Северный Кавказ и все, что с ним связано
385,416 1,348
 

  ахмадинежад ( Слушатель )
03 июн 2013 21:09:16

Тред №575930

новая дискуссия Дискуссия  81

Кремль нанес удар клановой системе Дагестана



После  досрочной отставки президента Дагестана  еще одним знаковым  политическим событием стало задержание одного из самых влиятельных политиков на Северном Кавказе, мэра Махачкалы Саида Амирова.    На центральных федеральных каналах заговорили о связях кланов с криминалом и боевиками. Ранее эти вещи даже боялись произносить вслух. А СМИ  рассказывали о том, что Саид Амиров стал лучшим мэром России, Махачкала самый благоустроенный город, самый инвестиционно-привлекательный  и других достижениях.

Убийство главы следственного отдела СК по Советскому району Махачкалы Арсена Гаджибекова, по всей видимости, всего лишь повод,  чтобы задержать и доставить в Москву Саида Амирова. Да, для его задержания нужны веские основания и серьезная доказательная база. Когда лицам, которых подозревают в чем-либо серьезном, первоначально предъявляют  менее тяжкую статью, например «оружейную»,  это обычная практика.   Амирову как влиятельному человеку предъявили обвинение в организации убийства.  Сам мэр, которого СМИ назвали почему-то бессменным, несмотря на внезапный шокирующий  захват, 1 июня в Басманном суде Москвы был тверд. Такое ощущение, что никто на него не сможет оказать давление.  Но то, что спецоперация была проведена на таком профессиональном уровне, с учетом того, что весь политический бомонд выехал в Грозный болеть за «Анжи»,  где проходил финал Кубка России, вряд ли можно считать случайностью. И центральные улицы Махачкалы были почти пусты. Все это говорит о серьезной перемене политики Кремля на Северном, а, возможно, и Южном Кавказе.

Кремль берет Махачкалу под свой контроль

А бессменными в Дагестане можно назвать не только Амирова.  Многие главы городов и районов являются таковыми. Они  неформально сосредоточили в своих руках всю полноту власти, начиная от распределения земли и кончая вопросами казни и помилования.

А возможная цель задержания Саида Амирова, это  его изоляция от окружения, от его дагестанских, общероссийских и международных связей. Вторая задача – через эти связи Москва хочет понять, что происходит в Дагестане, и насколько  запущена ситуация.  Еще одной вероятной причиной может быть всплеск терроризма в Дагестане в то время, когда в республике экстренно сменили президента, чтобы остановить процесс сползания за рамки российского правового поля. Раньше до этого руки не доходили. Сейчас эта ситуация,   возможно, Кремль, уже не устраивает.

Путин и его команда видят реальные угрозы стране и понимают, откуда они исходят. Нарастающая террористическая активность говорит   о глубоком скатывании Дагестана к войне. И вполне вероятно расползание  экстремизма в другие регионы.    Террористические атаки,  количество которых по мере приближения сочинской олимпиады растет, потребовали кардинальных и решительных шагов.  На карту поставлен авторитет России на международной арене.  На  фоне эскалации насилия, как некоторые полагают, в Дагестане растет влияние Саудовской Аравии, Израиля и Турции.


Зачатки сирийского сценария в Дагестане

В  республике фактически обозначились первые зачатки сирийского сценария. В феврале этого года в Махачкале, на митинге против похищения и пыток, куда пришли родственники пострадавших, организаторы начали осуждать режим Башара Асада, который жестоко притесняет мусульман.  Также приводятся данные  о нескольких сотнях дагестанцев, которые воюют на стороне повстанцев в Сирии. Эти опытные, обученные боевики, как только дадут команду, могут перебраться из Сирии в Дагестан и стать полевыми командирами. Опыт ведения войны в городских  кварталах, как раз, то чего не хватает дагестанским «лесным».

Внутрирелигиозный конфликт в Дагестане – это тоже одно из полей геополитического противостояния. Религиозные лидеры с радикальными и сепаратистками взглядами за последние 5-7 лет встроились в муниципальные и республиканские органы власти.  Появилась альтернативная форма налогообложения путем передачи флешек с угрозами.  Деньги собирали как у бизнесменов, так и у некоторых глав городов и районов. Деньги шли на рекрутирование и вооружение новых боевиков. В республике получает распространение все то, что ранее было в воюющей Чечне. Наркобизнес, производство фальшивых денег, нелегальный оборот нефтепродуктов, и т. д.


Что ждет Дагестан – война или мир?

Теперь возникает вопрос, чем должна смениться 23-летняя эпоха «девяностых». Две дороги -  возвращение в общероссийское правовое поле. Но для этого Москва должна не только очищать власть от криминала, но и отказаться от  применения по отношению  к Дагестану двойных стандартов,  дискриминационной политики. Отказаться от прежней практики выстраивания отношений по принципу «метрополия-колония».  Второй путь –  это  дальнейшая эскалация насилия и возможное сползание к войне.

Ситуация недалека от той, когда, имея оружие, деньги, административный ресурс и зарубежную поддержку, люди с радикальными  взглядами могут поставить под ружье несколько тысяч человек  и атаковать государственные объекты. К примеру, как это было в Нальчике в 2005 году.


Амиров был административным барьером Абдулатипову

Но какое отношение к этому имеет Амиров, и почему задержали именно его, а не другого политика или чиновника? Только потому, что он самый влиятельный? Возможно, Амиров не вписался в политику Кремля. В Москве сейчас крайне не заинтересованы в борьбе за пост первого лица.  Вопреки тому, что Кремль решил сохранить практику назначаемости, в республике начали разгораться предвыборные страсти.  И главным соперником Абдулатипова в СМИ называли Амирова. На фоне информационной войны между претендентами в Дагестане происходит и всплеск терроризма. Теракты тоже привлекают внимание, влияют на рейтинг первого лица и на мнение Кремля. Связь борьбы за власть и терроризма прослеживается на протяжении последних  15 лет.

И всплеск экстремизма происходит именно в период смены руководителя республики. Так было  в 2009 году, когда все знали, что Муху Алиева не оставят на второй срок, а кто возглавит  республику, не знали. Такая неопределенность и нерешительность Москвы привела к активизации криминально-террористических групп.

В 2009 году в республике было совершено 15 громких убийств, зафиксировано 124 факта обстрела сотрудников правоохранительных органов, 57 терактов, 76 боестолкновений. От рук преступников погибло 64 и ранено 134 сотрудника. Из числа гражданских лиц погибло 24, ранен 21 человек. Правоохранители провели 18 (по их оценке) успешных контртеррористических операций, в результате которых было убито полторы сотни боевиков, в том числе, пять иностранных наемников.


Цикличность террористической активности в период смены власти

Пик активности боевиков пришелся на январь 2010 года. Незадолго до того, когда должны были объявить имя нового президента республики, в Махачкале смертник подорвал автомобиль, начиненный 100-килограммовой бомбой. Погибли пять сотрудников. Они находились в уазике, который перекрыл въезд террористу на территорию полка во время утреннего развода. Иначе жертв было бы намного больше. Потом были теракты в Московском метро, в дагестанском Кизляре. И террористическая активность так и не спала, хотя выборы завершились.  Процесс становится необратимым и неконтролируемым.

При сложившейся политической конъюнктуре, когда в Кремле не хотели видеть Саида Амирова на посту главы республики и давали сигналы, чтобы он покинул пост градоначальника, Амиров даже не умерил свои президентские амбиции.


Абдулатипов выруливал совет муниципальных образований

По слухам, с просьбой уйти в отставку к нему якобы направили депутата Государственной Думы Гаджимета Сафаралиева и других ходоков.  Но мэр отказался. Потом началась информационная война по вопросу, как проводить выборы. И сторонники Амирова начали выступать за всенародные выборы. Получается, опять пошли против воли Кремля? Та же ошибка, которую, возможно, допустил экс-президент Дагестана Магомедсалам Магомедов.  Потом тему, как проводить выборы, обсуждали на Совете муниципальных образований. На этом совете Амиров мог объединить муниципалов и вынести тему выборов на более высокий уровень. Совет муниципальных образований, – это всероссийская организация. Однако неожиданно в заседании принял участие Рамазан Абдулатипов и вырулил ситуацию. Он произнес долгую речь, убеждал в правильности своего курса и изменил сценарий события.

Амиров лез в политику против воли Кремля

Саид Амиров очень влиятельная фигура, но сейчас именно тот  момент, когда лезть в политику ему было противопоказано. Среди сторонников градоначальника много депутатов федерального, республиканского уровня. Но среди них мало профессионалов, которые смогли бы  правильно оценить ситуацию, предвидеть, за что могут арестовать Амирова и последствия.  Мог ли Саид Амиров избежать уголовного преследования? Ставка сделана на Абдулатипова, и это решение принято давно. В такой ситуации Амиров начал играть в свою игру и разозлил руководство страны, которое усомнилось  в его приверженности новому курсу Путина.

В СМИ пишут, что Амиров был связан с Израилем только потому, что он туда ездил лечиться. Но лечиться туда ездили многие политики и звезды. И мы знаем, что Путин прощает даже связи с иностранными спецслужбами. В частности, во время последней прямой линии с народом Путин говорил о Чубайсе, у которого были советники из числа кадровых сотрудников спецслужб США. Однако грешки 90-х могут быть прощены только при определенных условиях. Одно из условий – людям вроде  Чубайса пришло время уйти из политики или не лезть в политику.  Путин публично предупредил, что Чубайс все равно лезет.


Почему Амиров не избежал уголовного преследования?

Саид Амиров тоже мог избежать  ареста и выторговать себе другую должность. Для этого ему нужно было, поддержав политику  Кремля, поддержать  Рамазана Абдулатипова.

Но сейчас совершенно другая реальность и другая история.  Сейчас мэру придется пожертвовать своими козырями без гарантии, что он и его сторонники не будут уголовно преследоваться.

Многие московские эксперты пишут, что от должности мэра Амиров будет отстранен. Какие существуют в этой связи риски? Самое первое - борьба за эту должность. Отсутствие гарантии, что вместо Амирова на эту должность не придет какая-либо криминальная личность вследствие криминальной войны. И дело этим не ограничится. Начнется борьба за передел ресурсов и собственности почти миллионного мегаполиса.  Кроме того,  заинтересованные силы могут разыграть и национальную карту. Мол, нарушается национальный баланс. Рамазану Абдулатипову нужно сделать все, чтобы не допустить на мэрское кресло представителя того или иного клана.   Или не допустить карьерного роста криминальным фигурам. Нужен менеджер-хозяйственник.
  • +0.50 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!