Давайте разберемся и заодно посмотрим на статистику…
Итак, уровни проблемы…
1. Погибшие в семьях.
Самая видимая часть, верхушка айсберга.
Именно эти случаи описываются в прессе…
Сколько их?
Возьмем официальные цифры Госстата – см. их сайт, статсборник «Дети России».
Процент внутрисемейных причин от общего числа возьмем из приведенного тут одним из участников источника. Самоубийства нужно считать все наверное. Неопределенные намерения – берем тот же процент – 10%. Крайние данные – за 2008, сейчас возможно уже поменьше. Таким образом, масштаб этой проблемы по официальным данным – примерно 300-400 смертей в год.
Все это относится к сфере действия УК и тут действительно ничего особо выдумывать не надо. Однако помимо раскрытия преступлений должна идти ведь и профилактика преступлений. Но тогда вопрос - как ее проводить, ведь «семья – сакральна» (как кто-то тут выразился)?
Однако смерти подростков и детей – важная проблема, но не самая существенная.
2. Пострадавшие в семьях, видимая часть. Т.е. последствия жестокого обращения, насилия и т.д., вызвавшего те, либо иные болезни, серьезные эмоциональные срывы, психотравмы, случаи преступных действий либо случаи, резко меняющие в отрицательную сторону жизнь ребенка.
Причем речь даже не про воспитанников детдомов.
Смотрим на ту же официальную статистику
Т.е. это преступные посягательства, выявленные несовершеннолетние, совершившие преступления, случаи психических заболеваний (не все, только по одной категории), случаи заболеваний нервной системы (тоже не все). Психолого-социальная помощь – это обращения несовершеннолетних в службы экстренной психологической помощи, кризисные центры, телефоны доверия, кризисные центры, социальные приюты и т.п. Я специально брал не все случаи обращений (их намного больше), а только обращения в вышеуказанные.
По психическим расстройствам взяты только непсихотические. И для психических заболеваний и для заболеваний нервной системы принят тот же коэффициент – принимается, что процент из-за проблем в семье тот же – 10%.
Не учтены приводы в ОВД по причине преступлений и общественно опасных деяний, не учтен травматизм – из-за того, что сложно выделить случаи насилия («ребенок просто упал и ударился»).
Другой источник…
По данным МВД ежегодно в семьях совершается порядка 400 тыс. правонарушений по отношению к собственным детям (первоисточники указаны тут - http:// ru.wikipedia.org/wiki/Насилие_над_детьми http:// ru.wikipedia.org/wiki/Домашнее_насилие). В качестве первоисточника там упомянута информация от МВД в начале нулевых, ЕМНИП 2002 г., но за давностью видимо самой этой новости уже не висит… В принципе, данные коррелируют с данными Росстата.
Частично указанные группы могут конечно пересекаться, но в любом случае масштаб этой проблемы вырисовывается на уровне сотен тысяч случаев в год.
Всего детей и подростков у нас: на 2000 г. – 33487000; на 2005 г. – 27939000; на 2008 г. – 26055000 чел. Т.е. процент достаточно существенный.
Эта проблема уже поважнее, но и тут – как ее предлагается решать-то? Как вести профилактическую работу?
Но и это еще не все…
3. Последствия, но скрытые…
Это то, про что неизвестно, что не попало в сводки. Это тоже посягательства, травмы, синяки, срывы, неврозы и т.д., но – скрытые. Бить можно и без синяков, или «просто упал, ушибся», а дочка про посягательства в семье может и не сказать... Ребенок может быть качественно затюкан родителями, зажат их гиперопекой…
Это и тогда, когда родители отыгрываются на своем ребенке за то, что с ними делали их родители. Или отыграться на других… Это как один подросток, с которым краткосрочно работал, на вопрос зачем он хочет создать робота и что этот робот должен будет делать, ответил (не дословно, моими словами): «Пусть ходит рядом и как только появится какая-нибудь гоп-компания, он их всех уложит». Расшифровывать надо? Парню 17 лет. У него полная семья. Спортом не занимается и не хочет, хотя вполне здоров. Родители об этой мечте с роботом и вообще об этих интересах не знают. Нужны комментарии?
А если затюканный ребенок станет мечтать стать большим начальником, чтобы «отомстить им всем»? И действительно станет и будет отыгрываться на подчиненных? (Тут еще и про «якори» можно поговорить, но это уж отдельная и глобальная тема; про внутренние причины коррупции тоже интересно, но долго и офтопик).
Никто из посторонних об этом может не знать. Ребенок не идет жаловаться или просто даже не знает – куда, или затюкан настолько, что у него даже мысли не возникает обратиться за помощью.
Наглядно это иллюстрируется О. Дивовым в его очень хорошей книге "Симбионты" (кстати, рекомендую... очень хорошая книга, про подростков и взрослых, для тех и других, но не про ЮЮ):
Цитата Вообще то не обязательно быть сумасшедшим, чтобы превратить жизнь своих детей в ад. Вот ваш добрый знакомый, почтенный профессор. Он возвращается домой уже навеселе и запирается в кабинете, чтобы без помех выдуть в одно горло свою ежевечернюю бутылку водки. В это время его супруга, не менее почтенная преподавательница, на кухне лупит веником по морде дочь. Она всегда ее так била и перестанет лишь в тот день, когда дочь – кстати, ей уже почти шестнадцать, – схватится за кухонный нож. Но с этого дня мама начнет ловко и эффективно выживать ее из дома.
Это ваши друзья. Уверены, что знаете о них такое?
Вот бравый полковник, вам интересно, отчего его дочь резала вены? Вот замечательный художник, хотите знать, откуда у его сына взялся тяжелый нервный тик, из за которого мальчик несколько лет сидел на транквилизаторах? Кстати, все эти годы мальчика в школе нещадно лупили, потому что он вдруг стал не способен дать сдачи… А вот доктор математики, который просто и незатейливо отымел свою четырнадцатилетнюю падчерицу, и ему понравилось, а девочка с тех пор какая то странная.
Это тоже ваши друзья. Вы знаете, что им всем «не повезло с детьми». Нервные, дерганые, проблемные, как многие современные дети. То ли дело было раньше, мы то крепкие росли, здоровые, вот уж меня папуля бил смертным боем за малейшую провинность, а мне хоть бы хны – золотой был человек отец, светлая ему память, ну ка, выпьем за него.
Вы читаете о том, как американцы забывают своих детей в машинах, приходите в ужас и ставите подпись под обращением к Президенту – запретить американцам усыновлять детей из России. Вы вытеснили из памяти неприятный случай, когда оставили собственного ребенка спать в коляске и отошли по делам. Ну, он ведь спал! Самым первым воспоминанием, что останется с ним на всю жизнь, будет такая картинка: он перепуган, ему плохо, а над ним склонились добрые и участливые, но совершенно чужие лица.
Так не загнулся ведь, правда?
Вы ставите подпись, а в это время за стеной ваша соседка с криком «Убью тебя, скотина!» проводит мощный и убедительный хук в челюсть пятилетней малышке, не желающей есть манную кашу.
Не убила же, верно?..
Или в статье Кравецкого – товарищи из СВ должны его знать вроде бы…
- (
http://_www.odnako.org/blogs/show_19789/)
Тоже рекомендую полностью прочитать...
ЦитатаО правильной системе защиты детей
Некоторые граждане риторически спрашивают: «мы живём в больном обществе, как можно этому обществу доверить наших детей?». И делают вывод: «нет, конечно, нельзя». Только любящие родители при полном невмешательстве общества (и особенно государства) вырастят правильную, годную смену.
...
«Больное общество», которому, как разъясняют комментаторы, «нельзя доверять детей», состоит из людоедов-чиновников, врачей-убийц, маньяков-учителей, садистов-милиционеров и прочих нелюдей - но, чудесным образом, «родители позаботятся о своих детях гораздо лучше».
То ли «родители» и описанное сборище мерзавцев — никак не пересекающиеся множества. То есть врачи-убийцы и учителя-маньяки бездетны. То ли «общество больно» только в рабочее время, а по приходе домой люди сразу же выздоравливают и со всей любовью несут своим детям разумное, доброе, вечное.
Насколько доброе многие «любящие родители» несут детям, можно узнать просто посмотрев по сторонам, почитав форумы и поспрашивав знакомых.
...
Это ведь не ювенальщики придумали все эти тысячи бытовых ужасников, десятки тысяч «частных случаев»: родители жрут водку сутками, пока их маленький ребёнок орёт от голода. Родители хреначат «любимое чадо» табуреткой, выкидывают на балкон в минус двадцать, жгут утюгом или сигаретой, а то «чо он?!!».
А ещё некоторые частные случаи лечат детей травами, поскольку «прививки и таблетки вредны». А у некоторых вредны и травы тоже, а помогает только молитва. В результате любящие родители яростно молятся за своих заболевших детей, пока бог наконец-то не забирает тех в лучший мир.
А ещё некоторые годами твердят своему ребёнку: «ты — урод, ты сдохнешь под забором». Или, наоборот: «ты — самый лучший в мире, а кто так не думает, тот пусть горит в геенне огненной». «Любимый ребёнок» в результате вырастает закомплексованным, затравленным существом или эгоцентричным эгоистическим эгоистом, которого, кстати, потом немало удивляет тот факт, что мир ему почему-то не рукоплещет, и никто не бросается исполнять каждую его прихоть, как было во времена его детства.
Граждане сообщают: «у нас и так всё плохо, вон, военкоматы жалуются, что каждый второй — не годен по здоровью». Поэтому, конечно же, нельзя даже думать о влиянии на родителей со стороны государства и общества — «а то станет хуже».
В голове у этих граждан опять общество состоит не из людей. Общество больно, но родители — совершенно точно здоровы. И знают лучше. Общество заболело без их участия. Оно само. Оно само стало таким, что каждый второй не годен по здоровью, кругом маньяки и садисты, некомпетентные врачи, тупые учителя, алкоголики, наркоманы, эгоисты, нюни и рохли. Это — видимо, пришельцы из злой параллельной вселенной, а вовсе не выращенные родителями дети. Нет-нет, чтовы-чтовы, ничего нельзя менять — наверняка станет ещё хуже. «Только родители вырастят правильного ребёнка». Только так злая параллельная вселенная потерпит поражение.
Несомненно, ты, читатель, не можешь заблуждаться. И, несомненно, у всех остальных людей всё ровно так же. Поэтому дети в семьях, чьи семейные дела закрыты для любого влияния извне, находятся в полной безопасности. Каждый из них, несомненно, вырастет абсолютно здоровым лучезарным джедаем, и, собравшись вместе, они отобьют вторжение долбанных вторженцев из злой параллельной вселенной. Из которых почему-то состоит наше больное общество.
...
Масштаб этой проблемы – вряд ли меньше, чем предыдущей, т.е. речь идет об еще как минимум десятках или сотнях тысяч невыявленных случаях.
Как эту проблему решать? Оставить без внимания, т.к. семья – сакральна? Пусть дети потерпят? А если решать, то как? Как выявлять, как профилактику делать? Предложите свое решение.
Стратегическое-то решение тут само напрашивается, правда об этом решении почему-то ни ювеналы, ни антиювеналы не говорят. Но тактически, сейчас, - как решать? И, что еще более сложно, как тут не выплеснуть с водой ребенка, как отделить действительно преступные вещи?
4. Без травм…
Родители, которые завели ребенка, но он им не нужен или они не умеют быть любящими или…
Тут нет травм, но тут нет и любви… Почему завели, если не нужен? Не предохранялись, «у всех должен быть ребенок», думали что это все будет как-то по-другому и не ожидали, что с ребенком будет так…
Масштаб проблемы – неизвестен. По личным наблюдениям и ощущениям – не меньше тысяч или десятков тысяч.
5. Завели ребенка и хотели его, но просто не умеют воспитывать, не знают как реагировать на те либо иные вещи. В результате – гиперопека или избалованность или вседозволенность или…
Масштаб – неизвестен. По ощущениям – не меньше десятков или даже сотен тысяч.
Каждая из этих проблем требует решения, т.к. все они, все эти ситуации приводят либо к прямому ущербу, либо к косвенному ущербу, т.е. к тому, что возможности ребенка, то, чего он в жизни добьется, то, что он сможет сделать – все эти возможности будут более узкими. А чем страшны узкие возможности? А тем, что из-за ошибок в воспитании некоторые возможности для него могут оказаться закрытыми НАВСЕГДА. Уже – в детстве, и – НАВСЕГДА! Ребенок очень хотел стать космонавтом, но т.к. в нем сформировали неуверенность – он им НИКОГДА не станет. Или, если ребенок ни разу не слышал от матери ни единого слова похвалы, любви… Или… Или…
Все можно исправить? Вырастет и сможет изменить свою жизнь? Может и сможет, но окажется в роли догоняющего в лучшем случае… А некоторые полученные в раннем детстве установки очень сложно или даже невозможно потом выправить.
ЮЮ может решить далеко не все эти проблемы. ЮЮ это не самое лучшее решение в стратегическом плане и даже наверное тупиковое. Но она может частично решить НЕКОТОРЫЕ тактические проблемы… Т.е. это не лечит болезнь, это просто способ сбить слишком высокую температуру или снять слишком острую боль. Но каким должно быть лекарство – почему-то никем не обсуждается.
Не нравится ЮЮ? Тогда уважаемые антиювеналы – предложите свое решение, свое «обезболивающее» или «лекарство», которое будет лучше, которое будет более тщательно продуманно, которое будет решать ситуацию сейчас и будет годным стратегически. Только не говорите, что все само решится – это лишь способ не замечать проблему.
Но есть и еще более серьезные вещи…
В ближайшие 10-20-50 лет и нашей стране, и людям в целом придется (с достаточно высокой вероятностью) столкнуться с серьезными проблемами. К примеру просто (при нерегрессивных сценариях и сценариях войны): фазовый постиндустриальный кризис (в терминологии Переслегина), эволюционный кризис, возможная технологическая сингулярность, ресурсный кризис, необходимость крайне быстрого опережающего всех остальных развития нашей страны, необходимость построения сверхмодерна/СССР-2.0 и т.д. И, судя по всему, это будет «реальность, данная нам в ощущениях». Так вот - при существующей системе воспитания (в т.ч. в семьях) и образования с этими проблемами не справиться, их нужно будет менять (причем, вполне возможно что и кардинально). И вот это – очень серьезнейшая тема, т.к. 10-20-50 лет равно всего лишь одному-двум-трем поколениям, а этого – мало. Причем тут воспитание? При том, что общество и гос-во состоит из людей, а качество и возможности людей определяются воспитанием и образованием.
И эта проблематика также почему-то не замечается некоторыми политическими аналитиками… И вот членам СВ я задавал вопросы на тему педагогики будущего, сказать они ничего не могли, т.е. образа воспитания в сверхмодерне/СССР-2.0 у них нет. Правильно, зачем думать на несколько ходов вперед, когда можно просто сейчас как-то с криками и эмоциями пешки двигать…
Слишком глобально?
Ну вот вам локально…
- Большая нагрузки в школах. 8 уроков ежедневно (на примере одной из знакомых мне школ – это с 8:00 где-то до 14:30. + «должно быть обязательно по 2-4 часа минимум на домашние задания» (как сказала мне однажды учительница одной достаточно продвинутой школы). Получается такой полноценный рабочий день по 8-10 часов. Сумма знаний будет в дальнейшем продолжать расти быстрыми темпами. Школьники будут учиться сутками? Или уберем еще какие-то предметы? Или перейдем, к примеру, на обучение по примеру школы Тубельского? А массовое образование и родители готовы на переход в массовым режиме на школы Тубельского?
А что тогда с ЕГЭ делать?
- Пространство класса и расположение столов.
- Вербальное пространство урока и школы в целом.
- Проблема защиты прав учителя в конфликтных ситуациях «учитель-ученик».
Можно было бы перечислять и дальше… Все эти проблемы – не менее существенны, чем то, о чем кричат антиювеналы. И почему-то все эти проблемы антиювеналами и аналитиками не рассматриваются, обо всем этом, очень и очень важном – не кричат и не спорят. А о попытке реально уменьшить уровень насилия в семьях (пусть даже не очень совершенными инструментами) – кричат и как кричат! Т.е. о том, что реально влияет на детей, об уже сейчас существующих реальных проблемах – не говорят, а о каких-то потенциальных и по большей части надуманных проблемах – кричат. Почему, как думаете?
Почему надуманных? Сейчас попробую объяснить…