Цитата: krabus от 10.07.2013 22:51:24
...Позволю себе нахальство не согласиться с тем, что кислород ничего не не окисляет. Он окисляет не PbO2 обмазки пластин, а сами решетки,которые на обоих электродах из металлического свинца. Сама решётка разрушается.
Исторически пластины были формованные, их и сейчас применяют на стационарных батареях при высоких требованиях к надежности. Формовка производится многократными циклами заряд-разряд, до нескольких сот циклов, или с использованием корродирующих составов - единицы-десятки циклов. Намазные пластины - это технология удешевления АКБ. Как Вы понимаете, коррозионные вещества в электролите намазных пластин отсутствуют (например, требования по хлору очень жесткие), а это значит, что сотни циклов заряд-разряд решетку намазных пластин не разрушают.
Следующий момент - свинец с кислородом в принципе реагирует, но не в аккумуляторе - электролиз воды идет на поверхности пластин, а свинец расположен в глубине, свинец с кислородом находятся в разных местах.
Цитата: krabus от 10.07.2013 22:51:24
....По поводу срока службы гелевых АКБ. Тут у меня одни догадки,домыслы,и противоречивая информация от менеджеров, пытающихся продать вдвое более дорогие АКБ. А "манагеры" говорят, что более высокий срок службы гелевых АКБ обусловлен тем, что обмазкапластин,растрескиваясь при циклической работе ,не осыпается, а остаётся там, где была. Благодаря этому емкость АКБ хоть и падает при систематических разрядах батареи до 50% её ёмкости,но всё же батарея сохраняет работоспособность на протяжении до 700 циклов(или даже более). У наливных, с жидким электролитом, при такой систематической глубине разряда произойдет осыпание пластин, если не предпринять специальные меры. Где-то читал, что по какому-то-там ГОСТу для обычных АКБ нормируется количество гарантированных циклов до 50% ёмкости сильно меньше ста.
Крупные электросетевые компании от применения гелевых стационарных аккумуляторов отказались 10-15 лет назад из-за мЕньшего срока службы и сложности корректировки плотности электролита.
Осыпание пластин парируется двумя техническими решениями:
1. применение сепараторов в виде конверта, что исключает образование мостиков шлама, способного привести к короткому замыканию банки;
2. применение бронировки - это когда намазная пластина помещена в конверт из никелевой сетки или перфорированных пластин из никеля.
Применение бронировки позволяет сохранить на месте почти всю осыпавшуюся активную массу и последующее ее "прирастание" к пластине в ходе циклов заряд-разряд. Гелевость электролита (его вязкость) в этих процессах не участвует.
Вот цитата из советского ГОСТ 26881-86 Аккумуляторы свинцовые стационарные:
"2.5. Требования к надежности
2.5.1. Полный средний ресурс в режимах и условиях, установленных в настоящем стандарте, должен быть не менее:
800 циклов для аккумуляторов закрытого исполнения категории размещения 4.2 по ГОСТ 15150-69, при этом емкость с 10-го по 450-й цикл при 10 или 1-часовых режимах разряда должна быть не менее указанной в табл. 1, с 451-го по 800-й цикл - не менее 80 % от указанной в табл. 1;
400 циклов для аккумуляторов закрытого исполнения категории размещения 2 по ГОСТ 15150-69, при этом емкость с 10-го по 250-й цикл при 10 или 1-часовых режимах разряда должна быть не менее указанной в табл. 1, с 251-го по 400-й цикл - не менее 80 % от указанной в табл. 1.
Измененная редакция, (Изм. №1).
2.5.2. Полный средний срок службы в режимах постоянного подзаряда и условиях, установленных в настоящем стандарте, должен быть не менее:
10 лет - для аккумуляторов закрытого исполнения категории размещения 4.2;
20 лет - для аккумуляторов открытого исполнения;
5 лет - для аккумуляторов закрытого исполнения категории размещения 2."
При этом тут в неявном виде под "аккумуляторами закрытого исполнения" подразумеваются аккумуляторы в том числе с загущенным электролитом, т.е. гелевые, а под "аккумуляторами открытого исполнения" - с жидким электролитом
Цитата: krabus от 10.07.2013 22:51:24
Контроллер нужен всё-таки для недопущения работы АКБ в крайних режимах "перезаряд - переразряд", в первую очередь как раз свинцово-кислотной. Что одно,что другое как минимум сокращает срок службы батареи, а при систематическом повторении приводит к преждевременному выходу её из строя из-за разрушения решёток пластин (перезаряд), и осыпания обмазки пластин (переразряд).
Кстати,у герметичных свинцовых АКБ перезаряд чреват ещё и разгерметизацией корпуса.
Есть два способа заряда свинцовых аккумуляторов - постоянным током и постоянным напряжением. При первом способе ток заряда удерживается постоянным независимо от напряжения, этот способ позволяет аккумулятор зарядить на 100% и в конце заряда вызывает бурное кипение электролита, т.е. электролиз воды. Второй - напряжение выбирается в районе 13,8-14,7 вольт, при этом аккумулятор будет заряжен не более 85%, но электролиза не будет. При "прямом" подключении солнечной батареи в АКБ мы имеем некий промежуточный или комбинированный вариант заряда - с одной стороны ток заряда ограничен током КЗ солнечной батареи, т.е. это весьма близко к зарядке постоянным током, а с другой - напряжение солнечной батареи 17 вольт будет достигаться вблизи полного заряда АКБ, но при условии максимального освещения, а вот это условие как раз при грамотном проектировании в конце заряда не будет выполняться - конец заряда будет приходиться на конец дня.
Осыпание пластин и прочие гадости свойственны большим токам, стартерным, например, но это не наш случай, разряд же и заряд малыми токами, полные, как раз очень близки к процессу формовки и часто используются как способ улучшения характеристик АКБ (даже спецтермин есть - КТЦ - контрольно тренировочный цикл).