Российская наука, образование и перспективы.
490,647 1,658
 

  Dobryаk ( Практикант )
30 апр 2013 10:21:09

Тред №562510

новая дискуссия Дискуссия  167

Морское образование России: от количества к качеству: часть 2

Изменение психологии участников процесса

Закономерно ожидать изменение психологии курсанта. Он превращается в потребителя, которому должны оказать качественную услугу. В свою очередь, у курсанта появляется адресный потребитель - судоходная компания, которая оплатила обучение. При такой постановке процесса обучения компания вправе ожидать качественного специалиста. Взаимоотношения между учебным заведением - курсантом – судоходной компанией становятся регулируемыми.

Обязательный переход на систему контрактного обучения после изучения общеобразовательных дисциплин направлен на то, чтобы стимулировать повышение успеваемости даже при обучении в бюджетный период (1-2 курсы). При неудовлетворительной успеваемости курсант может быть не востребован ни одной судоходной компанией, и тогда он будет вынужден либо оставить учебное заведение, либо продолжить обучение за свой счет, если руководство учебного заведения сочтет это возможным.

Ввиду отсутствия законодательной базы, позволяющей обязать выпускника отработать в компании оговоренный в контракте срок, предлагается оформлять образовательный кредит на курсанта через судоходную компанию. Выпускник, который не выполнил свои обязательства, будет обязан вернуть деньги компании в соответствии с условиями банка.

Наконец-то выяснится объективная потребность в подготовке специалистов для флота. В настоящее время истинной картины в кадровой потребности российского флота, а тем более круинговых компаний (осуществляющих деятельность по набору моряков на морские суда), нет. Ясно одно – спрос на российских моряков неуклонно растет.

Судоходные компании будут вынуждены прогнозировать потребности в специалистах с учетом стратегии развития своего бизнеса. Появится реальная возможность ведения статистики потребностей, перемещений и текучести кадров.

В качестве защиты интересов судовладельца, оплатившего обучение курсанта, от попыток его уклонения от обязательной отработки по контракту, можно рекомендовать:

- в рабочем дипломе выпускника ставить штамп компании, которая оплатила обучение курсанта, с указанием в штампе даты и факта окончательного расчета с компанией;

- если иная судоходная компания воспользуется услугами выпускника, не рассчитавшегося за обучение, к ней должны быть применены штрафные или иные санкции, вплоть до лишения лицензии.

Контроль исполнением договора может осуществлять как Port State Control (PSC), Flag State Control (FSC), так и International Transport Federation (ITF);

- создать сайт с базой данных о тех, кто уклоняется от выполнения принятых обязательств по контракту. Контроль со стороны капитана порта;

- контроль неисполнения долговых обязательств по образовательным кредитам можно осуществлять по отработанной схеме (не выпускать должников за пределы России).

Для защиты моряка от произвола недобросовестного судовладельца:


- в процедуре найма следует предусмотреть защиту моряка от попыток судовладельца фальсифицировать сроки и факт погашения задолженности за обучение;

- повысить роль профсоюзов. Моряки и судовладельцы будут вынуждены обращаться к третейскому судье при отстаивании своих интересов.

Учебное заведение перестанет быть безвозмездным донором судоходных компаний:

- допуск для отбора кандидатов необходимо осуществлять на платной основе, то есть заинтересованная судоходная компания должна будет заявить о своем участии в мероприятии и заплатить за это определенную сумму учебному заведению;

- за счет получения средств от судоходных компаний по реализации программ спецдисциплин, как основных, так и дополнительных, в учебных заведениях появляется реальная возможность повысить заработную плату преподавателям до уровня, делающего эту профессию привлекательной для выпускников и моряков, переходящих на береговую работу;

- компаниям может быть дано право на реализацию дополнительных программ (по их усмотрению), как силами преподавательского состава учебного заведения, так и приглашенными со стороны.
Выстроятся новые отношения между учебным заведением и судоходной компанией:

- учебное заведение будет знать реальные потребности и запросы судовладельцев;

- судовладелец будет вынужден работать с учебным заведением напрямую (без посредников). Заплатив за обучение курсанта, у судовладельца появляется право влиять на содержание учебных программ и качество учебного процесса;

- учебное заведение сможет (будет должно) формировать образовательные стандарты, максимально приближенные к потребностям рынка, и мобильно реагировать на эти потребности.

Преимущества новой системы финансирования

Увеличение числа высших учебных заведений, демографические проблемы и прочее привело к явлению, которое на Западе получило название «колледж открытых дверей». Следствием массового высшего образования стало «дифференцирование» системы высшего образования. Сформировалась негласная иерархия морских учебных заведений. Среди прочих проблем, наблюдается устойчивое падение престижа профессии моряка. Введение новой системы финансирования приведет к тому, что:

- возникнет здоровая конкуренция между учебными заведениями за повышение качества подготовки специалистов.  Учебным заведениям, выпускники которых будут востребованы больше, можно увеличивать контрольные цифры по приему и соответственно финансирование;

- для курсантов (студентов) появляется дополнительный стимул повышать успеваемость, чтобы не оказаться в числе невостребованных работодателем;

- для контроля успеваемости судовладелец должен иметь доступ к сведениям о текущей информации по успеваемости курсанта, сроках сдачи и пересдачи заданий. Информация через Интернет о состоянии успеваемости потенциального работника компании (курсанта) позволит контролировать подготовку специалиста и предпринимать упреждающие действия по качеству подготовки.

При формировании заказа на подготовку специалистов следует в первую очередь учитывать интересы российских судоходных компаний. В качестве прочих мер предлагается:

- работу выпускников в российских судоходных компаниях, засчитывать как альтернативную службу в армии [2];

- для выпускников, поступающих на работу в зарубежные компании, давать отсрочку от службы в армии на период отработки вложенных средств в их обучение, но не более трех лет, либо выплатить государству определенную сумму за право не проходить службу.

Наиболее болезненным вопросом является неисполнение условий контракта курсантом, как в процессе обучения, так и став выпускником. Для этого предлагается:

- в случае неисполнения контракта возможны варианты компенсации с учетом банковских процентов для обеих сторон;

- судоходная компания получает возможность постоянно  контролировать успеваемость курсанта. В больших компаниях это могут осуществлять специалисты по связи с учебными заведениями. В маленьких компаниях эти функции могут быть возложены на назначенное лицо по МКУБ;

- за период обучения на бюджетной основе курсант может получить рабочую специальность матроса, моториста и т.д. (первые два года обучения). В случае отчисления со старших курсов, когда компания уже оплатила обучение, задолженность из-за неисполнения контракта может быть погашена отработкой отчисленным курсантом в этой компании на рядовой должности.

Более четко будут выражены возможности российской стороны:

- судоходные компании смогут оказывать адресную материальную помощь своим курсантам, которые в ней нуждаются;

- для зарубежных компаний станет сложнее проникать на российский кадровый рынок, поскольку он станет контролируемым;

- сформируется объективный рейтинг судоходных и круинговых компаний с позиций учебного заведения и курсанта. Уровень заработной платы перестанет быть единственным мерилом престижности компании;

- возникнет ситуация, когда судоходная компания сможет легально вести пропаганду среди курсантов, демонстрируя свои преимущества не на словах, а на деле;

- в судоходных компаниях, которые набирают кадры из учебных заведений, резко снизится вероятность приема на работу специалистов с фальшивыми дипломами;

- у судовладельцев появится реальная возможность формировать корпоративную культуру своей компании на уровне молодых специалистов, например, поздравлять курсантов с днем рождения, оказывать материальную помощь нуждающимся, организовывать их каникулярный отпуск и т.п.;

- сформируется рейтинг не только учебных заведений, но и судоходных компаний. Взаимодействие учебного заведения и судоходной компании даст возможность судить о качестве как одних, так и других. Это повлияет на уровень безопасности мореплавания, а также на фрахтовые ставки при заключении контрактов на перевозку грузов;

- с началом функционирования предлагаемой системы финансирования у компаний, которые не захотят участвовать в организации учебного процесса, возникнут серьезные кадровые проблемы;

- повысится привлекательность учебных заведений для молодых преподавателей. Во-первых, за счет повышения заработной платы, что является непременным условием введения новой системы финансирования. Во-вторых, появятся темы для научных исследований, которые интересны компании;

- учебные заведения автоматически получат статус круинговой компании, что нанесет удар по мелким круингам, по сути, подпитывающим субстандартное судоходство.

По-видимому, плата за право получать кадры в учебном заведении должна быть дифференцированной - в зависимости от статуса учебного заведения и запросов компании. За наиболее успевающих курсантов должна взиматься большая оплата, либо наиболее успевающий курсант должен получать большие преференции.

Новая система финансирования позволит изменить статус СОРОССа, как координатора в области кадровой политики РФ.

Возрастут возможности сотрудничества между судоходными компаниями и учебными заведениями. Получая кадры из учебного заведения, компания напрямую будет заинтересована в повышении качества обучения:  

- для судоходных компаний, набирающих курсантов для дальнейшей работы, могут быть установлены льготные тарифы на обучение их специалистов на курсах в этих учебных заведениях;

- вероятно, для компании целесообразно окончательный договор о кредитовании образования с курсантом заключать после первой практики на судах компании (после двух лет обучения курсант уже имеет рабочую специальность).

Отсутствие учебного флота негативно сказывается на качестве практической подготовки специалистов, поэтому:

- судоходная компания должна нести ответственность за обеспечение и качество практической подготовки, а функцию контроля осуществляет учебное заведение;

- судоходные компании, исходя из своих потребностей и интересов, смогут рекомендовать кандидатуры преподавателей в учебное заведение;

- курсант, обучающийся за свой счет, должен будет сам оговаривать условия прохождения практики;

- представляется целесообразным введение обязательного входного психологического тестирования при поступлении в морское учебное заведение, а также психологического сопровождения во время обучения. Это позволит заблаговременно определить профессиональную пригодность специалиста и предпринять упреждающие действия по коррекции психического состояния;

- возможно, целесообразно адресное отчисление части налога судоходными компаниями на развитие морского образования. Такой шаг позволит резко повысить значимость транспорта в экономики страны. По мнению экс-министра транспорта И.Левитина «транспорт становится ограничителем экономического роста».  

Перечисленные выше мероприятия в комплексе с ожидаемыми результатами от введения второго Реестра будут способствовать повышению качества морского образования, а в результате - повышению безопасности мореплавания в целом.  

«Сложившаяся ситуация в морских перевозках неоднократно признавалась источником угрозы национальной безопасности России. Это же обстоятельство является одной из причин стагнации в российском судостроении: не нужны суда российским перевозчикам – нет заказов у отечественных судостроителей» [И.Левитин].

Решение всех назревших проблем перевозки грузов морским транспортом России следует начинать с кадровых вопросов. Отечественному флоту нужен высококвалифицированный моряк. Важно не упустить время и возможности. Кадровый кризис назрел давно, разрешать его надо незамедлительно.

Сейчас, когда в стране начата кампания по наведению порядка в сфере образования, направленная на повышение его качества, предлагаемая схема позволит дать объективную оценку морским учебным заведениям и не только им. Аналогичная система финансирования может быть применена в других учебных заведениях, что позволит решить целый ряд социально-экономических проблем, связанных с российским образованием и закреплением кадров на отечественном рынке труда.

Литература
1.              Ермолаев П.М. Анализ аварийности на морском и речном транспорте за 2010 г. // Транспортная безопасность и технологии.  2011, №2 (25);
2. Григорьев Н.Н. Как обустроить систему морского образования России // Транспорт Российской Федерации. 2008,  № 1 (14).
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.06 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!