Завершаются монтажные работы на линейном участке первой очереди нефтепровода Заполярье – Пурпе
Близятся к завершению основные работы по монтажу линейной части на 130-километровом участке первой очереди первого этапа инвестиционного проекта ОАО «АК «Транснефть» по строительству магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе.
Как рассказал ведущий инженер штаба строительства ОАО «Сибнефтепровод» Денис Иванович Мартынюк, сварочные работы выполнены более чем на 90%. Около 60 километров трубы на подземном участке нефтепровода уложено в траншею и засыпано.
Надземные и подземные части нефтепровода на этом участке, согласно проекту, составляют приблизительно равные доли. Это зависит от распределения по территории зон «вечной мерзлоты». Мерзлый грунт, по утверждению специалистов, представляет собой смесь льда, песка и глинистых отложений. Прокладка коммуникаций в таком грунте приводит к его растеплению, когда он превращается в жидкую подвижную массу, что не только не обеспечивает устойчивость нефтепровода в траншее, но и приводит к нарушению экологического баланса территории.
Чтобы построить магистральный нефтепровод в условиях вечномерзлых грунтов, проектному институту «Гипротрубопровод» пришлось находить принципиально новые инженерно-технические решения и технологии, никогда до этого не применявшиеся на территории нашей страны. Для обеспечения надежности и устойчивости надземной части нефтепровода при его деформации от изменений температурного режима специально для этой магистрали были разработаны три вида опор – неподвижные, продольно- и поперечно-подвижные.
Через каждые 400 метров предусмотрено строительство компенсаторов – п-образных изгибов, которые позволяют нефтепроводу двигаться без нарушения его прочностных характеристик. Сваи, на которых базируется нефтепровод, погружаются на глубину 11-ти метров. Внутрь каждой сваи устанавливаются по два термостабилизатора, обеспечивающие заморозку грунта в радиусе полутора метров до температуры ниже минус 15 градусов. По мере необходимости дополнительные термостабилизаторы устанавливаются еще и снаружи.
Новый нефтепровод – это уникальное в техническом плане сооружение, при его проектировании была поставлена задача, чтобы каждое применяемое техническое решение обеспечивало бы троекратный уровень надежности системы.
Приближение весны торопит строителей с прокладкой вдольтрассовых проездов. Компанией «Транснефть» поставлена задача – обеспечить доступ для техники в период эксплуатации магистрали на всем ее протяжении в любое время года. В зависимости от степени заболоченности местности применяются различные технологии строительства вдольтрассовых проездов – от обычной бревенчатой лежневки до дорог на основе высокопрочных синтетических геомодулей, которые способны обеспечить прохождение тяжелой техники весом до сорока тонн в местах с неустойчивым заболоченным грунтом.
В условиях северной тундры строить дороги можно только в зимнее время до наступления первых оттепелей, пока скованная морозами земля способна без ущерба выдерживать продвижение строительной техники. По плану на этом участке нефтепровода все работы по обустройству вдольтрассовых проездов должны быть завершены до 26 апреля.