Вступление Японии в ТТП: сдерживающие факторы и приоритет России ("Sankei Shimbun", Япония)
Сдерживающий фактор со стороны Китая и Республики Кореи, приоритет России в укреплении экономического союза на постсоветском пространстве
С июля этого года Япония приступит к переговорам в рамках соглашения об экономическом сотрудничестве Транс-Тихоокеанскеанского партнерства (ТТП). Под руководством Японии и США контролируется создание экономических правил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, однако в ТТП не участвуют Китай и Южная Корея. Обе страны не прекращают попыток воспрепятствовать участию Японии в переговорах. Россия, которая также не принимает участия в переговорах, считает своим приоритетом укрепление фундамента на постсоветском пространстве.
«Если Япония присоединится к ТТП, то это окажет огромное влияние на рисовую промышленность Хоккайдо и Ниигаты», «Количество населения, занимающегося сельским хозяйством, сократится до 1460 000 человек».
24 мая в Перу закончились переговоры по расширению ТТП, в этот день газета Коммунистической партии Китая Жэньминь Жибао через свое отделение Хуанцю Шибао (электронная версия) широко осветила эту тему. Информация о ходе самой встречи особо не выделялась, но при этом все статьи сходились во мнении, что участие Японии в переговорах имеет отрицательный характер.
Китайские лидеры, имея за спиной экономическую силу, полны амбиций в создании нового международного порядка. Поэтому они изо всех сил противостоят ТТП, вешая на Японию и США ярлыки, например: «Холодная война между Востоком и Западом в торговле» (специалист в области экономики).
Китай ориентировался на переговоры с Корейской Республикой по созданию Зоны свободной торговли (ЗСТ), но когда Япония решила принять участие в ТТП, Китай срочно переключился на ЗСТ между тремя странами: Японией, Китаем и Южной Кореей. А вступление в переговоры в марте этого года по островам Сэнкаку (префектура Окинава, Исигаки) в ситуации напряженных отношений между Китаем и Японией состоялось потому, что Япония настояла на необходимости одновременного рассмотрения этих вопросов.
Замысел Китая состоит в том, чтобы, отталкиваясь от укрепленного фундамента ЗСТ между Японией, Китаем и Южной Кореей, расшириться до Всеобщего экономического партнерства в Восточной Азии (RCEP), а в последнее время и построить Азиатско-тихоокеанскую зону свободной торговли (АТЗСТ), соединив в сеть все страны АТЭС.
Понятно, что Китай не противостоит ТТП открыто. Министерство торговли Китая говорит о том, что для осуществления АТЗСТ необходима подготовка среды с помощью ТТП. При этом среди его целей - использовать влияние от участия в ТТП и добиться роста АТР (информированный источник)...
СсылкаНовая роль Японии в вопросах азиатской безопасности ("The National Interest", США)
Да и сам Вашингтон тоже не проявлял особого доверия к Японии. В начале 1990-х годов генерал Генри Стэкпоул (Henry Stackpole), командовавший силами морской пехоты на Окинаве, произнес в интервью свою знаменитую фразу о том, что американское военное присутствие является «пробкой в бутылке», защищающей регион от перспективы возрождения японского милитаризма.
Усиление Китая внесло изменения в стратегические расчеты Вашингтона и многих столиц восточноазиатских государств. При администрации Джорджа Буша американские официальные лица неустанно крепили альянс с Японией, призывая японских руководителей расценивать его как средство разрешения других кризисных и непредвиденных ситуаций в регионе, не ограничиваясь территориальной обороной страны. Это стратегическое партнерство продолжает углубляться и при Обаме.
Сегодня некоторые страны Восточной Азии смотрят на Японию как на важный стратегический противовес Китаю. Когда корреспондент Financial Times спросил министра иностранных дел Филиппин Альберта дель Розарио (Albert del Rosario) о том, как его правительство отнесется к перевооруженной, отказавшейся от своего пацифизма Японии, он ответил: «Мы будем это всячески приветствовать». Он добавил: «Мы ищем уравновешивающие факторы в регионе, а Япония может стать существенным уравновешивающим фактором». И такая точка зрения находит практическое воплощение. В январе 2013 года Токио и Манила договорились о развитии сотрудничества в вопросах обеспечения морской безопасности. Свои связи в этих вопросах Япония развивает и с такими странами, как Сингапур и Австралия. Мысль о необходимости создания противовеса растущей мощи Китая прослеживалась и в ходе недавней встречи в верхах между премьер-министром Абэ и главой индийского правительства Манмоханом Сингхом (Manmohan Singh). В повестке переговоров важное место заняли вопросы сотрудничества даже в таких деликатных областях как ядерные технологии.
Китай и две Кореи вряд ли быстро согласятся с тем, что Япония играет военно-политическую роль, соразмерную ее статусу третьей в мире экономики. Но в других странах Восточной Азии такое согласие уже налицо. Роммель Банаой (Rommel Banaoi) из манильского Института по изучению проблем мира, насилия и терроризма (Institute for Peace, Violence and Terrorism Research) так охарактеризовал эту новую перспективу: «Мы уже отложили в сторону наши кошмары времен Второй мировой войны из-за той угрозы, которую представляет Китай». Теперь принципиальный вопрос заключается в том, насколько результативно Токио отреагирует на возникновение это благоприятной возможности...
Ссылка