Цитата: Salo от 06.06.2013 17:31:13
А для Merlin-1D не считали?
http://www.spacex.co…e=20130320
Думаю не открою большого секрета. При отсутствии зачетных отказов (отказ не считается зачетным если причина дефекта однозначно установлена, мероприятия по его исключение внедрены и подтверждена их эффективность. Как правило при наземной отработки количество зачетных отказов равняется нулю) нижняя граница ВБР ЖРД рассчитывается по формуле:
ВБР=(1-гамма)
1/n где
гамма - вероятность определения границы доверительного интервала (0,8, 0,9, 0,95 и т.д. Ниже 0,8 у нас не бывает)
n - эквивалентная наработка, равная отношению зачетной наземной наработке к полетному ресурсу.
Зачетной наработкой считается наработка двигателей окончательного варианта конструкции сверх наработки в процессе проведения испытаний для подтверждения качества. Т.е. время работы на контрольно-технологических испытаниях в наработку для расчета надежности не включается.
Если суммарная наработка всех экземпляров окончательной конструкции Мерлина равняется 1970 секунд, то ВБР, при гамме 0,8 будет и полетном ресурсе в 185 секунд будет равняться 0,86.
Но у них там идет речь о так называемых "квалификационных испытания" (не путать с нашим термином). В нашей терминологии такие испытания (ну как у Мерлина) называются испытаниями для демонстрации достигнутой надежности. Формулу сейчас не вспомню, завтра посчитаю, но у нас считается
количество экземпляров двигателя окончательного варианта конструкции которые должны пройти огневые безотказные испытания для
подтверждения уровня надежности достигнутого при наземной отработки (т.е. посчитанного по формуле).
Тут конечно имеет место быть масса тонкостей. Например, как определить "окончательный вариант конструкции", как исключать зачетные отказы, эквивалентная наработка рассчитывается и по количеству включений, и по количеству экземпляров, и, собственно по времени наработки, существуют другие методики расчета надежности (метод утяжеления, кореляционно-регресивные модели, метод толерантных интервалов и т.д.... Тем не менее, для прикидочных оценок такая метода вполне пригодна.
Кстати, с точки зрения "
нападающих старой английской школы двигателистов старой советской школы" подобная методика оценки надежности считается
манихейской ересью шарлатанством. Они считают, что для ЖРД расчет количественных показателей надежности на базе методов математической статистики не применим в принципе...
P.S. К слову, стародавние американские 1,5 млн. фунтов тяги наработали к началу ЛИ, емнип, секунд тыщ 120, что означает ВБР при гамме 0,9 - 0,997...
С другой стороны, к ЛКИ 3Д37 заданные требования по надежности и близко не подтвердил, а тем не менее после ЛКИ ни одного завала...
Тьфу-тьфу, не сглазить...