Перспективы развития России
24,476,968 127,230
 

  КРАЙ ( Слушатель )
27 мар 2013 14:08:51

Тред №548102

новая дискуссия Дискуссия  78

Эксперт продолжает цикл статей о новой индустриализации
С чего начать новую индустриализацию
С ноября 2012-го по январь 2013 года в России заявлено, начато или запущено 45 частных инвестпроектов на 10,5 млрд долларов. Серьезные инвестиции и мощная активность зафиксированы в государственном оборонно-промышленном комплексе. Возможно, именно этому сегменту машиностроения суждено стать отправной точкой нового технологического витка развития российской несырьевой промышленности
Цитата
В последние несколько лет с высоких трибун много говорили о том, что новым приоритетом государственной политики наряду с социальными вопросами становится возрождение оборонно-промышленного комплекса и восстановление боеготовности вооруженных сил. Приоритетность данного вопроса вроде бы подтверждается быстрым увеличением бюджетных ассигнований на закупку вооружений и военной техники, зачастую в ущерб развитию других сфер жизни и экономики. Поскольку оборонка и госзакупки вооружений — сферы крайне закрытые и непубличные, могло показаться, что туда деньги либо не пошли и там ничего не происходит, либо средства дошли, но были «потрачены крайне неэффективно». В общем, широкой общественности, не связанной с этими сферами, каких-то обнадеживающих движений там заметно не было.

До последнего времени мы также оставались в рядах скептиков, поскольку за три года исследования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики не обнаружили ни одного по-настоящему значимого и интересного или хотя бы просто крупного проекта в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Напомним, что за это время нам удалось собрать внушительную базу из 750 инвестиционных проектов на сумму свыше 250 млрд долларов. Но только сейчас инвестиционное оживление в экономике дошло и до ОПК. Подчеркнем, что в силу информационной закрытости отрасли и строгости методики отбора проектов мы не можем быть твердо уверены, что в ОПК вообще ничего не строилось в последние три года. Мы говорим лишь о том, что инвестпроекты из этой отрасли впервые попали в поле нашего зрения, причем в весомом количестве — четыре штуки на 3,1 млрд долларов. Для российского машиностроения — огромные деньги. И это дает нам основание надеяться, что отрасль выйдет из того состояния анабиоза, в котором она пребывала последние двадцать лет. Подкрепляет нашу надежду понимание, что государство решило вложиться в сектор серьезно. Средства туда идут двумя путями.

Первый путь — через гособоронзаказ. Объявлено, что в соответствии с Государственной программой вооружений на 2011–2020 годы расходы на закупку вооружений и военной техники составят более 19 трлн рублей. То есть почти по 2 трлн рублей ежегодно! Это колоссальная цифра, в которую при первом осмыслении даже сложно поверить. К примеру, по данным Центра анализа стратегий и технологий, 20 крупнейших российских компаний продали продукции военного назначения в 2010 году на 542 млрд рублей (около половины пошло на экспорт). Не до конца понятно, как наша промышленность сможет произвести продукцию в таком пока непостижимом объеме.

Второй поток средств пойдет целевым образом под ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года», в основном на модернизацию основных фондов промышленности. Всего это около 3 трлн рублей, или примерно по 300 млрд рублей инвестиций в год в обновление фондов и строительство новых заводов по всей стране. Для сравнения приведем свежие росстатовские данные. Инвестиции в основной капитал (важная ремарка: без учета деятельности субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в обрабатывающую промышленность в 2012 году составили 1,4 трлн рублей. Из них в виды деятельности, которые уверенно можно ассоциировать с машиностроением, пошло 248 млрд рублей; а здесь только в предприятия ОПК — до 300 млрд рублей в год. Это вполне адекватная, даже на фоне гигантских инвестиций крупнейших российских необоронных компаний, контролируемых государством (см. таблицу 1), сумма, показывающая обществу, что власть очень серьезно занялась развитием оборонно-промышленного комплекса.
Топ-10 госкомпаний и госкорпораций по объему инвестпрограмм в 2012–2013 гг.

Чтобы эффективно переварить (а не бездарно потратить!) такие гигантские объемы заказов и финансирования, предприятиям оборонно-промышленного комплекса и чиновникам придется наконец-то начать решать две важнейшие проблемы современной России: угасающий кадровый потенциал промышленности, в особенности машиностроения, и не соответствующее времени приниженное значение российской науки, главного двигателя технического прогресса и развития экономики в любой стране.

За двадцать последних лет повсеместно произошло вымывание профессиональных кадров в среде инженеров-технологов, инженеров-конструкторов, исследователей в прикладных институтах машиностроения в возрастном диапазоне 35–55 лет. А ведь это самая производительная возрастная категория, к тому же наиболее эффективно передающая опыт младшим поколениям. Еще хуже, что в стране уже нет нормально функционирующей системы среднего профтехобразования. Выпускники бывших техникумов и ПТУ не умеют читать чертежи в принципе. Технические вузы, технические и естественнонаучные специальности университетов уже давно не пользуются спросом среди абитуриентов — выбирают их лишь наименее смышленые. А выпускников институтов с техническим и инженерным образованием «разбирают» банки и инвесткомпании. Эта проблема системная, и за пару лет ее не решить.

Но вот с отраслевой наукой и прикладными исследованиями, возможно, повезет больше. Здесь тоже произошло повсеместное вымывание лучших кадров, однако количество публикаций снизилось не сильно, правда, заметно упал их научный уровень. В принципе это понятно, ведь на главный продукт научной деятельности — результаты НИОКР — нет спроса. Спрос этот обычно генерируется промышленностью, в особенности машиностроением и другими высокотехнологичными отраслями. Именно поэтому мы рассчитываем, что обильные государственные вливания в ОПК дадут работу и новую жизнь научным институтам, а также небольшим технологичным и инновационным компаниям уже в ближайшие годы.

Электроэнергетика

Эта отрасль — лидер нашего исследования, на нее приходится девять проектов на впечатляющую сумму 14,77 млрд долларов (45% от общего объема инвестиций в проекты, попавшие в данный обзор). И снова это преимущество обеспечено гигантскими стройками госкорпорации «Росатом», вернее, ее «внучки» — концерна «Росэнергоатом».
...
...
Все инвестиционные проекты на территории России (с 1 ноября 2012 года по 31 января 2013 года)
Транспорт

Трубопроводы и электростанции — крупные капиталоемкие проекты, весьма редкие, но не уникальные.

В полной мере уникальным можно назвать космодром Восточный, строительство которого началось в прошлом году в Амурской области. По официальным данным, в первый этап строительства, который должен закончиться в 2015 году, вложено 164 млрд рублей (около 5,5 млрд долларов). По данным Роскосмоса, в 2012 году на строительство космодрома было выделено почти 22 млрд рублей, а в 2013-м ожидается поступление 33 млрд. Судя по объему и темпам роста расходов, строительство идет ударно. По окончании первого этапа строительства будет осуществлен первый беспилотный запуск ракеты-носителя.
...
...
Машиностроение

Обычно машиностроительные объекты — заводы, цехи, новые линии — не отличаются высокой удельной капиталоемкостью. За три года исследования нам удалось обнаружить более 70 машиностроительных проектов, их средняя удельная стоимость составила 140 млн долларов. В этот раз на 10 проектов приходится 4,15 млрд долларов, при этом семь из них существенно дороже 140 млн.
...
Все строящиеся энергоблоки и АЭС в России на конец 2012 г.
...
Химпром и нефтепереработка

Обычно химики и нефтепереработчики впечатляют большими объемами вложений и количеством проектов. Не стал исключением и этот обзор: девять проектов на 2,76 млрд долларов (и один весьма крупный).
...
...
Стройматериалы

Промышленность строительных материалов в связке со строительством всегда является лакмусовой бумажкой регионального развития, да и развития экономики в целом. Рост числа производств цемента, кирпича, сухих строительных смесей, теплоизоляции и т. п. свидетельствует об оптимистичном настрое бизнеса и его уверенности в спросе на продукцию со стороны строительного сектора. А бурное строительство жилья, дорог, заводов и других объектов как раз и есть инвестиционное развитие страны или региона.

Самая капиталоемкая подотрасль промышленности строительных материалов — цементная. Тем более удивителен произошедший в ней бум инвестиций в последние годы.
...
...
Сельское хозяйство и пищепром

По сложившейся традиции АПК радует нас довольно большим количеством небольших инвестпроектов. Сегодня их десять общей стоимостью 1 млрд долларов. Отметим лишь два самых необычных проекта.
...
...
Розничная торговля

Возводимые «Таширом» торгово-развлекательные комплексы стоимостью 140 млн и 180 млн долларов уже никого не удивят в Москве и Нижнем Новгороде. А вот ТРЦ «Аэро Парк» в Брянске, строительство которого ведет местная компания «БинВест», обещает стать большим событием. Обойдется «Аэро Парк» в 100 млн долларов.
...
...
Здравоохранение

До сих пор проекты по строительству различных перинатальных центров и клиник не попадали к нам в выборку. Они финансировались государством и выполняли исключительно социальную функцию — их нельзя было назвать инвестиционными проектами в обычном понимании, так как инвестиции должны окупаться, а проекты в здравоохранении до последнего времени, казалось, в принципе не окупаемы.
...
...



  • +1.97 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  SKV. ( Слушатель )
27 мар 2013 15:01:50


Добавлю. Есть такой специфический стройматериал, как асфальт. Используется почти исключительно для строительства дорог. Так вот, с 2002 по 2011 рост физических объемов производства - 10-кратный (с 4 до 40 млн т). Дороги у нас не строят, ога...Улыбающийся Еще как строят, только суммарное увеличение протяженности дорожной сети относительно небольшое, т.к. не столько новые дороги строят, сколько расширяют имеющиеся, строят дорожные развязки и т.д. На графике отлично видна динамика.



Отсюда: http://gloriaputina.…26378.html

Первоисточник, если что, здесь: http://www.stroyka.r…kh-smesey/ Там более подробная инфа по видам асфальта, битума и других стройматериалов.

Важное примечание оттуда:

ЦитатаДля крупных компаний производство ас­фальтобетона редко бывает главным направ­лением деятельности, а чаще – сопутствующим. Федеральная служба государственной статис­тики насчитывает около 1200 компаний­произ­водителей разных видов асфальтов. В действи­тельности их гораздо больше, так как асфальт и асфальтобетон могут производиться на не­больших установках, как стационарных, так и мобильных. Таким образом, в производстве ас­фальтобетонов участвуют не только крупный и средний бизнес, но небольшие фирмы, которые не отчитываются перед статистическими орга­нами о своей деятельности. В связи с этим мож­но предположить, что приведенные выше дан­ные по объему производства асфальта в стра­не несколько занижены, так как базируются на статистических данных. Погрешность может составлять от 10 до 15%, однако общая дина­мика – значительный рост в последние четыре года – является достоверной, даже несмотря на погрешности статистического учета.
  • +2.16 / 13
  • АУ