Деньги с демерреджем и другие денежные системы
47,765 69
 

  Марсианин ( Слушатель )
11 окт 2008 21:03:29

Тред №56438

новая дискуссия Дискуссия  391

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Итак, если не замарачиваться сказками о мировых "Империях" (которые нам в один голос рассказывают и Традиционная История и ее антагонист Новая Хронология) то из общедоступных, хотя и урывочных данных складывается интересная картина распространения по всей Евразии городов-государств. Окрепнув, они постепенно продвигаются вперед по пути технической революции, пока не приходят в конце концов к идее «денег» (т.е. пока в этой идее не возникает действительная необходимость):

«С XII по XV век в Европе в ходу были деньги, которые называли брактеатами. Они выпускались городами, епископствами и отдельными феодалами. При этом они служили не только для обмена товаров и услуг, но и являлись средством взимания налогов. Тонкие золотые или серебряные деньги "обесценивались" один раз в год, то есть изымались из обращения и заменялись вновь отчеканенными. При этом они девальвировались на 25%, эта часть удерживалась в качестве "сбора за чеканку" или "налога на чеканку".

Никто, естественно, не был заинтересован в обладании такими деньгами. Вместо этого они вкладывались в мебель, добротные дома, произведения искусства и все то, что имело стабильную или даже увеличивающуюся со временем стоимость. В эту эпоху возникли многие прекрасные произведения религиозного и мирского искусства и архитектуры. Мы и сейчас вспоминаем об этом времени, как о периоде одного из взлетов европейской культуры. Ханс Р.Л Корсен пишет в своей книге "Хрупкие деньги": "Поскольку накапливать денежные богатства было невозможно, вместо них были созданы реальные богатства". Ремесленники работали пять дней в неделю, был введен "пьяный понедельник" (невыход на работу после праздников), уровень жизни был высоким. Кроме того, войны между различными политическими сферами влияния не велись. Поэтому в книгах по истории эта эпоха освещена очень слабо. История была и остается почти исключительно описанием войн и революций.

Поскольку такие деньги одновременно использовались для взыскания налогов, вследствие чего регулярно теряли часть своей стоимости, большой популярностью они не пользовались. Поэтому в конце XV века был введен так называемый "вечный пфенниг", то есть деньги, которые не обесценивались. Снова стали взиматься проценты, и в руках все меньшего количества людей сосредоточивались все большие богатства, со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими проблемами. Фуггеры и Вельзеры становились все богаче, остальные все глубже погружались в долговое болото, от императора до простого крестьянина. Этот пример из истории учит нас, что налоги следует взимать не вместе с платой за обращение, а отдельно.»
(Маргрит Кеннеди." Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому")

Заглянем в «Душу денег» Бернара Лиетара:

«"брактеаты" (bracteaten) - тонкие серебряные пластинки, которые выводились из обращения и заменялись новыми каждый год… Они стимулируют сотрудничество, повышают возможности роста жизненного уровня и, не допуская концентрации денег в одних руках, сглаживают социальную напряжённость»

«Рацион питания. В результате детальных расчетов выяснилось, что ежедневное потребление калорий в Бомонте во Франции в 1268 году составляло 3 500, по сравнению с нынешним потреблением продовольствия в развитых странах, — 3 000 калорий в день. После изучения другого рациона питания — в аббатстве в Монтебурге за 1312 год, был сделан вывод, что там потребляли от 3 500 до 4 000 калорий в день. В 1310 году рацион венецианского моряка был равен 3 915 калорий в день.»[Delort, Robert op.]

« 1108 монастырей были построены или перестроены между 950 и 1050 годами. Строительство ещё трёхсот двадцати шести аббатств было завершено в течение XI века и ещё семисот двух - в течение XII века.[ Charpentier, Louis Les Mysteres Templiers (Paris: Laffont, 1967) pg 62.] В эти два столетия, в частности, строились аббатства размером чуть ли не с город, и это подтверждается примерами Клуни, Шарите-сюр-Луар, Турнусом, Кайеном и многими другими. По оценкам Жана Жимпеля, в эти три столетия миллионы тонн камня были добыты в одной только Франции - больше чем в Египте за всю его трёхтысячелетнюю историю (при том, что строительство одной только Великой пирамиды в Гизе потребовало 2,5 кубометров камня). По оценкам медиевиста Робера Делора, к 1300 году в Западной Европе было 350000 церквей, в том числе около 1000 соборов и несколько тысяч крупных аббатств. Всё население в то время оценивалось в 70 миллионов человек. В среднем одна христианская церковь приходилась на 200 жителей! В некоторых районах Венгрии и Италии это соотношение было еще больше: одна церковь на каждые сто жителей.»[ Delort, Robert La vie au Moyen Age (Lausanne: Edita, 1982)].

«И опять же не случайно, что именно в период с Х до XIII век было начато строительство и были возведены все соборы во Франции (строительство некоторых продолжалось позже, но уже более медленными темпами, и ни один из них так и не был завершён). В Англии "пик строительных работ пришёлся на период между 1210 и 1350 годами. Глубокий спад, начавшийся до эпидемии Чёрной Смерти, достиг самой низкой точки к середине XV века..."

«Графический анализ строительства в Англии крупных церквей, выполненный Моррисом, показывает, что оно достигло максимальных величин именно в 1290 году, после чего быстро сокращалось на протяжении всего XIV века.»[ Morris R. Cathedrals and Abbeys of England and Wales ( London , 1979) pg 180]


Это значит что развитие европейской цивилизации, начавшееся с момента прорыва Босфора и повторного заселения Европы, достигло своего пика примерно к 1300г. Что же произошло? Ответ прост – родились деньги:

«12 век. В северной Италии открывается множество частных банкирских домов. В Генуе зафиксирован первый банковский перевод безналичных средств в современном смысле этого слов» (http://www.o-dengah.ru/1/)

Отметим эту дату как реперную точку. Это переломный момент, после которого время денег с демерреджем закончилось. И хотя пока трудно сказать, когда точно они появились, зато становится ясным другое: что строительство пирамид – тоже есть результат эпохи беспроцентных денег. Ведь не секрет, что строители пирамид не были рабами. А организовать строительство такого масштаба без каких-то экономических рычагов не реально.

«Пока я обнаружил только два периода, где плата за хранение денег (демерредж, в принятых в наших кругах терминах) постоянно использовалась на протяжении веков: европейские Средние века (с Х по ХIII) и династический Египет.» - пишет Лиетар.

То же касается и количества построек. И Европейский «прецедент» свидетельствует нам, причем не только о количестве, но и о масштабных ремонтно-восстановительных работах тоже:

«В одной только Англии в конце XI века было 5624 водяных мельниц в трёх тысячах деревень. Во Франции их насчитывалось, по крайней мере, раз в десять больше, а двумя веками позже здесь уже действовало несколько сотен тысяч мельниц для производства муки и масла".[Delort, Robert op. Cit. Pg 127]»

«В соответствии с имеющимися отчётами Королевского монастыря Сен-Дени за 1229-1230 и 1280 год ежегодно значительную часть мельниц, печей, давильных прессов для вина и другого крупного оборудования ремонтировали или даже полностью переделывали. Например, только за два года (1229-1230) не менее 14 ветряных и водяных мельниц и 18 других основных технических средств (давильные прессы и пр.) прошли капитальный ремонт. Всё это были профилактические эксплуатационные расходы. "Они не ждали, когда что-нибудь сломается... В среднем не менее 10% валового годового дохода сразу же реинвестировалось в текущий ремонт оборудования".[Fourquin, Guy Histoire Economique de l"Occident Medieval (Paria: Armand Collin 1969) pg 192 italics added] И делалось это не только в монастырях; денежная система обладала свойствами, которые стимулировали всех к таким реинвестициям. Заметим, что мы ведём речь о валовом доходе (общий доход от производства), а не о прибыли. Я не знаю никакой другой аграрной или индустриальной страны, в наше время или когда-либо ещё после XIII века, где реинвестиции в профилактику содержания приближались бы к подобному уровню.»
 

А вот что об этой первой технической революции пишет Фернан Бродель ("Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв."):

«В XI, XII и XIII вв. Запад узнал свою первую революцию в механике. Что означает эта революция? Будем понимать под нею совокупность изменений, какие повлекло за собой умножение числа водяных и ветряных мельниц. Эти <первичные двигатели>, несомненно, весьма скромны по мощности: от 2 до 5 лошадиных сил на водяное колесо, иногда 5 и самое большее 10 лошадиных сил для крыльев ветряной мельницы. Но в экономике, плохо обеспеченной энергией, они представляли значительный прирост мощности и сыграли определенную роль в первом экономическом подъеме Европы. Водяная мельница, более древняя, имела намного большее значение, чем ветряная. Она не зависит от непостоянства ветра, а использует воду, в общем менее капризную. Она была более широко распространена в силу своей древности, большого числа рек и речек, водохранилищ, отводных каналов, водоводов, которые могли заставить вращаться колесо с лопастями или плицами.
Мельница, однако, сделалась универсальным устройством, так что сила рек, использовалась она полностью или нет, была необходима повсеместно и настоятельно. <Промышленные> города (а какой город в те времена не был таким?) приспосабливались к течению рек, приближались к ним, обуздывали текущую воду, принимая вид городов наполовину венецианских, во всяком случае на протяжении трех или четырех характерных улиц.
в 1086 г. <Книга Страшного суда> (<Domesday Book>) отмечала и 5624 мельницы всего на 3 тыс. общин к югу от рек Северн и Трентч". И достаточно присмотреться внимательно к бесчисленным небольшим колесам, видимым на стольких картинках, рисунках, планах городов, чтобы понять, сколь они были всеобщим явлением. Во всяком случае, если в других местностях соотношение между водяными мельницами и численностью населения было такое же, как в Польше, их должно было бы насчитываться накануне промышленного переворота 60 тыс. во Франции^ и примерно 500-600 тыс. в Европе. Ласло Маккаи в детальной и, на мой взгляд, такой же блестящей статье, как и классическая работа Марка Блока о водяной мельнице, примерно подтверждает эти цифры: <...от 500 до 600 тыс. мельниц, что равно 1,5-3 млн. лошадиных сил>. Эти подсчеты делались на основе арендных договоров с учетом размеров колес (от 2 до 3 м в диаметре), количества лопастей и плиц на них (в среднем около 20), количества получаемой в час муки (порядка 20 кг на постав), числа колес на каждой мельнице (одно-два или более) и путем сравнения восточнои западноевропейских мельниц, в общем аналогичных, по крайней мере что касается зерновых мельниц; причем принимается почти постоянное соотношение между водяными мельницами и численностью населения (в среднем на основании точно известных случаев 1 к 29). Так как число мельниц или величина приводных колес возрастали в таком же темпе, в каком росло население, между XII и XVIII вв. энергетическая оснащенность должна была бы возрасти вдвое.
в отличие от того, что произошло в Китае, где мельница на протяжении столетий будет вращаться в горизонтальной плоскости, великим событием на Западе стало превращение ветряка в колесо, установленное вертикально, наподобие того, как случилось это с водяными мельницами. Инженеры утверждают, что модификация была гениальной, так как мощность резко увеличилась. Именно такая мельница нового образца, сама по себе крупное изобретение, распространилась в христианском мире. Арльские статуты фиксируют ее наличие в XII в. В это же самое время она встречается в Англии и во Фландрии. В XIII в. ее приняла вся Франция. В XIV в. ветряная мельница уже есть в Польше и даже в Московском государстве, попав туда через Германию.»


Итак, денежная система строилась на основе местных "денежных эквивалентов" - острака/брактиаты, а также "чешуйку Ивана III" и прочие их аналоги (которые даже не было смысла зарывать как клады).

«В Египте так же, как и в Европе в период Центрального Средневековья, одновременно действовали два типа денег. Деньги Ян (обычные золотые монеты) использовались для торговли с "дальними" странами, например с Месопотамией и Нубией, а позже с Грецией и Римом. Джонатан Уильямс, куратор Отдела Монет и медалей Британского Музея, считает, что "торговля с дальними странами предположительно играла значительную роль в использовании драгоценных металлов в качестве денег во всех регионах Средиземноморья". Вещественными доказательствами тому служат первые греческие монеты, которые в больших количествах были найдены в Египте, на Ближнем Востоке и в Черноморском регионе. "Иностранные" дары и дань также отдавали и получали в виде золотых колец, слитков серебра, серебряных курильниц и других драгоценностей, в том числе серебряных и золотых монет.

Однако точно так же, как и в Средние века в Европе, среди простых египтян имели хождение и другие, не столь красивые деньги – деньги демерреджа Инь, как фактическое средство обмена.

...египетская система демерреджа ("ostraca") была более совершенной по сравнению со Средневековой западной. В Египте демерредж регулярно встраивался во все денежные сделки через зерновой денежный стандарт, пользовавшийся особой популярностью у простых египтян. К тому же демерредж в Египте регулировался в зависимости от месяца и даже дня, а также был связан с "реальным миром", в котором зерно портилось и учитывались расходы на его хранение. Европейский же процесс перечеканки, напротив, прерывался каждые пять-шесть лет и, как мы видели, не исключал случаев злоупотреблений. В конце концов произвольные частота и уровень налогообложения завершились дискредитацией самого процесса.»


При этом производство в Египте стимулировалось "деньгами Инь" не менее эффективно, чем в Европе:

В течение многих веков Египет считался "житницей древнего мира". Один только факт, что существовало пятнадцать разных слов в период Старого Царства, обозначающих разновидности хлеба, и более сорока слов в период Нового Царства, обозначающих хлеб и пирожные, создаёт впечатление процветающего общества

Совет писца Ани своим ученикам позволяет ещё раз проникнуть вглубь "благородного общества: "Когда кто-нибудь стоит рядом, не ешьте хлеб, не предложив ему свою порцию. Еда есть всегда. А человек недолговечен"

Кроме хлеба, лука и чеснока, лука-порея, гороха и чечевицы, дынь, бобов, огурцов и других овощей, имелись большие запасы мяса (особенно козьего и овечьего, дичи и домашних гусей и голубей, реже свинины и говядины), сыра и масла и необычайно огромных запасов рыбы. Диодор Сикул сообщает, что "в Ниле водится разнообразная рыба в невероятных количествах; потому что его богатства неисчерпаемы и дают не только пропитание в виде огромного количества свежей рыбы, но также и рыбы для засолки" [6]. Даже евреи, которые, будучи рабами, находились в самом низу социальной иерархической лестницы, жаловались своим правителям после того, как их освободили от рабства: "Неужели никто не даст нам мяса? Подумайте об этом. В Египте, стоит только попросить, нам давали и рыбу, и огурцы, и арбузы, и лук, и чеснок..."

Пиво и вино (красное в период Старого Царства, белое и красное со времени Среднего Царства) были популярными напитками во всех слоях общества. Диодор Сикул хвалил пиво "за аромат и сладость вкуса, которые не уступают вину". Греко-египетский Aтенаус, один из первых дегустаторов вина, улучшил его вкус и усовершенствовал терминологию, за которые не было бы стыдно сегодняшним знатокам. Он оценивает "вино из района Мариот как отличное, белое, приятное, ароматное, легко усваиваемое, тонкое, не ударяющее в голову и диуретическое. Таниотское вино лучше, чем мариотское, оно несколько светлее, обладает маслянистым, приятным, ароматным, слегка вяжущим вкусом. А вино из провинции Антилья превосходит по качеству все остальные"

Вино потреблялось в достаточных количествах, так что для периода Среднего Царства вполне обоснован совет из Книги Мудрости : "Дай руку старшему, опьяневшему от пива, уважай его, как должны уважать дети". Писец Ани, не столь снисходительный, предостерегал: "Не увлекайтесь напитками, дабы не произносить злые речи, не понимая при этом, что вы говорите".»

«Урожайность зерна была самой высокой в Древнем мире; среднестатистические данные выше в десять раз, чем где бы то ни было! Конечно, сравнивая их с другими районами, следует учитывать наличие в Египте плодородных почв, ежегодно улучшаемых благодаря разливам Нила. Я так и не понял, что больше способствовало успеху: так называемый "дар Нила" или человеческое трудолюбие. Очевидно, и то, и другое.

Беспрецедентно высокий уровень производства продуктов питания в династическом Египте подтверждается и тем, что у него была первая в истории, задокументированная программа "иностранной помощи". Существуют письменные свидетельства, что Египет предоставлял бесплатно зерно афинским гражданам, страдавшим от голода в 445 до н.э.» [Tyldesley, Joyce The Daughters if Isis: Women in Ancient Egypt (London: Penguin Books, 1995)].

Образование не было редкостью, особенно со времён Среднего Царства, когда поблизости от разных царских резиденций и многих храмов создавались официальные дневные школы, известные как "Дома учёбы". "Любой, кто был кем-то в древнем Египте, умел запросто читать и писать". Не всем, однако, была доступна иероглифическая письменность; она применялась для письменных памятников и священных текстов. Больше были распространены два других шрифта: так называемая иероглифическая скоропись и позже – демотический шрифт . Судя по найденным в Дар-Эль-Медине записям с перечнем белья для стирки, с выкройками одежды и другими мелочами домашнего хозяйства, даже обычные домохозяйки и служанки умели писать и читать.

Рабочий день продолжался 8 часов c перерывом на обед в середине дня. Однако было много праздников. Ostraca показывает, что из каждых пятидесяти дней лишь восемнадцать были рабочими днями для всех работников.


Ремесленные мастерские храма Амона в Фивах. Роспись на стене гробницы Рехмира. Новое царство. XVIII династия.

Но как же быть с международной торговлей? Деньги с демерреджем для нее не подходят:

«Циркуляция этих валют была лимитирована не только географически, но и во времени.»[Berger, Frank Die Mittelaterlichen Brakteaten im Kestner-Museum, Hannover 2. Teil (Hannover, 1996)]
Отредактировано: Марсианин - 11 окт 2008 21:45:38
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!