Гыы...
Кагебешные «Оскары» ("Foreign Policy", США)
В путинской России лучший фильм года награждают шпионы
Когда прошлой осенью российский режиссер Карен Шахназаров узнал, что его награждают очередной премией, у него промелькнуло желание вежливо отказаться. Дело не в том, что эта награда была голливудской «Золотой малиной», которую присуждают худшему фильму, или чем-то вроде того. Шахназарову просто впервые присудили Премию ФСБ, иронически называемую в Москве кагебешным «Оскаром», и он понимал, что многие коллеги будут злословить, если он будет принимать почести от тайной полиции. «Но нравится вам это или нет, это очень влиятельная организация», - считает режиссер. Поэтому в конце ноября, перед церемонией, он почистил смокинг и приготовил небольшую речь о том, что государство и кинобизнес должны работать вместе. В конце концов, это Россия. Все в итоге прошло очень хорошо.
ФСБ – Федеральная служба безопасности, – наследница КГБ, усиливает позиции в российском обществе с тех пор, как в 2000 году президентом стал ее бывший глава Владимир Путин. Это ведомство активно ищет способы взять российские телевидение и кинематограф под свое крыло. Еще в 2001 году оно начало финансировать съемку детективов и шпионских триллеров. С 2006 года оно начало вручать Премии ФСБ со знаком в виде стеклянной статуэтки, украшенной «щитом и мечом», режиссерам, актерам и писателям, «наиболее объективно» отображающим деятельность бойцов невидимого фронта. Церемония вручения премий проходит с такой же помпой, как аналогичные мероприятия на Западе, однако проводится она в печально известной штаб-квартире ФСБ на Лубянской площади - массивном оранжевом здании, которое у многих россиян по-прежнему ассоциируется с допросными камерами КГБ. Это, разумеется, означает отсутствие папарацци, красных ковров и докучливых независимых журналистов. На ней присутствуют лишь несколько сотен российских кинематографистов и главные российские шпионы. В январе 2012 года, перед шестым вручением премии, газета ФСБ «Граница России» объявила, что церемония стала «платформой для творческого диалога» между миром искусства и спецслужбами.
В самом по себе сотрудничестве между шпионскими службами и кино нет ничего нового. Автор книг о Джеймсе Бонде Ян Флеминг (Ian Fleming) служил в британской морской разведке. В Соединенных Штатах Лэнгли нередко взаимодействует с Голливудом. Бывшие шпионы часто подрабатывают консультантами на съемках фильмов, а Триша Дженкинс (Tricia Jenkins), автор книги «ЦРУ в Голливуде» («The CIA in Hollywood»), пишет, что в 1990-х годах ЦРУ даже разработало специальную программу по связи с индустрией развлечений, чтобы влиять на то, как изображают его агентов на экране. Когда Клер Дэйнс (Claire Danes) готовилась к своей роли в сериале «Родина» («Homeland»), ей помогал сотрудник ЦРУ, устроивший ей экскурсию по Лэнгли. Сценарист «Цели номер один» («Zero Dark Thirty) встречался с множеством цереушников, в том числе с аналитиком, участвовавшим в выслеживании Усамы бен Ладена и ставшим прототипом Майи - главной героини фильма.
Однако после прихода Путина к власти ФСБ перешло к другому типу сотрудничества, которого в России не видели со времен КГБ. Премия ФСБ – это, фактически, возрожденная награда, которую КГБ вручал советским писателям и режиссерам в период с 1978 по 1988 год. Кроме того, подобно своему предшественнику из эпохи холодной войны, ФСБ начала финансировать и продюсировать кино от начала до конца. «Они пытаются переписать реальность и представить себя героями комиксов, вроде Бэтмена и Робина», - утверждает Александр Черкасов, эксперт по спецслужбам из «Мемориала» - ведущей российской правозащитной организации...
http://www.inosmi.ru…16376.html