Современные российские ВС
38,009,845 98,952
 

  SKV. ( Слушатель )
17 июн 2013 11:11:05

Тред №581626

новая дискуссия Дискуссия  83

Добавлю 5 коп в копилочку про Тополя, якобы не умеющие передвигаться по грунтовкам - дабы закрыть все и всяческие грязные инсинуации на эту тему.Улыбающийся

По ссылке - тест-драйв МЗКТ-79221 (от белорусского аналога журнала "За рулем") на заводском полигоне + несколько фоток.


МНОГООСКА-РАКЕТОНОСКА  

Четыреста литров дизтоплива.... Нет, вы только представьте - четыреста литров! Именно столько затрачивает восьмиосный МЗКТ-79221 на преодоление стандартного маршрута в 100 км. Четыреста литров... Впрочем, это не единственное, чем может поразить белорусская "сороконожка".

Нам выпала возможность проехать на самом большом из выпускаемых сегодня Волатов. Впрочем, будь он даже самым маленьким, для нас этот грузовик все равно во многом самый-самый - самый тяжелый, самый широкий, самый многоосный, самый полноприводный и, кроме того, МЗКТ-79221 - это самый дорогой автомобиль из всех, что когда-либо бывали на тестах "АБw". Его стоимость составляет не одну, не две, не три и даже не пять сотен тысяч денежных единиц в валюте "потенциального противника". А точная цена это коммерческая и чуть ли не военная тайна одновременно.

Судьба самого автомобиля складывалась так. Первый опытный образец этой модели собрали еще в 1995 году. Восьмиосник стал продолжателем традиций своего семиосного предшественника, который уже не один год состоит на вооружении ракетных войск стратегического назначения России.

Своим появлением на свет МЗКТ-79221 обязан, прежде всего, ракетостроителям, которые в свое время основательно модернизировали ядерную ракету Тополь, увеличив ее мощность и соответственно массово-габаритные параметры. Вот и понадобилась транспортеру дополнительная восьмая ось, чтобы справиться с такой нагрузкой. Казалось бы что тут сложного? Удлинил раму, поставил еще один ведущий мост и вперед! Однако не тут-то было. Создание восьмиосника потребовало решения очень многих инженерных вопросов. Все трудности, к которым создателям ракетовозов не привыкать, были в итоге успешно преодолены.

Затем в карьере шестнадцатиколесного ракетовоза наметился некий момент неопределенности. Российские военные было приняли доктрину согласно которой решили полностью отказаться от закупок зарубежной автомобильной техники. Под "зарубежной", прежде всего, подразумевалась продукция украинских и белорусских автозаводов. Это обстоятельство полностью поставило крест на новых КрАЗах и МАЗах в российской армии, а вот с Волатами заминочка вышла. Ни Брянский, ни Курганский заводы колесных тягачей оказались не в состоянии освоить производство многоосников, аналогичных по своим качествам минским машинам. В итоге самый главный российский военный автомобилист генерал Маев вынужден был констатировать - закупки тягачей производства МЗКТ будут продолжаться! Проект 79221 получил дальнейшее развитие и начались новые ресурсные испытания этого шасси, на одном из этапов которых нам посчастливилось побывать.

Внешний обзор

Правда, полновесным тест-драйвом наше знакомство с минской "сороконожкой" назвать нельзя. Мы смогли побыть только в роли пассажиров экзотического тягача, а о "прокатиться" и речи не могло быть. Впрочем, это не удивительно. Ведь в "кабине пилота" восьмиосьника даже с категорией Е делать нечего. Нужны совершенно особые навыки, спецдопуск и воинское звание чином не ниже прапорщика.

Но от этого поездка на МЗКТ не стала менее насыщенной - наоборот, поездка на штурманском месте дала возможность увидеть много интересного и ознакомиться со всеми особенностями управления таким "монстром".

А ведь действительно "монстр"! Стоишь рядом, и понимаешь, что даже забраться в кабину без приставной лестницы-стремянки вряд ли сможешь. Ведь ее пол находится на уровние плеч высокого человека. Но, ничего, приспособились. А как вам габаритная длина - почти двадцать метров? Диагональную парковку на этой махине явно не сдашь. Ширина - все четыре, да и остальные параметры впечатляющие. Разве что дорожный просвет не кажется чересчур большим… на фоне всего остального, хотя наша Honda чуть ли не целиком под него влезла.

Но кто сказал, что МЗКТ - это это автомобиль для экстремального бездорожья? В ответ на наши рассуждения заводские испытатели только рассмеялись. "Какой экстремальный драйв? Этот тягач предназначен для транспортировки одной из мощнейших баллистических ракет мира - и если вдруг наступят времена, что ему придется перевозить "груз", для этой цели мигом построят целую насыпь" Да, действительно, насчет некоторых оценок мы погорячились: проходимость МЗКТ-79221 и в самом деле имеет, конечно, очень важное, но не главное значение. Штурмовать на этой машине трассы трак-триала никто никогда не будет. Главное его назначение - это транспортировка ракеты, которая на самом деле очень "нежное" создание. Для нее в специальном контейнере создаются специальная температура, давление, влажность, а уж джиперские "расколбасы" ей вовсе никчему. А что за ракета, кстати?

Тополиный пух

Как ни странно, но о самой ракете известно значительно больше, нежели о шасси. Расскажем о ней языком военного рапорта.

Итак, Тополь-М - это универсальная трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для шахтного и мобильного грунтового видов базирования. Разработана в Московском институте теплотехники под руководством Юрия Соломонова. Первое летное испытание ракеты прошло 20 декабря 1994 г. А 30 декабря 1998 г. 104-й ракетный полк, входящий в состав 60-й дивизии (Татищево, Саратовская обл.), первым в ракетных войсках стратегического назначения перевооружился на Тополь-М в варианте для шахтных пусковых установок. В настоящее время в России на боевом дежурстве находятся уже четыре ракетных полка с Тополями-М шахтного базирования.

Область поражения ракетного комплекса Тополь-М - любая точка Земного шара. Стартовая масса ракеты - 47,1 т, забрасываемая масса (вес головной части) - 1,2 т. Ракета оснащена моноблочной ядерной боеголовкой мощностью 550 килотонн.

В пусковой установке реализован целый ряд прелюбопытных инженерных технических решений. В частности, подъем контейнера с ракетой в вертикальное положение производится за счет энергии порохового аккумулятора давления.

Благодаря этому из системы ускоренного подъема контейнера с ракетой полностью исключен двигатель шасси, что резко повышает надежность и оперативность развертывания всего механизма в целом. От момента получения приказа на запуск до страта ракеты проходит всего две минуты! Сброс контейнера с пусковой установки осуществляется простым способом без применения специальных средств.

Ракетный комплекс Тополь-М двух вариантов базирования составит основу группировки РВСН до 2040 года, обеспечивая ее требуемую эффективность во всех условиях возможного применения, в том числе при противодействии перспективной системе ПРО. Так что в боевом строю МЗКТ-79221 будет еще, как минимум, 35 лет!

16х16, и еще много интересного

Естетсвенно на тесте была "недоукомплектованная" машина, без ракеты. Обидно - не доверяют, хотя ни в чем компрометирующем эксперты "АБw" замечены не были. И вообще мы люди мирные... Ладно, это мы шутим так - будь тягач с ракетой, то предупредительные пулеметные очереди быстро охладили бы наш пыл по поводу "подойти поближе"... Посему мысленно представляем, что вместо решетчатого имитатора нагрузки, здесь на самом деле легко размещаются... двадцать семь (!) Хиросим. Мамочки! Отходим от легкого шока и стараясь не шуметь забираемся на штурманское место, позади пилота, и начинаем уважительно осматривать интерьер кабины стратегического супергрузовика. А здесь так много интересного - кругом клавиши, переключатели и тумблеры. Приборная панель напоминает вовсе не автомобильный "дэшборд", а скорее щиток приборов какого-нибудь атакущего вертолета типа "Черной акулы". Вся панель, полоток и стены возле водителя облеплены какими-то загадочными схемами, о предназначении которых можно спросить, но не получить ответа. Хотя если внимательно изучить все надписи над тумблерами, кое о чем можно догадаться самому.

Интересно другое: несмотря на стратегическое значение тягача и его заоблачную стоимость, водителю в этом экипаже, как и во многих других военных машинах, по-прежнему уделено минимум внимания. Видели ли вы водительское сиденье как на старом автопогрузчике? А руль? Неужели эргономика - это ругательное слово для разработчиков военной техники? Не ругательное, конечно. Но разве будет кто-то думать об угле наклона спинки сиденья, когда речь будет идти об ответном ядерном ударе? Да и военным водителям по уставу положено находиться в спартанских условиях, чтобы не расслабляться. Так что вопрос исчерпан сам собой.

Водитель сидит в левой кабине, за ним размещается пассажир, и еще два - в правой кабине. Кстати кабины эти сделаны вовсе не из металла, а из пластика. А знаете почему? Потому что тонкий металлический лист может не выдержать температуру раскаленных газов, вырывающихся из сопел ракеты,и наверняка деформируется, а пластик отвечающий "специальным термическим требованиям Министерства обороны" ее выдержит точно. Между кабинами - проем, над которым потом будет нависать боеголовка, а чуть дальше начинается подкапотное пространство, в котором размещается 800-сильный мотор. Впечатляющая мощность, но она немного "теряется" на фоне снаряженной массы автомобиля - 39,5 т. Так что если высчитать соотношение л.с. на тонну массы, получается совсем немного. Но, поверьте, это соотношение сделано таким, каким и должно быть. А ведь мы еще не знаем показателя крутящего момента...

И вообще об этом тягаче мы мало знаем, поэтому приходится оперировать только разрешенными для обнародования данными, которые весьма скудны. При почти 20 метрах собственной длины и шестнадцати ведущих колесах, двенадцать из которых являются управляемыми, "сороконожка", приводимая в действие 800-сильным двигателем, разворачивается по 18-метровому радиусу! При собственной массе "всего лишь" в 39,5 т, ее "грузоподъемность" составляет, как уже вкратце упоминалось, выше 550 тыс. тонн тринитротолуола! Правда, повторимся, 550 килотонн - это, естественно, не масса перевозимого груза, а мощность боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты Тополь-М в тротиловом эквиваленте.

Но что-то мы опять отвлеклись на "изделии". Лучше о таком "грузе" вообще не думать. Так что сосредоточимся на машине.

Первый нюанс - это весьма экзотическая коробка передач. Точное устройство и конструктивные особенности данного агрегата не сообщаются, так что приходится довольствоваться только догадками и домыслами. Будем только констатировать увиденное - передачи переключаются "джойстиком" на панели, причем для каждой ступени есть свой "паз". Но сцепление здесь не автоматическое, а управляется клавишей на панели, рядом с рычагом. Щелк - выключено, щелк - включено. И за это время нужно передвинуть рычажок на одно положение.

Но испытатели пользуются сцеплением только на старте: нажатие клавиши, и машина плавно начинает ход. А все остальные переключения производятся без сцепления - просто передвигая рычажок. И что? А ничего! Огромный корпус МЗКТ вздрагивает, и машина едет дальше, увеличивая скорость.

Хотя скорость для нее тоже не главное. И поэтому крейсерский режим движения по хорошо укатанной грунтовой дороге - около 25-30 км/ч. А "максималка", судя по наклейке на заднем борту - 50 км/ч.

Грохот, конечно, под стать исполинским размерам многооски. Мотор расположен чуть сзади, отдельно от кабины, но его грохот мешает нормально общаться - приходится перекрикиваться. А когда МЗКТ разгоняется, лучше вообще помолчать - все равно ничего не слышно.

Зато видно хорошо: обычные, стандартные "грузовые" зеркала обеспечивают отличную обзорность назад. Правда, в правое зеркало водителю мало что видно, но в армейском расчете наверняка предусмотрена должность "штурмана". Да и с маневренностью у МЗКТ все в порядке: из восьми колес по каждому из бортов поворачиваются шесть - три передних и три задних. В результате огромная махина легко разворачивается на небольшой полянке.

А преодоление препятствий - какое зрелище! Пока передние колеса проезжают препятствие, задние "отталкиваются" от твердого покрытия, затем - наоборот. И поэтому для МЗКТ не составляет никаких проблем тронуться в гору на размытой глиняной дороге, что он и продемонстрировал.

Да и вообще, с таким количеством колес, даже учитывая огромную снаряженную массу, для МЗКТ не должно быть проблемой передвижение по вязким и топким грунтам. Ведь шестнадцать колес равномерно распределяют массу автомобиля по всей длине, и поэтому удельное давление каждого из них на почву получается невысоким.

Впрочем, гораздо интереснее наблюдать, как этот автомобиль переезжает через неровности - теперь уже слово "сороконожка" можно не брать в кавычки. Сначала через препятствие переезжает первое колесо, потом - второе, третье, четвертое и т.д. Представляете, как это выглядит со стороны - огромные, больше метра в диаметре колеса, мягко перекатываются через препятствие по очереди. При этом сама машина движется также равномерно, как по обычной дороге - на уровне колебаний кабины это никак не отражается.

Более того - с места водителя такие препятствия вообще неощутимы. Для себя мы отмечали - вот яма, вот колдобина, вот мы переезжаем через колею - но МЗКТ шел ровно. Интересно, а если бы полено лежало поперек дороги - мы бы заметили? Скорее всего - нет. Здесь только вибрации, шум, и грохот мотора...

К сожалению, на этом программа теста закончилась. Машина, еще раз эффектно рыкнув двигателем, покатила дальше на ресурсные испытания, а мы только проводили ее взглядом. Прощай, оружие! Расставаться грустно, тем более вот так - толком и не познакомившись, но и говорить "До новых встреч" хочется только о шасси, потому что очень не хотелось бы увидеть "груз" этой машины в действии...

Редакция благодарит Минский завод колесных тягачей за помощь в организации поездки








Ещё фотки и оригинал статьи - здесь, если кому интересно: http://www.abw.by/ar…er-volat2/
Отредактировано: SKV - 17 июн 2013 11:12:33
  • +1.59 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!