Для простоты и наглядности используем следующее деление. Есть «Великая Идея» и есть повседневная жизнь, «малые дела». По мнению сторонников советского пути развития, они должны соотноситься в понятиях первичности-вторичности: по их мнению, в нормальном обществе первичное – это «Великая Идея», а «малые дела» у каждого должны быть на втором плане.
Эти взгляды неверны в своей сути. Общество не может жить в первую очередь «Великой Идеей». Оно быстро устаёт.
Правильная формула выглядит так. Человек живет прежде всего «малыми делами», то есть своими повседневными материальными интересами. Однако происходит это как бы «на фоне» «Великой Идеи», существующей как идеологическая доминанта общества.
Живём мы ради материальных интересов, «малых дел», а «Великая Идея» предстаёт в качестве общего морального ограничителя и регулятора. Иными словами, человек может ею руководствоваться, а может и нет. Либо в какой-то мере принимать в расчёт, сообразовываться в тех или иных отношениях.
В ситуации экстраординарной (например, война с «неверными») «Великая Идея» выходит на первый план. Что мы защищаем? Aris et focis, то есть алтари и очаги. Где алтари и есть «Великая Идея» (православная монархия, социалистическое Отечество), а очаги – наши «малые дела», структуры повседневности Фернана Броделя. «Очаги», таким образом, оказываются на втором месте. http://vz.ru/opinion…21460.html