Цитата: druid_x от 03.03.2013 01:16:04
...проблема в том что наши совершенно не понимают сути технологии малозаметности...
Моя душа аж не выдержала такого и пришлось регистрироваться на сайте (год только читаю!), чтобы вставить свои пять копеек... ::)
1. теорию малозаметности разработали у нас! Читайте/учите историю: Уфимцев Петр Яковлевич - "Метод краевых волн в физической теории дифракции".
Lockheed Aircraft и не скрывает что именно эта работа положена в основу их малозаметности самолетов...
2. у нас эта работа не пошла в жизнь в том же объеме как у амеров по нескольким причинам (
далее - моё имхо):
- вояки заявили что самолет должен летать и "быть красивым", а не утюгом (
и тут Я полностью с ними согласен);
- в СССР банально не хватило вычислительных мощностей для рассчета/обсчета планера по технологии Стэлс
- даже если бы рассчитали - не смогли бы автоматизировать в необходимых пределах сам самолет (F117 неустойчив по всем 3-м осям и летает благодоря и только системе автоматизации которая хоть как-то удерживает его в воздухе).
- партаппаратные игры
3. но не всё так плохо как кажется... Да, мы отстаем от амеров в технолгии Стэлс как они её понимают, но мы пошли своим путем - стали развивать авиационные системы РЭБ... Это не исключает использования элементов технологии Стэлс при строительстве самолетов, но всё таки не Стэлс ставится у нас во главу угла....
Если исходить что основными элементами малозаметности является уменьшение ЭПР и инфракрасной сигнатуры, то, как мне кажется, ситуация может выглядеть следующим образом:
- форма направленная на уменьшение ЭПР (потому и убирают ракеты внутрь корпуса, потому и кривые воздухозаборники - с целью скрыть/уменьшить лопатки движка, специальное покрытие фонаря кабины и т.д. и т.п.) - но не во вред летным характеристикам!!!;
- использование материалов для поглащения и рассеивания излучения вражеских радаров;
- а вот про инфракрасную сигнатуру - сказать мне особо нечего, тут Я мало в теме... Понимаю только что требование к сверхзвуку на безфорсажном режиме - в том числе и с целью уменьшения температуры выхлопа... Сюда же и возможность подмешивания забортного воздуха в струю... Какие-то действия направлены на общее охлаждение мотогандол...
Но НАШИ делают ставку и на РЭБ! И к слову - весьма правильно делают...
Создать самолет Стэлс во всех диаппазонах - не получилось даже у американцев... И сдается мне - ни у кого не получится - слишком уж требования разные... Можно только минимизировать ЭПР в каких-то диаппазонах, но в целом - достаточно ограниченно... И теряя при этом весьма сильно качестве самого планера (получая тот самый Утюг, который еле летает, а уж про высший пилотаж и не заикаться)....
А РЭБ - это такая штука... Если перейти на аллегории - и рассматривать противостояние ПВО и самолетов как "война брони и снаряда", то с помощью РЭБ на сегодняшний день самолеты способны прорвать/порвать любую ПВО! И это понимают и американцы и осознали наконец-то и мы.... Достаточно внимательно посмотреть на спецификации 5-го поколения именно в части РЭБ - а они достаточно закрыты не просто так!...
Вообще, читая данную тему и вникая в обсуждение 5-го поколения, мне кажется что многие не достаточно хорошо осознают важность систем РЭБ для современных самолетов... Хотя часть вины в этом заключается в отсутствии нормального материала в интернете (но это не просто так!)...
И чтобы подлить масла в огонь - скажу следующее: если даже на МИГ-21 подвесить современные системы РЭБ (правда не уверен что это получится сделать чисто физически, но если допустить таковую возможность) - то этот древний самолет с очень высокой вероятностью преодолеет самую современную систему ПВО... Даже наши С-300, С-400 и даже хваленую С-500... Про Пэтриот вообще молчу... Хотя, кстати, и не обязательно подвешивать современную РЭБ на столь древний самолет - достаточно чтобы она была на самолете поколения 4+, а уж он сумеет прикрыть не только себя, но и кучу соседних...
Только одна проблема есть с этими РЭБ - наши летчики не полностью осознают важность этого оружия и чаще всего просто не умеют пользоваться ими, хотя зачастую там и требуется всего-то включить саму систему, а остальное она сделает сама полностью в автоматическом режиме... Кстати, именно из-за этого во многом и объясняются наши потери самолетов в заварушке с Грузией... Пока не пригнали самолет оснащенный нормальной РЭБ и он не получил полную карту радиолакационного поля, которую в дальнейшем использовали для постановки помех - мы теряли самолеты от огня не самой современной ПВО... А как только ... - так ПВО у грузин тут же закончилась!
В общем, если кратенько резюмировать всё вышесказанное то: самолет 5-го поколения - это не только сам планер... Это и НЕ ТОЛЬКО форма планера и/или материалы используемые при его строительстве и двигатели обеспечивающие разнообразные режимы полета... Это не только ракеты на его вооружении... Это и бульшущая куча разнообразной электроники, в т.ч. средства РЭБ, которые позволяют ему, не являясь Утюгом типа F117 с его хваленной технологией Стэлс, выполнять поставленные задачи...
P.S. Кстати, если те же австралийцы моделировали бои наших и американских самолетов, то вот ещё никто толком не моделировал качество/возможности систем РЭБ наших и амеров... Понятно что эта инфа закрыта в достаточной степени не просто так, но по некоторым данным могу предположить что как и с самолетами - лидируем мы и американцы, а дальше, с большим отставанием, следует Маркони и все остальные...
P.P.S. Кстати, а с чего это индусы заказали чуть-ли не по комплекту современных систем РЭБ на каждый поставленный нами им самолет?! При чем требования задвинули совсем уж не слабые, вернее я бы сказал даже - где-то параноидальные...