Массаракш или Геополитический репер ХХI века. Краткий обзор Геополитических школ ХХ века. Базовые идеи.
Французская геополитическая школа.Ознакомившись с основными постулатами Немецкой Геополитической школы можно легко понять, что в качестве глобально- описательной географической сущности она является вполне самодостаточной. Отдельные элементы ее и взгляды с ее позиции требуют хоть и достаточно больших, но в то же время лишь частных доработок. В том числе и геополитические варианты представленные Британией, Россией и США . С точки зрения инженерной науки вполне можно сказать, что немецкие ученые в плане своих работ изобрели КОЛЕСО. То, что является базой для всех остальных геополитических построений. Как известно, второе КОЛЕСО придумать не возможно. Извечные научные конкуренты немцев- французы, оказавшись перед таким фактом - фактом неизбежного аутсайдерства- все- таки нашли свой путь, изобретя не менее важное – а именно РЫЧАГ, и не только его, а придумав целый спектр возможностей его применения. Опирались они на ту часть немецких исследований, где прямо указано что субьект Геополитики «представляет собой биологическое образование или живое существо». Для этого был придуман и основан целый спектр наук.
Геополитика ВООБЩЕ есть совокупность как немецкой, так и французской школ- единая, не разделимая сущность состоящая из целого ряда географических, экономических и социальных наук. Если германская Геополитика дает ответы на вопросы
« Как может быть географически устроен Мир» то Французская пытается дать возможные ответы на бесконечные вопросы типа:
«А почему Мир должен быть устроен именно так и строго определенным социальным образом».
В плане же модернизации Германского виденья Геополитики, который разработали французы- нам интересен ведущий на нынешний день
Эмерик Шопраддоцент геополитики в университетах и военных академиях во Франции, Швейцарии, Марокко и Тунисe. Oдин из известнейших экспертов по геополитике в сегодняшней Франции. Автор нескольких фундаментальных трудов по геополитике и геоистории. Активный общественный деятель, выступает на радио, ТВ и в интернете, активно участвует в международных конференциях по геополитике антиамериканской направленности. Он является сторонником стратегического союза Европы с Россией против растущего Китая и слабеющих США, также выступает за многополярный мир и против глобальной гегемонии США.
Впрочем- вернемся к социальной школе, которая состоит из двух частей и уже далеко разошлась за территорию Франции и является сейчас базовым методом исследования Общества как в целом, так и частностях.
Часть 1. Классическая экономическая социология
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.И изучает всю совокупность социально-экономических процессов — касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Экономическая социология опирается на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества, а также влияния на человека природных и климатических факторов. При этом человек включён в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчинённого в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.
Алекси́с-Шарль-Анри Клерель де Токви́ль (1805 —1859)
Опираясь на ретроспективный анализ политического развития общества,
Токвиль пришел к выводу о понятие государства – как прежде всего социального устройство общества, характеризующегося общественными взаимоотношениями, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. Можно предположить, что началом экономической социологии явились работы Алексиса Токвиля «Демократия в Америке» (1835-40) и «Старый режим и революция» (1856).
Давид Эмиль Дюркгейм (1858- 1917) французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Принципы социологии:
1. общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
2. общество первично по отношению к составляющим его людям;
3. изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.
4. религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительностьДюркгейму удалось завершить становление социологии как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.
Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (1864- 1920),
известный как Макс Вебер— немецкий социолог, философ, историк, политический экономист.. Наряду с Эмилем Дюркгеймом Вебер считается одним из основоположников социологической науки. Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие».. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году. Именно тогда был заложен фундамент его дальнейших изысканий,
посвящённых воздействию культурных и религиозных факторов на формирование экономических институтов и систем. Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, — именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования. В последствии учёный исследовал религии Китая, Индии и древний иудаизм, пытаясь найти в них причины тех процессов, которые обусловили различия между хозяйственным устройством Запада и Востока.
Часть 2. Новая историческая наука
Школа «Анна́лов» (фр. École des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшаяся вокруг журнала «Анналы», оказала фундаментальное влияние на формирование всей мировой историографии XX века.
Сделана попытка создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков. Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук — социологии, этнографии, географии, изучение ментальности, истории структур феодального общества и других типов обществ, истории женщин и роли их в обществе, истории религий и истории культуры.
Поль Видаль де ла Блаш (1845 —1918) французский географ. Создатель французской географической школы, в которой особое значение придаётся географии человека. Автор исследований в области физической географии и географии населения.
Основатель (1891) географического французского журнала «Annales de géographie», ставшего потом рупором Французской школы геополитиков.
Марк Блок (1886- 1944) французский историк еврейского происхождения, автор трудов по западноевропейскому феодализму, аграрным отношениям во Франции, общим проблемам методологии истории. Совместно с Люсьеном Февром основал журнал «Анналы» (1929). Один из основателей одноименной школы, произведшей переворот в исторической методологии. Предметом исторического исследования, согласно Блоку, является человек во времени. Автор исходит из того,
что сознание человека не является единым на протяжении времени, а изменяется под воздействием тех или иных факторов. «Каждому типу явлений присуща своя, особая мера плотности изменения, своя специфическая…система счисления. Преобразования социальной структуры, экономики, верований, образа мышления нельзя без искажения втиснуть слишком узкие хронологические рамки». Таким образом, историческому времени свойственны не строгие единицы измерения, ограниченные одинаковыми рамками, а отрезки времени согласующиеся с его внутренним ритмом. Активный участник Французского Сопротивления. Казнен фашистами.
Люсье́н Февр (1878 —1956) французский историк. В 1929 году Марк Блок и Февр основали журнал «Анналы экономической и социальной истории» (с 1946 года — «Анналы. Экономика. Общества. Цивилизации»), вокруг которого сформировалась в дальнейшем «новая историческая наука», школа «Анналов», произведшая переворот в истории знаний. После смерти Марка Блока Февр один стоял у руля журнала «Анналы». Февр много сделал для утверждения новых принципов исторического познания, посвятил своё творчество «боям за историю», за
новую историческую науку — науку о человеке, его ментальности, особенностях его мировосприятия, о стереотипах мышления, чувствах. Ферна́н Броде́ль (1902 —1985) —выдающийся французский историк. Произвел революцию в исторической науке своим предложением учитывать экономические и географические факторы при анализе исторического процесса. Яркий представитель французской историографической школы «Анналов», занимавшейся доскональным изучением исторических феноменов в социальных науках.
Наряду с Хаусхоффером и Маккиндером является в плане социальных наук ведущим геополитиком XXI века. О нем и его идеях- отдельный пост.