Вне привязки к Азии ("Foreign Affairs", США)
Новая дорожная карта американо-китайских отношений
...Разворот Обамы с целью перехвата инициативы
Привязка администрации Обамы к Азии это не просто военное заявление. Это составная часть более обширной дипломатической и экономической стратегии в регионе, которая также включает решение США стать членом Восточноазиатского саммита, планы развития Транс-Тихооокеанского партнерства, углубления стратегического партнерства Соединенных Штатов с Индией и открытие дверей в Мьянму (которую также называют Бирмой). Кое-кто критикует Вашингтон за его новый напор и активность, называя это причиной роста напряженности в Восточной Азии в последнее время. Но такая критика на деле оказывается несостоятельной, ибо существенные инциденты, связанные с нарушением безопасности в регионе, начали возникать и распространяться еще пять с лишним лет тому назад.
Китай это страна реалистов в вопросах внешней политики и безопасности, где работы Клаузевица, Карра и Моргентау обязательны для изучения в военных училищах и академиях. Она уважает стратегическую силу и с презрением относится к нерешительности и слабости. Нельзя было рассчитывать на то, что Пекин будет приветствовать привязку США к Азии. Но его противодействие такой политике не означает, что новая политика США является ошибочной. Такую переориентацию с изменением баланса приветствуют и тепло встречают другие страны Азии – и не потому что Китай воспринимается как угроза, а в связи с тем, что азиатские государства не до конца понимают, каким будет регион, если там станет доминировать КНР. Так что сейчас, когда происходит эта перебалансировка, вопрос для американских политических руководителей должен стоять так: в каком направлении вести взаимоотношения с Китаем.
Одна из возможностей для США это ускорение стратегического соперничества с Китаем, демонстрация того, что у Пекина нет никаких шансов перехитрить Вашингтон и их союзников, и превзойти их по расходам. Но в финансовом плане такая позиция несостоятельна, неэффективна, и поэтому не заслуживает доверия. Вторая возможность – это сохранение существующего положения вещей, когда начнет действовать переориентация с изменением баланса, примирение с невозможностью фундаментального улучшения двусторонних отношений и вечная концентрация на проблемах и урегулировании кризисов. Но это слишком пассивный подход, и здесь есть риск оказаться раздавленным под бременем многочисленных и сложных региональных кризисов, которые необходимо урегулировать. Может возникнуть стратегический дрейф, который пойдет по все более негативной траектории.
http://www.inosmi.ru…20644.html