По информации «Известий», в отставку ушел председатель Национального банка Дагестана, являющегося региональным отделением Центробанка (ЦБ), Сиражутдин Ильясов. Официальной причиной отставки называется выход Ильясова на пенсию, но эксперты связывают его уход с чередой скандалов вокруг деятельности местных кредитных организаций.
Как сообщили в Нацбанке Дагестана, Ильясов ушел в отставку еще 27 мая 2013 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Его обязанности временно исполняет первый заместитель Светлана Бацына.
— Но она не останется на этой должности. На место главы Нацбанка подберут более влиятельную фигуру, — заявил источник в ЦБ.
Новым главой Нацбанка Дагестана, скорее всего, будет человек, близкий к главе Республики Дагестан Рамазану Абдулатипову, полагает он. В настоящее время обсуждается вопрос о назначении на эту должность действующего председателя правительства республики Мухтара Меджидова.
Одновременно с отставкой главы Нацбанка, регулятор начал масштабную внеплановую инспекционную проверку дагестанских банков. Источник в ЦБ указал, что проведение проверки поручено бригаде, в состав которой входит только один местный инспектор, а остальные командированы из других регионов.
— Проверяющих сопровождают сотрудники безопасности Центробанка, — подчеркнул собеседник.
Руководитель «Проекта национального развития» Андрей Черепанов (бывший начальник валютного управления Центробанка) предполагает, что отставка Ильясова и проводимая проверка связаны с чередой скандалов, связанных с деятельностью дагестанских банков.
— Нарушения, вскрытые за последнее время во многих банках региона, вряд ли могли иметь место, если бы не слабый контроль со стороны сотрудников Нацбанка республики, заинтересованность которых в этом также не следует исключать, — говорит Черепанов.
Так, в ноябре прошлого года ЦБ отозвал лицензию у дагестанского Трансэнергобанка из-за нарушения норматива достаточности капитала (Н1), который был ниже 2% (допустимый минимум — 10%). По факту хищений в банке в особо крупном размере возбуждено уголовное дело, а следователями выявлены случаи фальсификации: в частности, вклады граждан на 4,8 млрд рублей оказались фиктивными.
В конце прошлого года лицензий лишились еще два банка Дагестана — «Дербент-кредит» и Трастовый банк, а в январе подобная участь постигла банк «Экспресс».
Банки Северо-Кавказского округа, в том числе из Дагестана, оказались также в центре внимания Росфинмониторинга. В представленном в прошлом году отчете ведомства, в частности, указано более десятка северокавказских банков, замешанных в масштабной обналичке. Например, через Трансэнергобанк, согласно отчету, за девять месяцев 2012 года обналичено 27 млрд рублей.
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев, напротив, не видит никакой связи между проверками ЦБ и уходом Ильясова.
— Если бы его отставка была связана с выявленными фальсификациями в дагестанских банках, то это произошло бы уже несколько месяцев назад. Ильясов уходит в связи с возрастом, — заявил Хандруев.
— Эльвире Набиуллиной, будущему руководителю ЦБ, в наследство достанется непаханое поле на Кавказе, и в первую очередь в Дагестане, — говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Между тем дагестанские банки уже снизили свою активность при проведении операций с наличными — их совокупный оборот за апрель 2013 года сократился в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит эксперт.
Сегодня в Дагестане действует 25 кредитных организаций.
— По числу банков Дагестан занимает третье место в России, его опережают только Москва и Санкт-Петербург, — указал Осадчий. Кроме того, в республике, по данным ЦБ на 1 мая 2013 года, функционируют 14 филиалов кредитных организаций из других регионов.
Вместе с Ильясовым может уйти вся руководящая верхушка Нацбанка Дагестана, предполагает Андрей Черепанов.
— В связи с арестом на прошлой неделе одной из основных фигур в Дагестане — мэра Махачкалы Саида Амирова по подозрению в причастности к серии тяжких преступлений — у Центробанка появилась возможность замены своих сотрудников в регионе, к которым давно есть претензии, — говорит он.