Выбор России: текущая политическая ситуация
30,010,401 121,468
 

  Спокойный ( Профессионал )
22 мар 2013 11:02:25

Тред №546011

новая дискуссия Дискуссия  42

Правительство согласовало
изменения в законодательство,


радикально расширяющие полномочия ЦБ по надзору за банками.
Если поправки будут приняты,
- регулятор сможет вводить жесткие санкции в отношении акционеров кредитных организаций,
- получит право устанавливать повышенные нормативы для рискующих игроков
- и даже возможность контролировать вознаграждения менеджмента.
Банкиры готовы подчиниться санкциям, но неофициально
называют новые меры беспрецедентно жесткими.

Противостоять их критике придется уже Эльвире Набиуллиной.
Хотя правительственные поправки внесены ко второму чтению законопроекта
о консолидированном надзоре, значительная их часть направлена на иное
- серьезное ужесточение контроля со стороны ЦБ за отдельными банками.
Дополнительный жесткий контроль вводится на трех уровнях:
- за акционерами,
- рисками
- и вознаграждениями сотрудников банков.

Акционеры банков в результате принятия поправок рискуют стать номинальными.
Их предлагается отстранять от управления банками
- за нарушение порядка раскрытия информации о структуре собственности банка,
- заключение с банком сделок, повлекших нарушение обязательных нормативов,
- а также бездействие в ситуациях, когда необходимы меры
по предупреждению банкротства банков.
Сначала ЦБ направит акционеру-нарушителю предписание об устранении
нарушений - вплоть до конкретных шагов, которые нужно предпринять, а в случае
его невыполнения в течение 45 дней отстранит акционера от управления банком.

Его акции станут неголосующими и не будут учитываться
при определении кворума на общих собраниях акционеров.
Детальный порядок применения санкций будет прописан в нормативном акте ЦБ.
Для миноритарных акционеров эта санкция бессмысленна,
ей будут подвержены только крупные собственники банков.

В случаях, когда те же нарушения нормативов допущены банком при сделках
с миноритарными акционерами, последние не пострадают, но санкции для самого банка сохраняются.
Ужесточение надзора за рисками предполагает установление для конкретных
банков индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.

Такому наказанию банк подвергнется за недостаточно
качественные риск-менеджмент и внутренний контроль.
При этом ЦБ будет ориентироваться на соответствие имеющихся в банке систем
риск-менеджмента и внутреннего контроля характеру и масштабу его бизнеса.
Допустим банк совершает сложные операции на финансовом рынке
в больших объемах, а у него за это отвечает всего один человек в бэк-офисе.
Даже если он при этом не нарушает общего для всех банков норматива
достаточности капитала - Н1 — минимум 10%, то для него может
быть установлена более высокая планка Н1 — допустим, минимум 12%.
Или банк инвестирует средства в больших объемах в некие активы на определенный срок,
а потом сталкивается с риском их возможного досрочного изъятия — тогда речь идет
об индивидуальном повышении предельного значения уже норматива ликвидности.
Хорошо, что эта норма пока в проекте, печально шутят банкиры,
иначе российским банкам, имеющим инвестиции на Кипре, скорее всего,
пришлось бы срочно изыскивать дополнительную ликвидность.

В ЦБ указывают, что повышенные нормативы не конъюнктурный инструмент,
а результат системной оценки собственных рисков банка.
Таких примеров можно привести множество:
общая идея — хочешь рисковать, запасай больше капитала и ликвидности.
А также - квалифицированных сотрудников в области управления рисками.
Сейчас квалификационные требования у ЦБ есть только к высшему руководству банков.
Будут — еще и к лицам, ответственным за риск-менеджмент и внутренний контроль.
Вознаграждения банкиров тоже будет контролировать ЦБ.
Они наделяют регулятора правом оценивать систему оплаты труда кредитной организации.
В рассмотрение будут приниматься
- ине только вознаграждения топ-менеджеров,
- но и рисковиков,
- а также иных работников, результаты которых могут критически повлиять на банк.
Если имеющаяся в банке система оплаты труда не соответствует характеру и масштабу бизнеса
банка, уровню принимаемых рисков, финансовым результатам, ЦБ предпишет банку изменить ее.

Например,
- риски банк принимает вдолгую,
- а результаты для начисления вознаграждения оценивает только за год.
Получается,
топ-менеджер может два года получать бонусы, а на третий, когда должны
сработать риски, уволиться — безболезненно для своего кошелька.
Это дестимулирует сотрудников банков наращивать прибыль с оглядкой на риски.
Законопроект будет принят уже в весеннюю сессию и вступит в силу уже с 2014 года.
Российские банкиры в оценках поправок разделились на два лагеря.
- Давно пора переходить к индивидуальной оценке рисков банков,
чтобы не допускать ситуации, чтобы за грехи одних игроков расплачивались другие.
Вторая категория банкиров настроена более пессимистично.
Новые права ЦБ значительно увеличивают риски для инвесторов в банковский сектор,
которые не смогут просчитать свои расходы, говорит владелец крупного розничного банка.
Существующие банки будут вынуждены развиваться не так, как хотелось бы их владельцам,
а так, как хотел бы ЦБ.
Понятно, зачем это делается:
ЦБ фактически бессилен против намеренных банкротств банков
и не может вернуть выведенные деньги за рубеж.

- Учитывая грядущие изменения в руководстве самого ЦБ
- и сроки вступления в силу поправок,
- перемены в надзоре скорее реальность, чем теория.
  • +1.57 / 17
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!