Земли юго-восточной Балтии, освободившиеся на IV стадии позднего оледенения от ледяного покрова, стали покрываться тундровой растительностью. Динамика изменения местной экологии Хуго Гросс разделил на 10 или 11 фаз (Gross H., 1938, S.84), причём наиболее ранняя фаза относится к старшему дриасу и датируется 15000-10000 гг. до н.э. Первые следы пребывания человека в юго-восточной Балтии фиксируются на фазе младшего Дриаса, во время похолодания климата и появления лесотундры и лесостепи, в 8800-8100 гг. до н.э. они приурочены к ареалу Мазурского и Виленского Поозерий.
Ранее считалось, что древние индоевропейцы
(дурацкий неинформативный термин, раскритикованный Гордоном Чайлдом еще в 20-е годы прошлого века), появившиеся в конце III тыс. до н.э. на берегах Балтийского моря, постоянно перемещались мелкими группами с места на место. Их поиски удобных мест для рыбной ловли подтверждались обнаружением на Куршской косе около 20 временных стоянок, на которых были найдены обломки сосудов с оттисками шнура, относимые к жуцевской культуре. Раскопки, проведённые в 1996-2000 гг. Эдвином Зальцманом на окраине пос. Прибрежное (бывш. Heyde Waldburg, Балтийский р-н г. Калининграда), открыли остатки долговременного поселения носителей приморской культуры, живших на берегу нынешнего Калининградского залива в значительных по своим размерам домах, стены которых были устроены из поставленных вертикально, вплотную друг к другу столбов (Зальцман 2000, рис. 1, 2, 9).
Подкурганные погребения со шнуровой керамикой показывают весьма детализированное представление индоевропейцев о загробном мире. Обнаруженное на Горе Великанов (южная окраина г. Пионерский) раскопками 1990 г. Святилище, содержавшее находки материалов жуцевской культуры, структурно отвечает как общим принципам индоевропейского культа (основной мотив - поклонение на вершине холма богу грома, которому посвящён дуб), так и идеям позднейшей религиозной системы пруссов. - русов?
СсылкаЛюбопытна параллель с Индра