Ответ депутату дагестанского парламента Шамилю Исаеву на его обвинения в клевете и размышления о том, кто же все-таки убил Хаджимурата Камалова и Малика Ахмедилова, подкрепленные некоторыми документами Не удивляйся, читатель, грубым, несвойственным «Кавполиту» словам в заголовке. В заголовок мы вынесли последние предсмертные слова основателя и издателя дагестанской газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова, выкрикнутые им по-аварски в лицо убийце. Узнав стрелявшего, Хаджимурад побежал НЕ ОТ УБИЦЫ, а НА НЕГО, и выкрикнул ему в лицо эти слова. Откуда это известно, если Хаджимурад мертв, а убийцы не найдены? А, дело в том, что они найдены и даже дали показания. Рассказали, как расстреливали с двух стволов одного из лучших журналистов страны. Дали показания, но не в СИЗО и не судятся… Как так, спросите вы? Ответы в расследовании Орхана Джемаля.
Просим считать публикуемые ниже текст и копии документов заявлением о возможном совершении преступления.
Скандальный депутат Народного собрания Дагестана Шамиль Исаев, накатал на меня заявление за клевету (куда именно не знаю), о чем газета «Московский Комсомолец» сообщила российской общественности в материале «Информационная война в Дагестане».
Не понравилась депутату моя статья «Лесные» следы ведут в парламент», где я, по словам автора «МК», подписавшегося Сергей Даудов, «недвусмысленно намекал, что заказчиком громких убийств двух дагестанских журналистов — главного редактора газеты «Согратль» Малика Ахмедилова и учредителя газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова — является Исаев».
Надо заметить, что с обильно политым грязью в статье «МК» покойным Хаджимуратом Камаловым, мы были хорошо знакомы, и поэтому я внимательно следил за ходом буксующего расследования его убийства.
По всей видимости, пришло время изложить в полном объеме все, что мне об этом известно.
Убийства обоих журналистов вполне могли бы стать «висяками», если бы не арестованный в Москве фальшивомонетчик Магомед Бахулов, в прошлом кстати, сам сотрудник МВД, выпускник Хабаровской высшей школы милиции.
Он и дал показания о причастности братьев Шуайбовых к убийству Малика Ахмедилова.
Подстрелить «товарища»
Шуайбовы, как и почти все участники этой истории уроженцы села Согратль, возглавляли криминальную группу сколоченную из земляков.
Близок к этой группе был и арестованный фальшивомонетчик. Однако, внутренние конфликты («Кто кому должен? И кто кому не отдал?») привели к тому, что на Магомеда Бахулова было совершено покушение.
Он отделался простреленным предплечьем. В стрелявшем, он опознал вчерашних товарищей.
Так что, мотив у Бахулова сдать Шуайбовых был. И кроме того, как я понимаю, эта информация была частью его сделки со следствием. На основании, в том числе его допроса, и последующих допросов лиц, на которых он дал показания, возникла прелюбопытнейшая оперативная справка, с содержанием которой мне удалось ознакомиться.
«…Получена информация в отношении членов ОПГ, занимавшихся заказными убийствами на территории РД, в частности, данной группой якобы совершены ряд тяжких преступлений; Убийство журналиста газеты «Истина» Ахмедилова М.Д. имевшее место в гор. Махачкала 11.08.2009 г.уголовное дело № 901615 Директора ОАО «Свобода слова» Камалова Г.М. имевшее место 12.12.2011 г. уголовное дело № 158780 Заместителя начальника УФСИН РФ по РД Муртазалиева М.Р. Муртазалиевой М.М. Магомедова М.Ш. И Магомедова Д.Н., имевшее место 23.09.2011 г., уголовное дело № 158617 Убийство гр-на Османова С.М. в гор. Махачкала, имевшее место 18.04.2004 г. уголовное дело № 458834 Убийство главы МО Ботлихского р-на Алиева Р. А., имевшее место 23.03.2006 г. Покушение на убийство гр-на Бахулова М.А., имевшее место в г. Махачкала 11.02.2006 г. По поступающей оперативной информации убийство Камалова Г.М. и Ахмедилова Малика было совершено по заказу Исаева Шамиля Абдулаевича депутата народного собрания РД…
Впрочем, для того чтобы эта «картина маслом» возникла, потребовалось еще много-много оперативной работы, так что мы забежали вперед.
Картина маслом
Разумеется, Мурад Шуайбов был арестован после допроса Бахулова. Его брат, также упоминавшийся в вышеприведенном документе, на тот момент уже находился в тюрьме, в связи с другим убийством, а именно главы Ботлихского района Джамала (Руслана) Алиева, о котором также говорится в справке.
Арестованный изначально по подозрению в убийстве Ахмедилова, Мурад Шуайбов дал признательные показания по «делу Хаджимурада Камалова».
Расследование строилось не только на основании показаний, но и на анализе билинга, так называемых «парных мобильников» (телефоны приобретаемые исключительно для связи в ходе подготовки и исполнения преступления, перезванивающиеся только друг с другом). Облегчило дело то, что экономные убийцы приобрели телефоны Б/У.
Из показаний арестованного Шуайбова, в итоге вырисовалась следующая картина:
В убийстве Малика Ахмедилова участвовал еще и Иса Абдурахманов, который скрывался от следствия и был задержан весной этого года на Ставрополье.
А в убийстве Хаджимурада Камалова, помимо самого Шуайбова, участвовали Магомед Хазамов и Магомед Абигасанов, в настоящий момент оба скрываются.
Стоило бы указать, что Иса Абдурахманов работал в свое время, шофером местного депутата Шамиля Исаева и является его троюродным братом. Магомед Абигасанов работал начальником охраны местного депутата Шамиля Исаева и управляющим ресторана «Мой Дагестан», который по информации источников принадлежит тому же Шамилю Исаеву.
Магомед Хазамов был дальним родственником Хаджимурада Камалова, в убийстве которого он и подозревается.
Из всех подозреваемых лишь у него был собственный мотив убивать Хаджимурада, да и мотив был хлипенький, старая внутрисемейная ссора, да и не столько с самим Хаджимурадом, сколько с его дядей Али Камаловым, возглавлявшим дагестанский союз журналистов.
Честно говоря, из-за такой ерунды если и убивают, то спонтанно, в пылу ссоры, но в этом случае все выглядело, как хорошо спланированное, заранее подготовленное убийство.
Из показаний Шуайбова следует, что задание разобраться с Маликом Ахмедиловым, он получил от Магомеда Абигасанова, охранника депутата Исаева.
Однако, справедливости ради, надо признаться, что вышеуказанная справка, не единственный оперативный документ, который мне попадался на глаза. Из отчета о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях следует, что изначально имелось ввиду вовсе не убийство. Требовалось «наехать», избить, поставить на место «наглого» журналиста.
«Наезд» не удался, так как Ахмедилов, как говорят в Дагестане, «духовитый парень», дал отпор. В итоге ему выстрелили в живот из дробовика.
Прилагаю скан соответствующей страницы, из отчета о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях:
В чем мотив?
Мотивом этого «наезда», переросшего в убийство, было строительство в селе Согратль дома Ризвана Исаева, брата депутата Шамиля Исаева.
В своей статье, ставшей поводом для заявления о клевете, я ошибочно писал, что дом строился для замминистра внутренних дел Дагестана Магомеда Магомедова, по прозвищу «Кучерявый».
На самом деле, в строительстве лишь участвовали его односельчане и родственники. «Кучерявый» находился в товарищеских отношениях с братьями Исаевыми и пристроил «своих» на работу к друзьям.
Из-за строителей и разгорелся конфликт, их поведение раздражало многих жителей села.
Когда я поинтересовался почему это произошло, то выяснилось, что «они пьянствовали и приставали к женщинам». Возмущенных возглавил Малик Ахмедилов, и строителей буквально вышвырнули из Согратля.
В отличие от первого убийства (Ахмедилова), в случае с Хаджимурадом Камаловым участие охранника депутата Шамиля Исаева, было более существенным.
Магомед Абигасанов присутствовал в машине на которой подъехали убийцы. Лично он не стрелял.
Стрелял вышедший из машины Магомед Хазамов, но уже раненный Хаджимурад крикнул по-аварски: «Сука, я узнал тебя, я всегда думал, что это будешь ты!». И бросился на Хазамова с голыми руками…
Огонь открыл и Мурад Шуайбов прямо из машины. Балистическая экспертиза подтверждает, что стрельба велась из двух пистолетов с разных точек.
В обоих убийствах, общим является связь убийц с братьями Исаевыми (которых в родном селе называют «Зайцы») и наличие у «Зайцев» конфликта с жертвами.
Хотя в случае с Камаловым, конфликт много более масштабный, застарелый и состоящий из целого ряда эпизодов.
Также, и к тому и другому конфликту, причастен близкий к «Зайцам» зам. главы МВД Дагестана Магомед Магомедов (Кучерявый). Пожалуй можно говорить, что с Камаловым у «Кучерявого» и «Зайцев» были свои собственные конфликты, а не один общий.
Конфликты, конфликты…
На этих конфликтах стоит задержаться.
Впервые о братьях Исаевых я услышал от самого Хаджимурада. Он рассказывал мне о проекте строительства в республике, так называемой Немецкой деревни, за проектом стоял Ризван Исаев. Покойный Хаджимурад считал проект аферой и боролся против него.
Я не берусь судить, был ли проект действительно аферой.
Отмечу лишь, что знал о «закладке первого камня» еще 6 или 7 лет назад, и не слышал о сдаче проекта в эксплуатацию.
И все время пока проект был на слуху, ходили упорные разговоры о распродаже на сторону участков земли выделенных под строительство.
Впрочем, «немецкую деревню» я никогда не «копал», так как это было вне сферы моих интересов.
Для меня, эта история лишь известный мне рубеж, от которого я отсчитываю конфликт Исаевых и Камалова.
Примерно в то же время, обострился конфликт Хаджимурада с руководством МВД республики. Конфликт разгорелся из-за спецоперации, в ходе которой, был убит преподаватель немецкого языка Рашид Газилалиев.
В МВД уверяли, что убитый был пособником боевиков, был вооружен, оказывал сопротивление.
Хаджимурад Камалов, проводивший собственное журналистское расследование этой истории, утверждал, что все это ложь.
Газилалиев был известен, как разделяющий религиозные взгляды салафитов и не более. Задерживать живым его и не пытались, шанса сдаться ему не дали, а оружие, по словам Хаджимурада, в квартиру Газилалиева подбросил лично «Кучерявый» уже после того, как он был убит.
При этом стоит отметить, что убитый преподаватель был, как и некоторые участники этой истории, уроженцем Согратля. И многие влиятельные земляки, а не только Камалов, встали на защиту доброго имени убитого.
Для Согратля, это было своего рода «делом Дрейфуса», расколовшим общину (и не только общину) на 2 враждебных лагеря. Два конфликта сплелись вместе, и началась настоящая война.
В ходе нее, к примеру, арестовывался «сторонник Газилалиева» командир дагестанского спецназа ФСКН Мухтар Агаев, которого обвиняли в том, что через него заказывалось боевикам убийство Шамиля Исаева.
Полковника вывезли в Астрахань и пытали, год он провел в тюрьме и был оправдан судом.
Кстати, Хаджимурад Камалов считал, что в этом случае Шамиля Исаева разыгрывали в темную. И Исаев искренне был уверен в виновности Агаева и пытался выяснить кто заказчик.
Примерно в то же время в республиканском УФСБ появилась справка подготовленная в республиканском же МВД, где ряд согратлинцев обвинялся в создании группы , целью которой было свержение конституционного строя.
Среди «заговорщиков» были Камаловы Хаджимурад и Али, уже упомянутый полковник ФСКН Мухтар Агаев, и еще ряд «газилалиевцев». Причем, большинство упомянутых, были людьми, как говорится «с положением в обществе»
Скан справки прилагаю:
Заговорщики и убийцы
«Заговорщики» провели собственное расследование, придя к выводу, что документ писался под диктовку «Кучерявого», а передача его в ФСБ имела цель спровоцировать внесудебную ликвидацию «врагов государства».
К сожалению, я пока не могу назвать имя офицера, «сдавшего» «Кучерявого», как и назвать сотрудника ФСБ, пояснившего, зачем такого типа документы циркулируют между ведомствами, но надеюсь со временем и по мере уже начавшейся общедагестанской чистки это будет возможно сделать, не ставя этих честных людей под удар.
Пожалуй эта история, первый случай попытки организации убийства Хаджимурада Камалова и иже с ним.
Любопытно, что в этом документе в заговорщики вместе с Хаджимурадом Камаловым занесен и его убийца Мурад Шуайбов. Однако видал я и другие оперативные списки, где Мурад Шуайбов был совсем в другой компании.
На третьем месте подозреваемый в убийстве Мурад Шуайбов, на шестом подозреваемый в убийстве Магомед Абигасанов, на седьмом подозреваемый в убийстве Магомед Хазамов, на одиннадцатом – депутат Шамиль Исаев.
И далее цитирую:
В настоящее время, в целях изобличения данной преступной группы в совершенных преступлениях., нами организован комплекс ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий – О.Д.)…
Скан страницы прилагаю:
Но это так, к слову.
Незадолго до убийства Хаджимурада, конфликт обострился в очередной раз, в связи с выборами главы Гунибского района. Для «Большой России», выборы такого уровня — мелочь, не замечаемая даже большинством электората. А в Дагестане накал страстей таков, что рядом с ним выборы президента РФ меркнут.
Каждый из кандидатов моментально обрастает сторонниками, союзниками, лобистами. И стреляют, в контексте выборов, в Дагестане частенько.
Надо ли говорить, что Хаджимурад Камалов и «Зайцы» с «Кучерявым» в очередной раз оказались по разные стороны баррикад. Братья Исаевы и зам. главы республиканского МВД Магомед Магомедов, поддерживали родственника покойного министра внутренних дел Адильгирея Магомедтагирова, председателя СПК «Гонода» Магомедова.
А Камалов по сути вел PR-кампанию его основного противника Данияла Алиева, приходящегося зятем липецкому губернатору Королеву.
В день смерти Хаджимурад работал над разоблачительной статьей об этих выборах.
Почему его убили?
Я не думаю, что выборы были причиной этого убийства. Камалова убили «по совокупности заслуг», выборы стали лишь спусковым крючком.
Я действительно полагаю, что за этим убийством стоит депутат Исаев, и не исключаю, что причастен к нему зам. главы МВД Магомедов. Почему так думаю, я изложил выше.
Хотя осознаю, что наличие мотива и близкое знакомство непосредственно с киллерами, не является исчерпывающим доказательством. Но я не упомянул еще один факт, который окончательно сформировал мое мнение о деле.
Братья Исаевы владеют в Махачкале сетью автозаправок, в том числе и на проспекте Акушинского.
После убийства Хаджимурата Камалова заправка перешла под контроль двух женщин.
А именно, – жены сидящего в тюрьме Мурада Шуайбова, и жены скрывающегося Магомеда Хазамова. Надо полагать это плата за специфическую услугу.
Честно говоря я не знаю, что еще нужно в качестве доказательств.
В этом деле есть еще набор любопытных фактов, однако по сей день у меня нет уверенности, являются ли они звеньями этой истории или каких-то параллельных интриг.
Так, например, стрелявший в Хаджимурада Камалова и находящийся в настоящий момент в бегах Магомед Хазамов, вскоре после убийства получил должность главы МО «Поселок Богатыревка» (входит в состав Махачкалы).
Велик соблазн истолковать это также, как плату за заказное убийство.
Однако, распоряжение о назначении подписал ныне арестованный мэр Махачкалы Саид Амиров.
Несмотря на то, что у Амирова тоже имелся конфликт с Хаджимуратом, я не располагаю ни какой информацией о его причастности к убийству. Остается предположить, что должность киллеру выхлопотали у мэра заказчики убийства, но это только гипотеза.
Теперь перейдем от депутата Исаева к Павлу Гусеву, главреду газеты Московский Комсомолец, что опубликовала статью про то, как на меня Шамиль Исаев пожаловался за клевету.
Многоуважаемый Павел Николаевич, я много лет в журналистике и понимаю немножко в стиле. От опубликованной у вас статьи за версту несет «рыбой» подготовленной каким-то провинциальным писакой. К примеру, возьмем два первых предложения.
«Новый коррупционный скандал вслед за арестом мэра Махачкалы разразился в Дагестане. Депутат народного собрания Республики Дагестан Шамиль Исаев на этой неделе подал в правоохранительные органы Москвы заявление о клевете».
Может подача заявления о клевете и скандал, но почему же коррупционный? Я понимаю, что у человека, для которого русский язык не родной есть соблазн набросать ворох трескучих слов, но куда смотрят ваши редактора?
Я знаю как живут и зарабатывают в газетах. От слова «заказуха» в обморок не падаю, но вашим редакторам лень переписать присланную заготовку в стиле «МК». Для профессионального глаза это очень заметно.
Как бы высокомерно я не относился к вашему изданию, я все же считаю, что ваши журналисты достаточно хороши, чтоб не перевирать фактуру, правда, это в том случае, когда они сами работают, а не тискают текст присланный заказчиком.
Читаем:
«…председатель дагестанского Союза журналистов Али Камалов буквально слово в слово сказал то же самое, (про то, что Исаев заказчик убийства — О.Д.) … Тогда Исаев подал иск о защите чести и достоинства. Кировский районный суд Махачкалы удовлетворил требования дагестанского политика. Камалов заплатил штраф, а также выступил с опровержением своих собственных слов, которые суд счел не соответствующими действительности…».
А между тем, все не совсем так… Али Камалов подал апелляцию и приговор Кировского районного суда города Махачкалы был отменен. Уверен, если бы задание написать статью было бы дано штатному автору, он бы это с легкостью выяснил с помощью любого поисковика. Вот, собственно, само судебное решение:
Честно говоря, я не стал бы цепляться к вашей статье, и портить вам кровь. За свою журналистскую карьеру я и не на такое насмотрелся.
Однако вы позволили, чтоб в вашем издании, грязно оболгали вашего коллегу, который и ответить за себя не может, так как убит из-за своей профессиональной деятельности.
Так, что я сегодня же позвоню председателю Союза журналистов Дагестана Али Ахмадовичу Камалову и уговорю его подать на вас в суд за распространение информации, порочащей честь и достоинство и его самого, и его покойного племянника.