http://rpmonitor.ru/…hp?ID=8065«ТРЕХСЛОЙНЫЙ» ВАРИАНТ
Дерзнем предположить: инновационное чудо нужно осуществлять в «трехслойном» варианте.
Первый «слой» могут составить объединенные государственные корпорации: атомная, авиапромышленная, кораблестроительная, нанотехнологическая, крупнейшие предприятия Роскосмоса. Государство должно поставить им недвусмысленную задачу: «Вы должны, кроме отобранных сейчас для реализации базовых проектов, выдвинуть новые проекты – принципиально новые, не имеющие мировых аналогов. Под эти новые задания вы получите государственное финансирование».
Применительно к ОАК, например, это могло бы означать следующее: у корпорации есть планы производства пассажирских SSJ, Ту-334 и МС-21. Вдобавок к ним – программы выпуска боевых самолетов и вертолетов разных типов. Но все это – техника привычная, не несущая в себе революционных инноваций. Поэтому вдобавок ко всему ОАК должна разработать еще и дополнительные, сверхамбициозные программы – касающиеся создания техники, не имеющей аналогов в мире. Какой? Это может быть самолет новой аэродинамической схемы и вместе с этим – авиационно-космический комплекс для запуска на орбиту легких ракетопланов или небольших ракет-носителей. Подобные же первопроходческие сверхзадачи должны поставить перед собой и все прочие объединенные корпорации.
Подобные задачи должны ставиться и перед руководством масштабных федеральных программ, которые сегодня идут на смену приоритетным национальным проектам. Если вы реформируете, к примеру, ЖКХ, то – с созданием и «принятием на вооружение» прорывных технологий.
Но должен быть и второй «слой» - создание новых корпораций вокруг творческих коллективов, около создателей беспрецедентных русских технологий. По подсчетам одного из близких мне аналитических центров, в РФ из – 82. Не берусь проверять эту цифру, но сам знаю, что такие потенциальные прорывы у нас существуют, и их действительно хватает. Это и экранопланы «Арктической торгово-транспортной компании», и ее полуподводные отели. Есть создатели сверхскоростных и крайне экономичных электромоторов на постоянных магнитах. Есть уже известные всем команды создателей суперкомпьютеров СКИФ. Есть прорывные работы по компьютерам, понимающих человеческую речь (А.С.Нариньяни), по нейросетям четвертого поколения. Есть совершенно революционные технологии строительства на основе моносотовых конструкций и из сверхпрочной керамики. Есть технологии получения базальтового волокна для строительства «вечных» автотрасс. Есть уникальные плазменные сварочные аппараты «Плазан» и столь же уникальные беспилотники типа «разумная стая» коллектива Игоря Табачука.
Есть принципиально новые виды транспорта – струнный Юницкого и транскарный В.Карфидова. Причем для их воплощения хватит уже имеющихся технологий, скомбинировав которые, мы получим качественно новую технологию.
Приведем один пример в немного развернутой форме. Скажем, с 1989 года профессор МАИ, доктор технических наук Л.Ташкеев одним из первых в мире начал работы по беспилотным летательным аппаратам вертикального взлета, причем с принципиально новым способом управления. Его винтокрылы «Сокол» обходились без автомата перекоса несущего винта и в них применялся автопилот самолетного типа. Работы шли совместно с климовским КБ «Точмаш».
Что давали нам беспилотники Ташкеева? Отличное многоцелевое средство контроля за огромными пространствами. В одном варианте винтокрылы-роботы следили за трубопроводами и линиями электропередач, патрулировали лесные угодья, разведывали косяки рыб. Словом, заменили бы собой тяжелые и дорогие вертолеты. И та же техника – навесь на нее другие контейнеры – превращается в грозное оружие. Разведка поля боя – само собой. Навесь на БПЛА ракеты типа «Вихрь» - и вот они могут уничтожать вражеские танки, бронетранспортеры и автомобили, атаковать его артиллерийские батареи и ракетные установки. Причем современный уровень отечественных технологий дает возможность превратить «соколы» в стаи «существ», что обмениваются между собой информацией. Они, будучи дешевыми, могут роями набрасываться на врага. Нести потери, перестраиваться – и уничтожать дорогую боевую технику противника, его солдат. Сами русские не несли бы людских потерь. И так воевать можно хоть с американцами, хоть с китайцами, хоть с боевиками-душманами. Создана и сверхзащищенная помехоустойчивая радиосвязь для управления этими комплексами. Получается уникальная карманная авиация, которая в мирное время зарабатывает деньги, а в лихую годину – врага уничтожает. При том, что люди, что обслуживают беспилотники, тренируются каждый день. Причем не в ущерб казне – а сами себя содержат!
Уже сегодня есть проработанные проекты использования винтокрылых и самолетных легких БПЛА с оригинальными системами управления в зенитно-ракетных комплексах. Они позволяют держать стабильную связь между огневыми, радарными и управляющими установками даже на местности со сложным рельефом (работая ретрансляторами). Они могут засекать низколетящие цели.
Первые испытания шестикилограммового аппарата Ташкеева прошли в 1992 году. Увы, в тот момент вместо СССР возникла РФ, а потому государственное финансирование прекратилось. Ташкеев на свой страх и риск продолжал работу. Сам искал деньги. В 1993-м он построил 60-кг машину. Был награжден международным дипломом и Золотой медалью Всемирного Салона изобретений «Брюссель-Эврика-94». А потом был вынужден пойти работать сторожем на автостоянку – там за поднимание-опускание шлагбаума платили 9 тысяч рублей в месяц, тогда как на основной работе – всего три тысячи. Слава Богу, Ташкеева отыскала частная фирма, дав ему возможность получать приличную зарплату и работать дальше. Сегодня есть шанс, что этот гений оставит после себя продолжателей своего дела…
Даже скороговоркой перечислять возможные прорывы можно довольно долго. Идея проста: отобрав потенциальные «точки прорыва», помочь им – административным ресурсом, льготными кредитами, специалистами по управлению и коммерциализации разработок. Из таких «точек роста» могут развернуться сильные, процветающие корпорации, что откроют абсолютно новые рынки – с снимут с них самые жирные «сливки» прибылей.
Наконец, есть третий «слой» - инновации, что отыскал и профинансировал частный бизнес. Инновации, что поддержат большие сырьевые корпорации. Активно участвуя в двух первых «слоях», государство тем самым сильно ускорит процессы в чисто рыночном секторе. Особенно если поставит четкие приоритеты и насущные задачи для конструкторов и изобретателей. Естественно, государство и в третьем «слое» поможет бизнесу частичным финансированием. А частный бизнес, воодушевленный властью, может отыскать очередные революционные изобретения, по тем или иным причинам выпавшие из поля зрения государства.
Все это требует создания полноценной НИС – Национальной инновационной системы. Ее разработка и скорейшее строительство обязаны стать приоритетным национальным проектом.
НУЖНА «РУССКАЯ ПЕРСПЕКТИВА-2020»
Совершив такую работу, отобрав прорывные проекты сначала в двух, а затем и во всех трех «слоях», государство получит четкий набор «точек прорыва». Вырисуется ясная картина того, к чему мы можем придти, некий Суперплан. Его можно назвать «Русской перспективой-2020».
Имея подобную (весьма конкретную!) стратегию, власти могут сводить бухгалтерию (инвестиционно-коммерческие планы), считая: сколько в общем нужно денег, ресурсов, мощностей и людей. Можно верстать план первой инновационной пятилетки, начиная сооружать по сути дела новую индустрию страны. Эффект ожидается быстрым: прорывные направления способны дать быструю прибыль и чувствительную экономию в масштабах страны.
На наш взгляд, только так можно сохранить Российскую Федерацию и добиться ее исторического успеха. Естественно, обрисовывая принципиальную схему инновационной революции, мы неизбежно упрощали и огрубляли ее ради большей наглядности. В жизни под такую стратегию придется выстраивать и новую кадровую политику, и политику научную. Строить полноценную и суверенную банковскую систему РФ, вкачивать в нее средства из резервного фонда, принимать нужные «инновационные» законы и программы развития, закрепленные в законодательно принятых планах долгосрочного развития. Придется реально бороться с коррупцией, создавать Высший инновационный совет народного хозяйства и т.д.