Экономическое освоение севера России
447,903 876
 

  Dobryаk ( Практикант )
20 фев 2013 17:29:10

Тред №532107

новая дискуссия Дискуссия  315

Покорение вечной мерзлоты

http://energyland.in…show-99952
18.02.13 12:12

До недавних пор едва ли не единственной достопримечательностью Нового Порта считался крупнейший в мире мерзлотник, построенный спецпереселенцами. Но вскоре заполярный поселок рыбаков на Ямале непременно будет ассоциироваться с нефтью и газом.

Новый порт

1920 г. В России продолжается Гражданская война, страна находится в блокаде, отбиваясь от англо-французских, американских, польских и японских интервентов. А советское правительство тем временем создает комиссию по разработке плана ГОЭЛРО и учреждает ВЧК по ликвидации неграмотности, поднимает в стратосферу первый аэростат и формирует программу строительства портов на побережье Северного Ледовитого океана. Уже в августе 1920-го Отдельная Обская гидрографическая партия выявляет на полуострове Ямал новую бухту. На самом конце длинной косы поднимают красный флаг, а бухту называют Новый Порт. На следующий год изыскательская партия под руководством Сергея Лаппо, обустроив нехитрое жилье, поставив радиостанцию и баню, начинает детальное обследование бухты для приема судов Карской товарообменной экспедиции.

Еще через шесть лет на берегу бухты появляется фактория, а в 1931-м создается Новопортовский промысел Обьгосрыбтреста. Первые рабочие и рыбаки — спецпереселенцы из Астрахани — бьют белуху и ловят осетра. Черную икру советское государство продавало капиталистам за валюту, покупая за границей оборудование для металлургических и тракторных заводов. А вокруг рыбозавода, самого крупного на Обской губе, со временем образовался большой поселок. В далекий Новый Порт сотнями свозили ссыльных и спецпереселенцев со всей страны, в том числе из Поволжья, Западной Украины и Бессарабии. Говорят, многие из переселенцев не доживали до весны.

С именем Сталина


Вскоре после Великой Отечественной в районе пристани организовали Байдарлаг для строительства «восточного участка железнодорожной линии от ст. Чум через Обское, Яр-Сале к Новому Порту». Северное управление лагерей перебросило сюда до 2500 заключенных. Правда, просуществовал лагерь недолго. Ликвидировали его с формулировкой «для оздоровления финансов». Страна Советов решила тянуть северную железную дорогу не на полуостров Ямал, а до Игарки, выбрав одну из проток Енисея для секретной базы подводных лодок.

В 1950-е на Новопортовском рыбозаводе соорудили хранилище рыбы. Вырубили его прямо в вечной мерзлоте под руководством сосланного из Ленинграда инженера Густава Бекмана, немца по национальности. Возведение тоннелей вели посменно, днем и ночью. Лед рубили топорами. И так несколько лет. Особо отличившиеся спецпереселенцы и ссыльно-эвакуированные получили даже благодарность «за стахановскую работу на строительстве вечномерзлотника в тяжелых условиях Заполярья».

Слоеный пирог


О нефти на полуострове Ямал заговорили в 1964-м. Именно тогда в нескольких десятках километров от Нового Порта геологи открыли крупнейшее месторождение. В первые годы здесь пробурили 29 поисково-разведочных скважин, насчитали немалые запасы, но на этом и остановились. Слишком уж сложна была структура месторождения. Оно напоминало слоеный пирог, каждый корж которого начинен какими-либо углеводородами. При этом вечная мерзлота, твердая как гранит, сопротивлялась буру, сминая порой готовые буровые колонны.

В самом начале 1980-х государство сделало второй подход к обустройству Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Его доразведку доверили легендарному Василию Подшибякину, Герою Соцтруда, начальнику объединения «Ямалнефтегазгеология». Ямальские геологи пробурили еще 69 поисково-разведочных скважин, уточнили запасы. А разработку газовых залежей поручили Надымгазпрому, который высаживал ранее первые десанты на Уренгой, начинал Ямбург. Надымские газовики организовали Новопортовское управление, передвижную механизированную колонну. Заложен был вахтовый поселок. Пробурены первые 20 эксплуатационных скважин. Однако в 1986-м все работы вновь приостановили. Возобновил их «Газпром» только в XXI веке.

В 2009-м, взвесив все за и против, компания принимает стратегическое решение о передаче прав на Новопортовское месторождение дочерней «Газпром нефти». Лишь через три года Федеральное агентство по недропользованию одобрило передачу лицензии. А уже в мае 2012-го на Новопортовском месторождении начнали бурить первую эксплуатационную скважину.



Марсианский пейзаж

И вот «Газпром нефть» организует десант журналистов на Новопортовское месторождение. Из Салехарда сюда полтора часа на вертолете. Для многих это первый визит в Заполярье. Наш брат, не чуждый лирики, сравнивает заснеженную тундру с марсианским пейзажем, а вахтовиков — с колонистами, присланными с Земли осваивать чужую планету. Рабочие костюмы вахтовиков и впрямь напоминают неповоротливые скафандры. «Акул пера» предварительно облачили именно в такие толстые комбинезоны с капюшонами, снабдив защитными очками и касками. В них особо не разгуляешься, зато сорокаградусный мороз переносится гораздо легче. Думаешь лишь о том, как спрятать от леденящего ветра нос и щеки.


На бескрайних просторах заснеженной пустыни чернеют несколько вахтовых городков — нефтяников, буровиков, строителей. В каждом десятки вагончиков на колесах, здесь все свое — общежития, столовые, узлы космической связи, хранилища с запасами питьевой воды и продуктов и, конечно, передвижные электростанции и бани. И явная доминанта здешних мест — буровая установка компании «Евразия». Она как раз завершает проходку пятой горизонтальной скважины, после чего буровики намерены перебазироваться на новый куст и продолжить работу.


Подрядчики из «Мостостроя-12» возводят пункт сбора нефти с массивными резервуарами. Идет подготовка к прокладке нефтепровода до Мыса Каменного. Там же предстоит соорудить арктический терминал, с которого через год с небольшим начнут отгружать новопортовскую нефть - до 400 тыс. тонн в год.

Короткий северный день подходит к концу. Солнце стремится за горизонт. Но журналисты, похоже, не собираются уезжать. Чтобы поторопить званых гостей, Игорь Хафизов, начальник промысла, недвусмысленно намекает: «Если ветер сейчас развернется, то вы можете и не улететь».


Ключи от недр

— Рад видеть вас здоровыми, после того как мы отправили вас в такую даль и такой мороз, — поприветствовал на следующий день в Салехарде журналистов Денис Сугаипов, генеральный директор компании «Газпромнефть Развитие».


— Но, извините, такова уж наша работа.

Зимняя стужа и удаленность от «большой земли» — не единственные препятствия на пути освоения месторождений за Полярным кругом. Вечная мерзлота и сложное геологическое строение, по словам Дениса Сугаипова, долгое время не позволяли подобрать ключи к их разработке. Подобрали их только сейчас. Потенциал скважин первого куста на Новопортовском месторождении, например, превышает 300 тонн в сутки.

— В 2013 году мы продолжим бурение еще одного куста с отработкой технологий добычи, — делится планами нефтяник. — Наша задача — понять поведение дебитов горизонтальных скважин, газового фактора, пластового давления. Продолжим обустройство инфраструктуры, нефтепровода, наливного терминала. В следующем году рассчитываем начать опытно-промышленную эксплуатацию месторождения и круглогодичную отгрузку нефти.
Одновременно нефтяники планируют заняться ликвидацией так называемого исторического наследия. Тех самых старых скважин, что набурили здесь за предыдущие полвека их предшественники.

Эвакуация нефти

За ближайшие три года «Газпром нефть» намерена вложить в проект более 100 млрд руб. С тем, чтобы уже в 2015-м добыть 3 млн тонн нефти. А в 2018-м Новопортовское месторождение обещают вывести на пиковую добычу — 8,5 млн тонн в год.

— Как будет происходить эвакуация нефти с месторождения, пока не определились, — признается Денис Сугаипов. — Во время опытно-промышленной эксплуатации вывозить ее будем танкерами с Мыса Каменного. Это не очень большие объемы, поэтому проблем не возникнет. Но на пике добычи придется принимать другое решение. Кроме эвакуации Северным морским путем, несущей, как мы понимаем, ряд рисков, о которых мы можем сейчас даже не подозревать, имеется вариант прокладки железнодорожной ветки (это более 200 км) и вариант трубопроводный (около 1000 км). Сейчас ведется концептуальное проектирование, к концу 2013 г. мы готовы будем сделать выбор и перейти к следующему этапу — к полномасштабной разработке месторождения.

Точно так же не определились пока в компании с транспортировкой природного газа, которого рассчитывают добывать до 10 млрд кубов в год. При этом новопортовский газ, помимо традиционного метана, содержит до 25% этана, пропана, изобутана. Предстоит решать вопросы и с утилизацией попутного нефтяного газа. Поначалу его будут закачивать в пласт.


Поклялись в вечной дружбе


Развитие Новопортовского, равно как и иных арктических проектов, во многом зависит от преференций со стороны государства. Все эти проекты при существующем налоговом режиме находятся на грани рентабельности. «Мы надеемся на налоговые каникулы, прежде всего по налогу на добычу полезных ископаемых, — заявляет Денис Сугаипов. — В случае принятия такого решения — а работа на уровне федерального правительства сейчас ведется — наши проекты будут рентабельными».

Готово поддержать нефтяников и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. «Мы давно уже поклялись друг другу в вечной дружбе», — не без иронии уточнил Владимир Владимиров, первый заместитель губернатора арктического края. По заверению чиновника, округ будет предоставлять льготы по налогам на прибыль, имущество и для новых проектов «Газпром нефти».

Тогда нефтяники смогут смело вовлекать в разработку все новые залежи, что расположены в окрестностях Нового Порта. И не только. «Газпром нефть Развитие» готовит к запуску в регионе еще пару весьма перспективных проектов. В Надым-Пур-Тазовском междуречье уже в этом году начнут добычу нефти на Самбургском месторождении. Продолжат бурение скважин и на Мессояхе, что на Гыдане.

«Наша задача — каждый год приращивать по одному проекту», — раскрывает карты Денис Сугаипов. Только так к 2020 г. «Газпром нефть» сможет практически удвоить добычу, доведя ее до 100 млн тонн в год.

Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа:

«Энергетическая стратегия России, да и логика развития событий однозначно диктуют: добывать надо стабильно, добывать надо завтра больше, чем сегодня. Поэтому еще в 2002-м по поручению президента и правительства для удержания и наращивания уровня добычи газа «Газпром» совместно с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа разработал проект Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий. Полуостров Ямал и его акватории — это 32 уже открытых месторождения углеводородов, перспективные и прогнозные ресурсы которых оцениваются в десятки триллионов кубометров газа, миллиарды тонн нефти и конденсата. И когда в Югре добыча нефти будет падать, на Ямале она будет увеличиваться кратно, мы видим перспективу!»
Отредактировано: Dobryаk - 20 фев 2013 17:33:01
  • +0.35 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!