленных предприятий"
Дата дела 1931 год.
То есть эвакуационные планы промпредприятий уже существовали.
  • +0.78 / 5
  • АУ