Цитата: бульдозер от 24.02.2013 21:05:36
Там еще есть ну уж ОЧЕНЬ интересное...
"Отец и сын Шульгины — редакторы «Киевлянина» — газеты, выходившей в «трижды русском крае»".....
...Первым редактором этой стильной газеты был профессор Киевского университета Виталий Шульгин. А последним — его сын, Василий Шульгин, — тот самый депутат Госдумы, который принимал отречение у Николая ІІ в 1917 году. Василий Витальевич прославился как горячий защитник триединости русского народа и один из главных идеологов Белого движения. Его воспоминания «Дни» и «1920 год» стали классикой отечественной мемуаристики. Блестящий слог шульгинской публицистики был воспитан газетой «Киевлянин». ....
Крайне интересная личность- пока еще малооцененная.
О «великих и загадочных людях» Северного Причерноморья.
Все мы знаем про морсокго офицера Александра Можайского – изобретателя первого русского самолета, который, якобы не полетел. Можайский -- родом из дворян Вологодской губернии. Но если внимательно копнуть его биографию – то вылезают весьма интересны подробности – это ПП Юго-Западного Края, РОПИТ, разведмисисях и техническом шпионаже. Для анализа взял работу Юрий Никулина «Александр Можайский» -- цитирую отсюда:
http://www.booksite.…/index.htmИтак, лейтенанта Можайский принимает участие в 1853-1855 году в кругосветном плавании и спциальной дипломатической мисси в Японию на фрегате «Диана». На сисетр-шипе «Дианы» -- «Палладе» с аналогичной миссией пребывает писатель Гончаров. Всей миссей руководит адмирал Е.В. Путятин. Итогом мисси стал Симодский договор о русском Сахалине и разделу Курил по линии между Урупом и Итурупом.
Можайский – главный рисовальщик в походе. Но фрегат «Диана» в 1854 году расшибает цунами в бухте Симода, и экипаж его вынужден жить в Японии, пока не построят и уцелевших материалов хоть какую-то шхуну, по чертежам из ж-ла «Морской Сборник» был взять «Опыт».
Цит: И тут судьба и служба преподнесли морскому офицеру сюрприз. Лейтенант А. Ф. Можайский был назначен в состав Российской миссии в Хиву и Бухару.
В 1858 году экспедиция, возглавляемая полковником Н. П. Игнатьевым, двинулась в путь.
Полтора месяца через пески караван экспедиции шел в Хиву из Оренбурга. Многое повидал Можайский, но особо его внимание привлекали орлы, их способность парить высоко в небе, плавно описывая большие круги, затем камнем падать вниз, а в следующее мгновение опять парить, маневрируя в воздухе. Орел - большая птица, тяжелая... Какая сила держит его, парящего с неподвижными крыльями, на воздухе?
Начальник экспедиции отправил А. Ф. Можайского на хивинской лодке к устью Амударьи навстречу Аральской флотилии, на которой одним из судов командовал его сослуживец по «Диане» А. Колокольцев.
Но встреча не состоялась. В условленном месте Можайский флотилию не застал и возвратился в Кунград. А затем шел на лодках с подарками для хана и эмира вверх по Амударье и каналу Полвал-Ато до Хивы.
Амударья - река капризная и опасная. В ней рождаются мели там, где вчера были глубины, неожиданно появляются и исчезают перекаты. Пройти ее на лодках - дело сложное. Можайский изучает реку, измеряет глубины, скорость течения, наносит на карту и производит описание очертания берегов.
Побывав в Бухаре, экспедиция, обогнув Аральское море с востока, в январе 1859 года вернулась в Оренбург.
Талантливый, хитрый 27-летний Н. П. Игнатьев буквально вырвал у бухарского эмира вассальный договор с Россией.
Игнатьев – тоже ПП, дядя того самого А.А. Игнатьева – дважды генерала, автора мемуаров «50 лет в строю» и т.п. А имение Николая Игнатьева, в честь которого назван проспект в болгарской столице Софии -- некие Круподеренцы – в 40 километрах от Вороновицы (20 км от Винницы) – главного имения Можайских.
После заслуженного отпуска Можайский назначается старшим офицером на относительно новый большой корабль «Орел», который имел на вооружении 84 орудия, нес полную парусную оснастку, имел паровой двигатель мощностью в 450 л. с. и, в отличие от пароходо-фрегатов, в движение приводился не колесами, а гребным винтом. Так что забот у старшего офицера на корабле хватало.
О его командирских качествах можно судить по воспоминаниям академика А. Н. Крылова, крупного специалиста в области теории корабля. Он вспоминал, что в ходе смотра эскадры летом 1859 года инспектирующий адмирал, обратив внимание на четкие действия команды «Орла», поставил сложнейшую задачу поднять все паруса, затем их укрепить, а после этого «переменить грот-марсель вместе с марса-реей». Марса-рея - это громадное бревно, которое вместе с парусом весит не менее трехсот пудов и закрепляется на мачте, на высоте более двадцати метров. А новый парус хранился на нижней палубе. В ходе выполнения задачи кроме команд не было слышно ни единого слова. Через семнадцать минут работа была завершена. Такого результата можно было добиться только каждодневным напряженным трудом по обучению и сплочению команды. «Старшим А. Н. Крылов офицером этого судна, - пишет А. Н. Крылов, - был А. Ф. Можайский... он был громадного роста, широкий в плечах, богатырски сложенный...»
8 июля 1869 г., как пишет в своем дневнике Е. Н. Кузьмина, А. Ф. Можайский выехал из Вологды на службу в Одессу, оставив на ее попечение обоих своих сыновей.
Чтобы компенсировать условия Парижского мирного договора о запрете иметь военный флот на Черном море, российские власти создали там «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ). Оно фактически прикрывало возрождение Черноморского флота, строило быстроходные торговые пароходы, которые в т. ч. выполняли задачу по охране российского побережья.
Возглавлял РОПиТ контр-адмирал Н. М. Чихачев - будущий управляющий Морским министерством, а его помощником был брат Александра Федоровича - капитан 2-го ранга Н. Ф. Можайский.
Николай Федорович постоянно жил в Одессе по месту службы, но вместе с тем, будучи человеком состоятельным, по рекомендации Н. М. Чихачева и при его материальной поддержке в 1867 г. купил имение в Брацлавском уезде Подольской губернии (ныне Винницкая обл.) с селениями Степановка, Шендеров и Потуш, которые находились «...в хорошем состоянии и хозяйство ведется собственными средствами удовлетворительно...», как говорилось в списке русских землевладельцев, составленном в марте 1869 года. Весной того же 1869 г. он купил и Вороновицу с красивым усадебным домом. Но пожить в этом поместье ему не удалось. Не успев принять у себя Александра Федоровича, Николай Федорович скончался. Из записи Е. Н. Кузьминой узнаем: «...3 августа (1869 г. - Ю. Н.) получили известие о кончине Николая Федоровича Можайского, лошадь расшибла...».
Имения по наследству перешли к его четырехлетнему сыну Николаю и поступили в ведение Брацлавской опеки. Опекунами были назначены вдова Николая Федоровича - Анна Федоровна Можайская и статский советник Ю. И. Тимченко.
Александра Федоровича Можайского определили поверенным опекунов, и в этом качестве он вступил в управление имением.
Усадебный трехэтажный каменный дом был выстроен еще в XVIII веке для графов Грохольских, состоял из 43 комнат. Вокруг барского дома находились многочисленные хозяйственные постройки. После польского восстания 1863 года Грохольские были вынужденны продать имение Можайским, опасаясь его секвестра.
В управлении А. Ф. Можайского оказались винокуренный завод, пять мельниц, пять прудов, 532 десятины промышленного леса и около 4000 десятин земельных угодий.
Опыт руководства экипажами кораблей, строительства судов и опыт, приобретенный в Вологде, позволили ему рачительно хозяйствовать и даже укрепить имение. Он, объезжая поля, проверяя качество обработки, следил за обязательным использованием удобрений. Сам разработал способ получения костной муки для удобрения, о чем письмом сообщает в отделение сельского хозяйства Вольно-экономического общества, где 13 марта 1870 г. специально рассматривался вопрос «о костной муке, приготовляемой по способу г. Можайского» [1].
Фото Вороновицы -- отсюда:
http://all-ukraine.l…41914.htmlВ этой Вороновице Можайский и создал модель самолета.