Тред №590238
новая дискуссия
Дискуссия
72
Чтоб было...
Тезис:
Аварийность в постсоветский период возросла примерно в полтора раза, причем с пятилетней задержкой, и на протяжении следующих 15 лет остается неизменной
Обоснование:
Исходные данные -- полная таблица советских и российских пусков за 1957-2012 гг.
Учет аварийности проведен по предельно жесткому варианту. Аварийными признаны пуски со следующими исходами:
* аварийный -- ракета упала на Землю;
* аварийный орбитальный -- полезный груз выведен на орбиту, существенно отличающуюся от целевой, и ее параметры не позволяют использовать космический аппарат по назначению;
* частично успешный -- полезный груз выведен на орбиту, параметры которой не укладываются в допуск, но позволяют использовать космический аппарат по назначению.
Примечания:
1. Аварии носителей и разгонных блоков учтены на равных основаниях.
2. За советский период учет частично успешных пусков проведен не полностью, поэтому аварийность несколько занижена.
3. В некоторых случаях после аварийного орбитального пуска КА может быть использован с потерей части ресурса или характеристик. Такие пуски все же считаются аварийными.
4. Имеется несколько случаев, когда носитель отработал полностью успешно, но КА не выполнил довыведение на орбиту. Наиболее известный из них -- первый пуск "Энергии" со "Скифом-ДМ". Такие пуски считаются успешными.
Для сглаживания исходные данные усреднены по пятилетиям (1957-1961, 1962-1966, ..., 2007-2011). Приведен процент успешных пусков и аварий.
1957-1961 41.4 58.6
1962-1966 78.8 21.2
1967-1971 88.6 11.4
1972-1976 95.5 04.5
1977-1981 96.6 03.4
1982-1986 96.0 04.0
1987-1991 95.8 04.2
1992-1996 96.2 03.8
1997-2001 93.6 06.4
2002-2006 93.3 06.7
2007-2011 93.9 06.1
Итак, "детские" болезни советских носителей были в основном вылечены к 1971 году. После этого аварийность упала до минимума и на протяжении 25 лет составляла от 3.4% до 4.5%, причем минимум пришелся на 1977-1981 гг. В первые пять постсоветских лет количество пусков резко снизилось, но аварийность не ухудшилась.
За период 1997-2012 гг. аварийность практически неизменна и составляет 6.1-6.7%, причем минимум, как это ни парадоксально, приходится на последние годы.