Аравия
Становление правящих династий Омана и Саудовской АравииМ.Б. Асанбаев.
В отличие от правящих домов Бахрейна, Катара, Кувейта и ОАЭ, становление государственности и зарождение правящих династий Саудовской Аравии и Омана шло на основе мощного влияния религиозного фактора – ваххабитского толка суннитского направления и соответственно ибадитского толка хариджитского направления ислама.
Так, на территории Омана, с момента обособления оманских племен в рамках ибадитского имамата в VIII в. и до конца XVIII в. население было представлено союзом племен, исповедующих ибадитское направление шиизма. Помимо общности историко-культурного наследия и сложившихся традиционных экономических связей, оманские племена объединились вокруг имама, которому наряду с религиозной принадлежала и светская власть в имамате. В XVIII в. Оман достиг своего могущества. Границы оманского государства охватывали всю юго-восточную Аравию, простираясь до южного и юго-западного побережья Ирана и восточного побережья Африки. Власть имама признавалась большинством живущих здесь племен и племенных объединений Аравии и соседней Африки. Потомки этих оманских племен до сих пор проживают в странах Восточного побережья Африки. «Кандидатура имама выдвигалась советом наиболее авторитетных улемов, после чего она должна была получить признание и поддержку племен».
При этом отличительная черта государственности имамата Оман на протяжении многих столетий заключалась в том, что власть имама не являлась наследственной. Изменение данного принципа в 1786 г. имамом Са‘идом ибн Ахмадом, который в нарушение канонов ибадизма назначил своего сына Хамида ибн Са‘ида наследником престола, повлекло за собой фактический раскол страны, где восставшие не признали новый принцип престолонаследия. В ходе борьбы Хамиду ибн Са‘иду пришлось покинуть столицу государства Рустак и укрыться в Маскате. После его смерти в 1792 г. власть перешла к его брату, Султану ибн Ахмаду. В 1798 г. Султан ибн Ахмад заключает соглашение с Ост-Индской компанией и правит до 1806 г. С этого времени он закрепляет за своими потомками титул наследственных султанов Маската.
Тем временем, войны между наследниками султаната и сторонниками ибадитской концепции не утихали. Вмешательство во внутриоманские противоречия Великобритании только осложняло ситуацию. С 1789 г. между султанами Маската и ибадитским духовенством неоднократно вспыхивали противоречия, заканчивавшиеся вооруженными столкновениями их сторонников. В итоге до начала XX в. в Омане фактически существовали два равноправных государственных образования – подвластный Великобритании султанат Маскат и независимый от британского протектората имамат Оман. Территория, подвластная султанам Маската, ограничивалась в основном прибрежной полосой, где была расположена сеть торгово-ремесленнических городов. Внутренние горные районы Омана с кочевым и полукочевым населением по-прежнему оставались во власти избираемых ибадитских улемов и богословов.
Известно, к примеру, что суверенитет маскатского султана Файсала ибн Турки ограничивалась Маскатом, Матрахом и другими частями прибрежной полосы Омана, тогда как большая часть внутренних районов входила в состав имамата, глава которого, т.е. имам, объединял в своих руках высшую светскую и религиозную власть. После того, как в 1913 г. дед нынешнего правителя Кабуса ибн Са‘ида, Таймур ибн Фай-сал сверг своего отца и провозгласил себя очередным маскат-ским правителем, имамат Оман объявил себя независимым от султаната Маскат и отказался признать центральную власть. После безуспешной для Маската и англичан семилетней войны против имамата в 1920 г. был подписан Сибский мирный договор, признавший Оман независимым.
Тем не менее, султаны Маската не прекращали попыток восстановить свою власть над внутренними районами Омана. Вооруженные столкновения между наступавшими войсками султана и оппозиционными племенами внутреннего Омана продолжались вплоть до недавнего времени. Последнее крупное сопротивление оманских племен против султанов Маската было сломлено при прямой военной помощи Великобритании в середине 1950-х гг. В 1970 г. к власти в Маскате с помощью англичан пришел сын султана Таймура ибн Файсала, Кабус ибн Са‘ид и объявил о создании единого султаната Оман в составе султаната Маскат и имамата Оман.
Становление государственности Саудовской Аравии, как уже отмечалось, шло на религиозной основе, но со своей спецификой. На момент появления государства «саудидов» баланс сил между кочевыми и полукочевыми правителями Центральной Аравии, многие из которых формально были под суверенитетом Оттоманской империи, складывался примерно одинаковым образом. Так, под номинальным суверенитетом Оттоманской империи в районе ал-Ахса и ал-Катиф, что на востоке современной Саудовской Аравии, традиционно правили ал-Хумайды, шайхи кочевого племени бани халид. Над кочевыми и осевшими племенами, оседло-земледельческим населением Хиджаза правила номинально подвластная туркам династия Хашимийа, исторически закрепившая за собой статус хранителей святых городов Мекка и Медина. Север современной Саудовской Аравии, исторически именуемый Джабал Шаммар, т.е. район нынешнего Ха’иля, ал-Джауфа и Табука, был вотчиной ар-Рашидов, шайхов кочевого родоплеменного объединения шаммаров. Как и другие арабские шайхи данного периода, ар-Рашиды признавали власть Оттоманской империи и старались заручиться их подержкой. В районе Наджда правил их главный соперник – династия ас-Са‘уд, представители которой тогда еще были эмирами небольшего полукочевого княжества ад-Дир‘ийа. Кроме того, в Центральной Аравии не редкостью были и На юге современной Саудовской Аравии исторически правили асирские династии, главным образом, опиравшиеся на местные племена гамид, шахран, родственные соседним йеменским родоплеменным образованиям.
В различных частях центральной части полуострова влияние конкурирующих амиров и шайхов было практически закреплено в традиционных ареалах кочевания крупных родоплеменных образований и концентрации наиболее устоявшихся конгломераций из числа полукочевых и оседло-земледельческих сообществ. Фактически в те годы на территории нынешней Саудовской Аравии было несколько сильных и родовитых правящих династий, одновременно претендовавших на господство в Центральной Аравии. Однако появление религиозного движения, возглавляемого проповедником Мухаммадом ибн ‘Абд ал-Ваххабом, с одной стороны, а также кровавая междоусобица, изнутри погубившая династию ар-Рашидов, правителей Джабал Шаммара и главных конкурентов династии ас-Са‘удов, с другой стороны, сыграли ключевую роль в дальнейшей истории Аравии. Можно констатировать, что все эти события обернулись для саудидов благоприятным стечением обстоятельств.
Прежде всего следует отметить, что возникновение в начале XVIII в. в Центральной Аравии религиозно-политического движения, основанного на учении мусульманского проповедника, ученого и реформатора шайха Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба (1703-1791 гг.) оказало колоссальное влияние на политическую обстановку в регионе. Мухаммад ибн ‘Абд ал-Ваххаб, воспитанник исламской богословской школы права (ханбалитский мазхаб), призывал к возвращению к первоначальным основам исламского вероучения, каким оно было в эпоху Пророка Мухаммада. Дело в том, что в те годы сама ситуация в Аравии благоприятствовала такой позиции Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба. Среди населения получило широкое распространение «многобожие и культ предков, преклонение различным магам и прорицателям. Люди верили магической силе камня и финиковой пальмы, поклонялись солнцу, духу различных животных и птиц, приносили жертву джиннам». На этом фоне Мухаммад ибн ‘Абд ал-Ваххаб призывал бороться против магии, колдовства, прорицателей и категорически отвергал любые новшества, призывая своих сторонников к расправе над малейшими признаками отклонения от коранических норм. способного творить. Религиозное движение, основанное Мухаммадом ибн ‘Абд ал-Ваххабом в западной и советской историографии именуют «Ваххабизмом», в то время, как в самой Саудовской Аравии историки говорят о нем как о движении единобожников «ал-Муваххидуна»52. Однако сегодняшние последователи ваххабизма чаще всего сами себя именуют салафитами, что буквально означает последователи чистого ислама. В этой связи следует отметить, что все современные диспуты о ваххабизме невозможно рассматривать без исторического дискурса, так как учение Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба было адекватным лишь в период своего появления, в рамках определенных исторических реалий.
Субъективно-личностный фактор был выражен в неординарности и дальновидности амира тогда еще небольшого княжества ад-Дир‘ийа, Мухаммада ибн Са‘уда. Смелый и талантливый полководец Мухаммад ибн Са‘уд был человеком, опережавшим свое время. Он сумел предвидеть потенциал движения единобожников, которое в любую минуту грозило перерасти в мощную и непредсказуемую силу. Разделяя религиозные взгляды Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба, Мухаммад ибн Са‘уд активно поддерживает проповеди о единобожии и в 1740 г. заключает с ним клятвенный союз о совместной борьбе во имя объединения Аравии и возвращения ее к истокам первоначального ислама. В этой связи арабский ученый Ахмад ‘Иса писал – «Амир Мухаммад обещал ‘Абд ал-Ваххабу свое полное покровительство и поддержку его учению взамен обязательства шайха не искать защиты у других амиров. Этот союз, соединивший в себе духовное начало ваххабизма с военной силой дома ас-Са‘удов, дал мощный импульс движению за консолидацию саудовского общества».
В скором времени учение Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба довольно быстро переросло в массовое народное движение за чистоту исламской веры, став своего рода национальной идеей саудовской государственности. Провозглашенная в этом учении необходимость священной войны против идолопоклонничества и массового отхода от норм классического исламского учения делала его знаменем завоевательных войн и набегов, идейным оружием движения за консолидацию мусульман Аравии54.
Однако, в результате Оттоманского вторжения в 1811 г., единство саудовского государства ненадолго было разрушено. В 1824 г. саудовцы вновь обрели независимость под предводительством принца Турки ас-Са‘уда – родственника Мухаммада ибн Са‘уда. Но последующие годы были периодом хаоса, смут и раздоров, что повлекло к завоеванию саудовского государства в 1887 г. правителем Джабал Шамма-ра Мухаммадом ибн ‘Абдаллахом ар-Рашидом.
Очередное и заключительное восстановление саудовского государства начал двадцатилетний амир ‘Абд ал-‘Азиз ибн ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘уд (далее – ‘Абд ал-‘Азиз). В 1902 г. он захватил ар-Рийад (битва при крепости Масмак), а затем покорил области Васм и Судайр. В 1904 г. ‘Абд ал-‘Азиз захватывает стратегически важные оазисы ал-‘Анайза и ал-Бурай-да. Этот захват расколол владения его основного противника – ‘Абд ал-‘Азиз ибн Мут‘аб ибн ‘Абдаллах ар-Рашида, правителя конкурирующего родоплеменного образования шаммаров в Джабал Шаммаре. В том же году ‘Абд ал-‘Азиз с переменным успехом провел ряд сражений с армией ар-Рашидов вблизи Букайрии.
За миром последовала серия военных сражений, в ходе которых в 1906 г. ‘Абд ал-‘Азиз ибн Мут‘аб ибн ‘Абдаллах ар-Рашид был убит. Новый правитель Джабал Шаммара признал права ‘Абд ал-‘Азиза и династии ас-Са‘удов на весь Наджд. Тем не менее, завоевание Наджда и Восточной Аравии в течение 1913-1914 гг., включая большой и густонаселенный шиитами оазис ал-Ахса (на местном говоре ал-Хаса), еще не говорило об окончательном включении завоеванных земель в состав саудовского государства. Помимо завоевания, необходимо было утвердиться на этих землях путем легитимации власти ас-Са‘удов. Такой исход событий не устраивал правителя Хиджаза и хранителя святых мест ислама Меки и Медины Хусайна ибн ‘Али, правителя династии Хашимийа. Восходящая к потомкам пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа ‘Али, династия Хашимийа традиционно считалась высшей кастой в иерархии аравийских племен. Этим фактом представители Хашимийа традиционно аргументировали свои притязания на Хиджаз, что, как следует из записей Н. Тюряку-лова к советскому руководству, «было весьма очевидным и для ‘Абд ал-‘Азиза». Хайфа Алангари в своей книге «Борьба за власть в Аравии: Ибн Сауд, Хусайн и Великобритания (1914-1924 гг.)» пишет, что в плане легитимизации власти в Хиджазе Хусайн ибн ‘Али был серьезным противником ‘Абд ал-‘Ази-за. «Его династия была олицетворением национальной идеи арабов о создании единого арабского государства – Арабского халифата». В этом качестве они не устраивали ни турков, ни англичан, ни их главных соперников ас-Са‘удов.
В 1916 г. при пособничестве своего агента Т.Е. Лоуренса англичанам удалось убедить Хусайна ибн ‘Али начать войну против турецкого господства и выступить на стороне Антанты. Взамен Великобритания, устами своего верховного комиссара в Египте сэра Генри Мак-Магона, согласилась поддержать стремление Хусайна ибн ‘Али по созданию единого независимого арабского королевства на Ближнем Востоке. В 1917 г. войска Хашимийа под командованием сына Хусайна ибн ‘Али Файсала ибн Хусайна взяли ‘Акабу и вышли в Трансиорданию, а уже к 1918 г. Файсалу ибн Хусайну удалось вынудить турков покинуть территорию Трансиордании, освободить от них Сирию и создать там Сирийское Хаши-митское королевство, которое по планам его отца должно было объединиться с Королевством Хиджаз, провозглашенным им в 1916 году.
Однако, ссылаясь на ряд оговорок, Великобритания отказалась от выполнения своих обязательств перед Хусайном ибн ‘Али. Вместо этого Великобритания и Франция подписали двухсторонние секретные соглашения, согласно которым Лондон получил мандат на управление большей частью азиатских владений Оттоманской империи – Палестиной, Трансиорданией и Ираком, а вторая получила мандат на управление Сирией, после чего оттуда французы изгнали Файсала ибн Хусайна. Поняв, что Великобритания решила воспользоваться ситуацией в свою пользу без учета интересов Хашимийа, другой сын Хусайна амир ‘Абдаллах ибн Хусайн спешно выдвинулся в Трансиорданию во главе вооруженного отряда из 1200 человек с намерением, дополнительно мобилизовав местные племена, вернуть арабам контроль над Сирией. В 1921 г. заручившийся поддержкой местных племен бани хувайтат, бани халид, бани сакр, амир ‘Абдаллах ибн Хусайн вступил на территорию нынешней столицы Иордании Аммана и вскоре стал угрожать Сирии.
Возможно сть начала новой войны под предводительством ‘ А б -даллаха ибн Хусайна в соседних французских владениях сулила англичанам большие неприятности. Учитывая это обстоятельство, Великобритания приняла решение договориться с ‘Абдалла-хом ибн Хусайном, чтобы оградить себя от возможных осложнений в отношениях с Францией в случае вторжения подвластных ему сил в Сирию. В конце марта 1921 г. в Иерусалиме состоялась встреча ‘Абдаллаха ибн Хусайна с У. Черчиллем, занимавшим тогда пост министра по делам колоний. На ней амиру было предложено закрепиться в Трансиордании и создать там так называемое арабское управление. В марте 1921 г. в Каире прошла конференция по Ближнему Востоку, где было принято постановление о разделе Палестины и Трансиордании на две самостоятельные подмандатные территории с образованием в последней эмирата во главе с ‘Абдаллахом ибн Хусайном. Только таким образом династии Хашимийа уд а л о с ь сохранить свою власть и заложить основу современной иорданской государственности.
Тем временем, саудовский амир ‘Абд ал-‘Азиз захватил северо-западную Аравию, а к декабрю 1925 г. его отряды уже заняли весь Хиджаз: Джидду, Таиф и два священных города – Мекку и Медину. В январе 1926 г. после коллективной молитвы в мечети Мекки, ‘Абд ал-‘Азиз формально был провозглашен королем «Хиджаза, Наджда и присоединенных областей» и официально принял титул хранителя святынь ислама. Однако на деле для ‘Абд ал-‘Азиза необходимо было укрепить и распространить свою власть над кочевыми бедуинскими племенами, которые по большому счету не признавали как его власть, так и иных правителей, открыто игнорируя официально очерченные границы новых государственных образований. Создание нового государства было бы бессмысленной затеей без подчинения кочевых бедуинских племен, беспрекословно подчинявшихся лишь своим родовым вождям и племенным шайхам. Династические же распри между соперничающими правителями, особенно оседлыми, для кочевых бедуинов не имели принципиальной разницы. Признавая власть одного правителя, они в любую минуту могли откочевать на территорию, подвластную другому правителю. Как правило, такие неожиданные перемещения кочевников были связаны с засухой, истощением пастбищных угодий и поиском новых источников воды, что заставляло их искать новые земли в сопредельных районах, входивших во владения другого правителя.
Любопытно, как их описывает в своей аналитической записке в Москву Полномочный представитель СССР в Саудовской Аравии Назир Тюрякулов: «Кочевые племена как боевой материал не всегда пригоден. Они храбро сражаются, когда защищают свои насиженные места, имущество и семьи. В боях отличаются настойчивостью лишь тогда, когда их ожидает легкая добыча. Иначе в боях племена не надежны и склонны к грабежам не только на территории, но и в собственном тылу».
Не удивительно, что ‘Абд ал-‘Азиз стал проводить политику, направленную на перевод кочевников к оседлому образу жизни. «Для осуществления этой политики его духовный наставник и родной тесть, шайх ‘Абд ал-Латиф» сформулировал в 1910 г. концепцию, суть которой заключалась в необходимости создания единства всех подданных ‘Абд ал-‘Азиза, в котором бы строго соблюдались предписания ислама. Это нововведение, в первую очередь, касалось кочевых бедуинов, которые должны были тем самым признать ‘Абд ал-‘Азиза верховным правителем, поскольку он отныне является в одном лице имамом и амиром. Так была выработана концепция новой политики саудовского правителя – движение ихванов. Члены общеваххабитского братства – ихваны отныне должны жить в рамках общины, в обособленных от их родового племени новых поселениях, названных «хиджрами». ‘Абд ал-‘Азиз оказывает ихванам щедрую финансовую и организационную помощь в создании новых поселений, помогая строить жилища, школы, мечети, всячески поощряет ихванов заниматься сельским хозяйством. Он был сильно заинтересован в распространении и усилении концепции нового братства, поскольку для него это имело самостоятельное значение. Суть сводилось к тому, что примкнувшие к ихванам и решившие жить в отдельных поселениях люди становились оторванными от привычных для них связей со своим племенем. В итоге влиятельные вожди и шайхи кочевых племен постепенно теряли на соплеменников свое былое влияние, что, в конечном счете, способствовало лишь усилению единоличной власти короля.
По данным арабского исследователя Ахмада ‘Иса, в 1922 г. ‘Абд ал-‘Азиз организовал сто двадцать два поселения, в которых ему удалось объединить двенадцать тысяч племенных союзов общей численностью семьдесят с половиной тысяч кочевников. В 1930 г., по сообщению советской дипломатической миссии, аккредитованной в Саудовской Аравии, это число дошло до двухсот, причем отдельные поселения, такие как Артавия, насчитывали до восьмидесяти тысяч жителей. Но самое главное то, что ‘Абд ал-‘Азиз стал снабжать ихванов оружием и снаряжением для посильной борьбы с различными еретическими течениями в исламе и таким образом заставлял их принимать самое активное участие в становлении саудовской государственности.
Со временем движение ихванов стало основной опорой саудовской династии. В нем была реализована идея «обобществления» общины. Поселившиеся в обособленных поселениях ихваны стали ревностно соблюдать религиозные нормы. Их основным занятием, помимо прививаемого земледелия, стала священная война – «джихад». Они силой оружия вводили законы шариата и заставляли непокорных подчиняться воле ‘Абд ал-‘Азиза, амира и имама в одном лице.
Однако со временем ихваны, опиравшиеся на преимущественно кочевые племена мутайр, ‘утайба, ‘аджман, ру’ала стали представлять реальную угрозу для власти самого ‘Абд ал-‘Азиза. Их традиционные грабежи и набеги под стягом нарастающей завоевательной инерции не имели конца. Завоевательное движение было сродни юношескому максимализму и поэтому, как магнит, притягивало к себе молодежь и амбициозные личности. Отряды ихванов все чаще напоминали неуправляемую и непредсказуемую силу, порожденную соблазном новых завоевательных походов против всех неверующих или заблудших жителей поселений, расположенных вдоль всей границы государства ‘Абд ал-‘Азиза. Ситуация усугублялась тем, что после образования «Королевства Хиджаза, Наджда и объединенных областей» шайхи ряда бедуинских племен, принимавших активное участие в завоевании Хиджаза, а именно глава племени мутайр Файсал Давиш и глава племени ‘утай-ба Султан Биджад, были обделены новой властью.
Все высшие правительственные посты были распределены среди тех надждийцев, которых король считал политически надежными и преданными. Старые союзники и соратники ‘Абд ал-‘Азиза, шайхи Султан Биджад и Файсал Давиш оказались забытыми. Это обстоятельство было использовано последними для возбуждения масс своих племен против короля, ответившего на все их заслуги в прошлом «черной неблагодарностью». Наряду с этим в качестве прикрытия своих основных стремлений они выкинули лозунг борьбы против «еретических нововведений» короля и клич непримиримой борьбы против неверных племен Ирака.
Таким образом, нежелание ‘ Аб д ал-‘Азиза делить власть со своими бывшими соратниками привело к резкому обострению ситуации внутри страны. В королевстве начались волнения ихванов из числа подвластных Султану Биджаду и Файсалу Давишу племен ‘аджман, ‘утайба и мутайр. Ихваны первыми пошли на обострение. В марте 1922 г. отряд, состоящий преимущественно из выходцев племени мутайр, под предводительством Файсала Давиша вторгся на территорию Ирака. Вмешательство английской авиации позволило вытеснить нападавших. В том же году, осуществляя многочисленные набеги в долину Сирхан, отряды ихванов доходили до территории Трансиордании, подвластной в то время Великобритании, и французских владений в Сирии (оазисы Джауф, Тайма, Табук и Бани Шакир). Это ставило ‘Абд ал-‘Азиза в сложное положение. С одной стороны, усилившаяся активность и безрассудство ихванов неизбежно провоцировало англичан и французов, с другой стороны, это говорило о беспомощности саудовской династии в глазах подвластных ей племен и родов, что могло закончиться гораздо более плачевно. Для того чтобы как-то исправить ситуацию, король идет на скорейшее закрепление линий границ с Трансиорданией и Ираком и в этих целях в 1922 г. подписывает Мухаммарский договор о государственной границе, который был дополнен Укайрскими протоколами (ирако-саудовская и саудовско-кувейтская границы).
В отношении самих ихванов принимается еще более жесткое решение. ‘Абд ал-‘Азиз решается на политику силового сдерживания ихванов, что не может не вызвать со стороны последних негодование и противодействие. В 1927 г. на собрании ихванов и улемов участниками было открыто высказано недовольство введением западных технических достижений и терпимой политикой по отношению к шиитским племенам Ирака и Иордании, которых ихваны называли не иначе как «кафирами». Позиция улемов была более сдержанной, поскольку объявление джихада являлось прерогативой имама ‘Абд ал-‘Азиза. Тогда ихваны начали действовать самостоятельно. Восстание началось с рейда отряда мутайров на английский укрепленный пункт в Ираке. Затем вспышки насилия прокатилась по всей стране. Тем более, что многие ихваны уже успели привыкнуть к частым завоевательным походам и набегам под стягом религиозного клича.
В 1929 г. ихваны во главе с Султаном Биджадом напали на собственные наждийские племена. На этот раз ‘Абд ал-‘Азизу пришлось впервые выступить против ихванов. Под селением Сибила саудидам удалось разгромить войска ихванов. Сбежавший Файсал Давиш поднял мятеж в племени ‘аджман. Но к октябрю 1929 г. с восстанием было покончено.
К 1930 г. ‘Абд ал-‘Азиз окончательно уничтожает сопротивление мятежных ихванов. Многие лидеры ихванов и вожди восставших племен казнены, оставшиеся были лишены всех сословных прав и привилегий. Сами племена, принимавшие непосредственное участие в вооруженном противостоянии с властями, были полностью разоружены, их имущество было конфисковано для возмещения понесенных королевством убытков. Наряду с этим ‘Абд ал-‘Азиз принимает меры по ослаблению крупнейших кочевых племен Наджда, которые представляют потенциальную опасность для саудовского государства. Три наиболее сильных и значимых кочевых племени – ‘аджман, мутайр, ‘утайба целенаправленно подвергаются расселению в различных регионах страны, в основном среди чужеродных племен и кланов, поскольку для ‘Абд ал-‘Азиза было важно разорвать их традиционные родовые отношения и связи, достаточно весомо препятствовавшие унификации государства. Этой же участи подверглись и те ихваны, которые сохранили родовую связь и примкнули к вооруженному мятежу.
В 1932 г., в целях увековечивания подвластных себе территорий, ‘Абд ал-‘Азиз переименовывает название «Королевства Хиджаза, Наджда и присоединенных областей» на современное название – «Королевство Саудовской Аравии», тем самым, меняя тактику с завоевания на закрепление в подвластных ему территориях. В целом, борьба за создание саудовской государственности прошла в три этапа, на протяжении которых представители династии ас-Са‘удов вели борьбу за право утверждения своей власти против шайхов и амиров многочисленных и не менее могущественных племен и племенных объединений. За это время власть ас-Са‘удов не раз оказывалась под вопросом. Но наследники саудовского престола неоднократно проявляли незаурядные черты политического лидерства, т.е. все то, что можно подвести под субъективно-личностный фактор и, именно это обстоятельство порой оказывало решающее значение в восстановлении власти ас-Са‘удов. Больше всех преуспел ‘Абд ал-‘Азиз, правивший в начале XX века. Именно он стал непосредственным создателем саудовского государства.
В период своего полувекового правления ‘Абд ал-‘Азизу удало сь объединить правящие дома Аравии под свою власть, достигнуть долгожданного единства племен, создать прочные основы государства и преобразовать некогда раздробленную и отсталую вотчину своих предков в современное государство, уверенно смотрящее в будущее. Эпоха его правления – это эпоха войн, хитросплетений в политике, собирания земель, прогресса, новаторства и неустанной идейной генерации нового поколения людей, адекватно реагирующих на стремительно меняющиеся вызовы того времени.
Многое сделал ‘Абд ал-‘Азиз для восстановления и сохранения исламских святынь. Под его руководством в королевстве была осуществлена реставрация Мечети ал-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине, усовершенствованы старые и построены новые дороги, по которым поток паломников сегодня ежегодно устремляется в хаджж. Для безопасности и удобства паломников были облегчены условия их пребывания, покончено с грабежами и разбойничеством, представлявшими угрозу всем приезжим в королевстве.
В политике ‘Абд ал-‘Азиз верил в солидарность мусульманских народов. По его инициативе в 1926 г. в Мекке впервые была созвана Исламская Конференция, на которой были озвучены вопросы укрепления дружбы и сотрудничества, единства и солидарности, равноправия и взаимопомощи между мусульманскими странами. Большое внимание ‘Абд ал-‘Азиз уделял вопросам модернизации королевства. Под его началом по всей стране были построены дороги, открыты больницы и госпитали, в систему управления государства введены современные методы администрирования. За время его правления Королевство Саудовской Аравии получило всеобщее признание, значительно выросло влияние и роль его внешней политики. Сам король снискал уважение и признание многих влиятельных мировых политиков, с которыми его связывала не только политика, но и личная дружба и симпатия. В двадцатилетнем возрасте он вернул под знамена своих предков остатки полукочевого эмиратства с его феодально-патриархальным строем и через полвека правления оставил за собой современное и процветающее государство Аравии.
Обобщая вышеприведенное, можно заключить, что истоки правящих династий Кувейта, Бахрейна, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов восходят к родоплеменным структурам, некогда кочевавшим во внутренних районах Аравии. Особняком стоят лишь правители Омана, которые берут свои истоки в Йемене. Все вышеуказанные правящие ныне в Аравии династии, за исключением ас-Са‘удов, в той или иной степени долгие годы оставались под протекцией Великобритании.
прячем под спойлер