Облачное будущее по-американски
Информатизация на службе в разведке
В марте 2013 года истекает срок, отведенный Джеймсом Клаппером на формирование и начало эксплуатации современной информационной инфраструктуры разведывательного сообщества США, полные возможности которой будут достигнуты к 2018 году. Ставка сделана на технологии, получившие наименование «Облачные вычисления». По мнению специалистов, формирование единой распределенной облачной вычислительной среды позволит добиться экономии бюджетных средств и обеспечит новый уровень информационной безопасности. На что готовы американцы в погоне за информационным превосходством? Чем можем ответить мы?
Через 100 лет после изобретения радио начался очередной этап внедрения информационных технологий в военное дело. Сейчас происходит переход к комбинированному применению передовых достижений в системах боевого управления, связи, вычислительной техники, разведки и наблюдения, высокоточного оружия большой дальности, беспилотных и роботизированных средств вооруженной борьбы. Разница лишь в масштабах происходящего. По сути, началась революция в военном деле, главной целью которой стала повсеместная информатизация и автоматизация процессов вооруженной борьбы.
Вполне естественно, что информатизация затронула и разведку, делая ее более комплексной, своевременной и достоверной. Как отмечал в свое время бывший директор ЦРУ Дэвид Петрэус, «за последние годы произошел рост возможностей таких разведывательных дисциплин как радио- и радиотехническая, видовая, специальная техническая разведка, и связан он был в первую очередь с распространением информационных технологий. Но реальный прорыв был достигнут за счет интеграции этих разведывательных дисциплин, а также координации и кооперации всех элементов разведки».
НАЧАЛО РЕФОРМИРОВАНИЯ
Разведывательное сообщество США представляет собой совокупность федеральных ведомств, организаций и служб, выполняющих задачи по предоставлению высшему военно-политическому руководству страны необходимой информации в интересах регулирования внешней и внутренней политики и обеспечения национальной безопасности государства. В его состав включены федеральные ведомства, которые можно разделить на два типа – военные и невоенные. Принадлежность к военным определяется административным подчинением Министерству обороны: Управление национальной безопасности (УНБ); Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО); Национальное управление геопространственной разведки (НУГР); Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР); органы разведки сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты.
Невоенные члены разведывательного сообщества представлены восемью структурами: Аппарат директора национальной разведки (ДНР); Центральное разведывательное управление (ЦРУ); Управление разведки и исследований Государственного департамента; Федеральное бюро расследований Министерства юстиции; отдел разведки и безопасности Управления по борьбе с наркотиками; Управление анализа информации и защиты инфраструктуры Министерства внутренней безопасности (МВБ); Береговая охрана; отдел разведки и информационно-аналитической деятельности Министерства финансов; разведывательный отдел Министерства энергетики.
За время существования разведывательного сообщества были отмечены взлеты и падения, проводились различного рода реорганизации, уточнялись и перераспределялись задачи его членов. Но несмотря на это, добиться реальной объединенности разрозненных ведомств в единое сообщество длительное время не получалось. Доходило до смешного, когда службы безопасности использовали коммуникационные межсетевые экраны – брандмауэры (firewall) не для обеспечения безопасности ресурсов в Сети, а для ограничения доступа других членов разведывательного сообщества к своей информации.
Именно отсутствие взаимодействия, по мнению ряда американских аналитиков, являлось причиной многих ошибок, приводящих к катастрофическим последствиям. Поэтому одним из главных направлений деятельности аппарата первого директора национальной разведки Джона Негропонте стало формирование так называемого единого информационно-коммуникационного пространства в рамках всего разведывательного сообщества. Для этого в аппарате директора была введена специальная должность руководителя проекта, создан ряд новых центров, а также выпущены документы, определяющие порядок взаимодействия и организации работы членов разведывательного сообщества. Но, несмотря на все предпринимаемые усилия по формированию единого информационно-коммуникационного пространства (ЕИКП), принятию решений о необходимости формирования новых цифровых баз данных и разработки планов создания централизованной системы подготовки специалистов информационно-аналитических служб, первых результатов смог достичь только его преемник Майк Макконелл.
В отличие от своего предшественника Макконелл, отработавший в должности менее двух лет, смог преодолеть большинство технологических, организационных и, самое главное, бюрократических препон и сформировать из 17 разобщенных ведомств единое сообщество. Именно при нем была запущена новая информационно-поисковая система типа Google, объединившая базы данных всех ведомств американской разведки и впервые после почти 10 лет бюрократических неразберих позволившая сотрудникам информационно-аналитических подразделений получить доступ ко всем интересующим их материалам.
Развертывание такой системы было невозможно еще несколько лет назад, когда в самом разгаре была межведомственная борьба, а каждая служба осуществляла свои программы разработки и внедрения информационных решений. Вместе с тем объединение всех ведомств разведывательного сообщества единой поисковой и почтовой службой не являлось самоцелью. Главное, по мнению Макконелла, было повысить эффективность информационно-разведывательной деятельности, которая напрямую зависит от уровня информационного обмена. Для достижения этого аппаратом директора национальной разведки был осуществлен целый спектр различный мероприятий.
В их числе – создание библиотеки национальной разведки; формирование единого аналитического пространства (A-Space), функционирующего как специальное приложение глобальной системы передачи разведывательной информации JWICS. Разработка регулярно обновляемой матрицы приоритетов национальной разведки (National Intelligence Priorities Framework), представляющей собой специальный инструментарий определения потребностей в разведывательной информации и корректировки с учетом задач добывающих и аналитических подразделений. Формирование в рамках разведывательного сообщества межведомственных многофункциональных аналитических групп для решения наиболее сложных и неотложных задач RASER (Rapid Analytic Support and Expeditionary Response) и SHARP (Summer Hard Problem Program), а также многое другое, в том числе и база данных Intellipedia.
Определив жесткие правила организации взаимодействия и осуществления информационного обмена между всеми ведомствами разведывательного сообщества, а также установив ответственность за их невыполнение, Макконелл не забыл и о «пряниках» для своих подчиненных. Наряду с целым рядом директив, касающихся вопросов повышения эффективности информационно-аналитической работы, подготовки новых функциональных обязанностей сотрудников подчиненных ведомств, Макконелл спустя всего три месяца после назначения подписал документ ICD № 655 о предлагаемой системе поощрений. Новая директива определяла обновленный порядок награждения сотрудников, отличившихся по службе и внесших значительный вклад в деятельность разведывательного сообщества и обеспечение национальной безопасности страны.
Интересен тот факт, что список новых поощрений и наград точно отражал все современные проблемы, с которыми столкнулась американская национальная разведка. Так, за выдающиеся достижения, которые демонстрируют, способствуют и прежде всего обучают культуре организации взаимодействия различных ведомств разведывательного сообщества и обеспечивают эффективный обмен разведывательной информацией, была введена специальная награда директора национальной разведки «За организацию взаимодействия и сотрудничество». За внедрение инновационных технологий и предложений по преодолению вновь возникающих угроз и вызовов национальной безопасности – учреждена ежегодная премия «Галилео», а руководители разведывательных ведомств могли рассчитывать на медаль «За реформирование национальной разведки», которая вручается за выдающийся вклад в выполнение целей и задач президентского указа «О предотвращении террористической угрозы и реформировании разведывательного сообщества», а также интеграцию ведомств национальной разведки....
http://nvo.ng.ru/arm…uture.html