Разведчик "Алексей" и "Манхэттенский проект"
Охота за разработками американских ученых и оружейников
Десятого апреля 1945 года, незадолго до кончины президента США Ф. Рузвельта, военный министр вручил ему секретную записку, в которой говорилось: «Через четыре месяца мы, по всей вероятности, завершим работы над оружием, ужаснее которого не знало человечество». Хозяину Белого дома не надо было пояснять, о каком оружии идет речь: именно он стоял у истоков создания атомной бомбы в США. Через два дня Рузвельт умер. К присяге в качестве нового президента страны был приведен вице-президент Гарри Трумэн, который не был посвящен в тайны «Манхэттенского проекта» (кодовое название у американцев работ по созданию атомного оружия), и министру обороны США пришлось вводить его в курс дела. То, что не было известно Трумэну о «Манхэттенском проекте», в тонкостях знал скромный молодой стажер советского генконсульства в Нью-Йорке Анатолий Яковлев. Под этой фамилией в США в военные годы работал сотрудник советской внешней разведки Анатолий Антонович Яцков.
ПУТЬ В РАЗВЕДКУ
Анатолий Антонович Яцков родился 31 мая 1913 года в бессарабском городе Аккерман, который ныне называется Белгород-Днестровский. Через год его родители переехали в поисках лучшей доли в Центральную Россию, в Тамбовскую губернию. Здесь, в Большой Грибановке, Анатолий окончил среднюю школу, работал на местном сахарном заводе, затем перебрался в Москву. В столице он устроился чернорабочим, жил в бараках на Нижних Котлах, строил гараж на Хамовническом плацу, слесарничал в мастерской и учился.
В 1937 году Анатолий Яцков закончил Московский полиграфический институт и начал работать инженером-технологом на столичной картографической фабрике имени Дунаева. Одновременно активно занимался парашютным спортом.
В 1938 году в связи с массовыми репрессиями, в результате которых были уничтожены две трети сотрудников внешней разведки, на повестку дня встал вопрос о ее пополнении молодыми кадрами. В конце 1938 года А. Яцков по рекомендации ЦК ВКП (б) направляется в органы государственной безопасности. 5 июня 1939 года он зачисляется на учебу во французскую группу Школы особого назначения (ШОН) НКВД СССР и начинает готовиться для разведывательной работы во Франции. В 1940 году Яцков заканчивает ШОН.
Однако к тому времени жизнь внесла коррективы в планы руководства внешней разведки. В июне 1940 года Франция капитулировала перед фашистской Германией, и немецкие войска оккупировали две трети ее территории. Советское загранучреждение, под прикрытием которого предстояло действовать Анатолию, закрылось. Вопрос о командировке Яцкова во Францию отпал. Когда в связи с окончанием ШОН перед 26-летним Анатолием Яцковым встал вопрос о его дальнейшей оперативной судьбе, руководство отдела кадров сообщило ему, что он направляется на работу в 5-е (англо-американское) отделение внешней разведки. В перспективе ему предстояло трудиться в США.
– Но я же не знаю английского языка, – заявил кадровикам Анатолий. – У меня же французский. Если можно, отправьте меня во Францию, а не в Америку.
– Во Франции немцы, – возразил начальник отдела кадров. – Туда можно ехать только в качестве нелегала. Вы к этому не готовились. Поедете в Штаты под фамилией Яковлев. Ваш оперативный псевдоним – «Алексей». Итак, даем вам три месяца на изучение английского. Не успеете изучить его здесь, будете доучивать в Америке...
Ссылка