Почему Япония победила в войне 1904-1905 гг.
Почему Японская империя победила в войне 1904-1905 гг.? Многие исследователи советской и постсоветской эпохи поднимая этот вопрос, в рамках старой особенности русской интеллигенции, которая любит бичевать русский народ и Русское государство, говорили и писали о слабостях царской России. С одной стороны, действительно царская Россия имела множество слабостей, которые в итоге и привели к катастрофе 1917 года. Однако рассказ будет неполным, если не сообщить о внутренней силе и цельности Японской империи начала 20 столетия, в отличие от России, и огромной внешней поддержки со стороны Британской империи и Соединенных Штатов. Англосаксы сделали буквально всё, чтобы сначала стравить между собой Россию и Японию, и помочь японцам победить русских на Дальнем Востоке.
Огромное значение для судьбы любой страны является национальный характер народа. У японцев же в конце 19 первой половине 20 столетия с национальным духом был полный порядок. Что и доказывает серия блестящих достижений Японии, как в сфере народного хозяйства, так во внешней политике.
Для начала надо сказать, что Япония была в лидерах по образованию своего населения. Уже в середине 17 столетия в Японии была развита сеть храмовых школ, где обучали грамоте, счёту и ручному труду ремесленников, богатых крестьян и простых самураев. В 1872 году в стране была проведена школьная реформа и принят закон об обязательном всеобщем образовании. Была создана единая централизованная система образования. В Японии провозгласили принцип: «Ни одного человека без образования, ни одной деревни без школы!» Для сравнения, царская власть только шла по этому пути, и обязательным всеобщее образование стало в России только при власти Советов. В 1872 году японский школьный устав определил три типа школ в стране: начальные, средние и высшие (среди них – мужские и женские, общеобразовательные и профессиональные, «тупиковые» и готовящие к продолжению образования). И это была политика государства, причём не капиталистического или социалистического, а феодального по сути. В соседнем Китае, в это же время власти намеренно поддерживали народные массы в невежестве, что должно было удерживать их в повиновении.
В Японии после «революции Мэйдзи откровенно ориентировались на пример Германии. Германская империя была создана «железом и кровью», путём реформ «сверху». Теперь эта политика возвышения нации силой разумной политики политической элиты своеобразно повторялась в Японской империи. Результат был блестящим. Из изолированного аграрного государства, Япония поднялась в группу мировых лидеров, стала крупнейшей военной и индустриальной державой. Япония включилась в борьбу за лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Особенностью Японии была долгосрочная программа по заимствованию знаний, которая была провозглашена устами императора с началом эпохи Мэйдзи. Мировые достижения науки и техники изучались досконально, массово переводились и распространялись книги, которые имели практические значение. Для работы в империю приглашались учёные из США, Британии, Голландии, Германии, Франции, Швейцарии, России и др. стран. Одновременно много молодых японцев отправили на учёбу за границу. В самой Японии учреждались высшие учебные заведения (первый университет был открыт в Японии в 1877 году). В 1879 году в Токио учредили Академию наук, вскоре был организован ряд научно-исследовательских учреждений. Сред них: центральная метеорологическая обсерватория, токийская астрономическая обсерватория, военно-топографический отдел, железнодорожное ведомство, отдел гидрографии ВМФ, институт инфекционных заболеваний, геологическое ведомство, электротехническая лаборатория, институт рыболовства, агрономическая опытная станция, опытные станции по садоводству и лесоводству. Этот далеко не полный список говорит о стремительном развитии Японии в те годы сам за себя. Всего было учреждено более семи десятков подобных заведений. Плюс 70 научных объединений по специальностям. И это при активном участии государства. В России подобный подход мы видим только в Красной империи Сталина...
http://topwar.ru/255…05-gg.html