Выбор России: текущая политическая ситуация
30,365,436 121,897
 

  NetGhost ( Профессионал )
25 июл 2013 22:12:09

Тред №598095

новая дискуссия Дискуссия  42

Цитата: Anton T
> Можно ссылочку на опросы.интересно стало?

http://fom.ru/obshchestvo/10953


А кстати интересная статистика, спасибо, Антон!

Итак, сказали, что они православные - 64%. А потом начинается самое интересное, ответы на уточняющие вопросы:

Цитата
Как часто вы обычно посещаете храм?
Как часто вы обычно причащаетесь?
Вы соблюдаете или не соблюдаете церковные посты?
Вы молитесь или не молитесь Богу?
Вы читаете или не читаете Евангелие и другие тексты, положенные для чтения (Апостольские послания, Ветхий Завет)?



И вот статистика ответов на эти простые вопросы - завораживающа.
Но - "64% - православные".
Судя по ответам на процитированные вопросы вряд ли хоть каждый десятый знает Символ Веры.
Но "по опросам" - да, православный.
  • +1.52 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  frenkkapibara ( Слушатель )
26 июл 2013 02:59:51

Видите ли... В той деревне, где я росла, а крёстная моя мать была председателем колхоза "Просвет" (так!), в котором колхозе состояло колхозниками 16 моих тётушек,  бабушек и прочих родственниц... В той деревне думали, что Господа Бога зовут Николай Чудотворец. И молились ему и Казанской Божьей матери. Обе церкви (было когда-то большое село) стояли разгромленные и разграбленные. Но председательша со всем колхозом ко всем праздникам ходили туда мыть полы и наводить красоту. Потом она же доставала Евангелие (оно всегда со мной, в изголовье), все садились вокруг, и она медленно читала, чинно, старательно. Это издание 1913 года, там по-русски. И все слушали, время от времени крестясь и благоговея от красоты слога, жалости к Господу Нашему Исусу Христу. И просили Николая Чудотворца и Казанскую Божью Матерь за Него, мученика... И тихо всплакивали, утирая слёзы уголками чистых головных платочков....
Как они были добры, те великие колхозницы. В моей деревне никто никогда не пнул кошку, любого ребёнка звали "жаланный мой" (это обращение, если что).. "Жаланный мой, как ты вырос-то у нас за лето! Вот мамушка-то твоя порадуется, когда приедет". Как они работали с едва начавшегося рассвета до полной темноты. В колхозе. А потом дома. Крёстна, бывало, не могла в дом войти после работы. Четыре ступеньки крыльца казались непреодолимы. Сядет на крыльце, глаза закроет, голову обхватит руками, так сидит, опоминается... Тыл. Единственный мужчина во всей деревне - мой двоюродный дядя Женька, восьми лет.
Боюсь, и вся моя родня молилась именно Николаю Чудотворцу и Казанской Божьей матери. Так повелось в глухом краю, лишённом своих храмов в первые послереволюционные годы. Были ли они верующими православными христианами? Конечно. Мне даже кажется, что они были святыми.
И уверена, вот сейчас вы поймёте меня, и тоже будете думать, что они святые.
Я приехала туда после долгого перерыва лет пятнадцати. Иду по улице. Навстречу на двух палках (в каждой руке по палке) перебирает тётя Паша. "Валюшка, жаланный мой, какая ж ты большая!" Я, говорю, не Валюшка, тёть Паш, я Валюшкина дочка... "Святые угодники! Николай Чудотворец! Царица Небесная! А я-то, дочушка, старая, мне ж восемьдесят лет... погоди... когда было?... Не помню..." Разговорились. Пенсия у тёти Паши за колхоз "Просвет" была 7 (семь) рублей. Я ужаснулась. Как же ты живёшь-то? "А хорошо, жаланный мой, слава тебе Господи. С пенсии в лавке хлебца куплю, сольца, а когда привезут, так и килечек. Остальное-то всё своё. Вон лес-то, кормилец."
Так что... Много я могла бы рассказать про эту жизнь. Настоящую православную русскую жизнь. Трудовую, чистую, тихую, добрую... Без грязи, понимаете? Безо всякой грязи.
  • +6.56 / 86
  • АУ
 
 
  Krechet ( Профессионал )
26 июл 2013 15:45:35


Прочитал... Как в детство вернулся. Лето в глухой Вологодской деревне. Дома без замков. Образа в углу горницы, русская печь, лавки, палати.
И люди без грязи. Понимаю. Спасибо Вам.

Удалю сам.
  • +2.63 / 23
  • АУ
 
  Lange ( Практикант )
26 июл 2013 10:25:11


Не подвергая сомнению методику опроса ФОМа, укажу, всё-таки, на то, что сумма процентов в первой таблице равна 101% (округление, скорее всего, роль сыграло), и покажу ещё одно исследование: http://e-vestnik.ru/…rcovlenie/

Цитата
— По нашим последним данным, социально-демографические характеристики православных мало отличаются от показателей населения в целом. Средний россиянин, позиционирующий себя как православный христианин, — это человек в возрасте за 40 лет с багажом либо среднего специального, либо высшего образования (обладателей последнего в выборке православных 39% — на три процентных пункта больше, чем по массиву в целом). Скорее всего, это женщина: на 61 представительницу прекрасного пола приходится 39 мужчин. Впрочем, 20 лет назад мужчины в сообществе православных респондентов составляли всего 29%, а сейчас половая структура гораздо ближе к общероссийской.
К представителям православного вероисповедания себя относят 72% опрошенных — это безусловный лидер среди всех конфессий. На втором месте по 5% — мусульмане и старообрядцы (это новое явление, требующее дополнительного изучения и анализа, поэтому от его обсуждения здесь воздержимся). Доли представителей других конфессий не выходят за пределы погрешностей.

Важной тенденцией в изменении уровня религиозности массового сознания является сокращение количества неверующих — до 9% (особенно в сравнении с данными шестилетней давности, когда этот показатель достигал 16%). Обращает на себя и существенно — с 4% до 9% — выросшая доля респондентов, затруднившихся с ответом на вопрос об их личной вере в Бога. Похоже, респонденты всё реже предпочитают идентифицировать себя как неверующих. Всё это приводит к продолжающемуся, хотя и замедлившемуся увеличению религиозности российского населения. Видимо, потенциал для ее дальнейшего экстенсивного нарастания почти исчерпан, но когда именно этот рост окончательно остановится, сказать трудно. Во всяком случае сейчас на вопрос «верите ли вы в Бога» утвердительно отвечают уже 65% респондентов.


Интересно, что имеются расхождения по процентам верующих (различные религии) и неверующих с опросом ФОМа.

Здесь говорится об изменениях в процентных показателях:

Цитата
— Как рассчитывается социологический индекс воцерковленности и какова его размерность?

— Индекс воцерковленности — это количественно-качественная ха-рактеристика, базирующаяся на степени важности для респондента того или иного аспекта церковной жизни. Для сбора и анализа данных о респондентах мы используем пять параметров: ритмичность посещения храма, частота причащения, соблюдение постов, регулярность чтения молитв и священных текстов. Затем по методике Чесноковой
каждый респондент соотносится с одной из пяти качественных групп, отражающих степень воцерковленности. Группы эти называются следующим образом: воцерковленные, полувоцерковленные, начинающие, невоцерковленные, нулевая группа. Понимая всю условность столь общего формального разбиения, заметим: его результаты на больших массивах респондентов позволяют четко видеть основные процессы, описывающие эволюцию воцерковленности в обществе.

— О чем же свидетельствует этот анализ?

— Прежде всего отмечу:
за 2000-е годы в большом сообществе людей, называющих себя православными, по всем показателям снизилась доля представителей нулевой группы. Так, за 12 последних лет втрое — с 18% до 6% — упало количество называющих себя православными и ни разу не переступавших порог храма. В том, что никогда не раскрывали Евангелия и другие священные книги, сегодня признается каждый третий из «православных», а в 2000 году таких было около половины. Еще сильнее эта тенденция заметна по регулярности молитвенных обращений (количество не молящихся даже своими словами упало с 35% до 23%), по строгости соблюдения постов (доля вовсе не постящихся сократилась с 85% до 55%) и по причащению (сейчас о том, что ни разу не приступали к чаше, сказали две пятых православных опрошенных, а на рубеже веков их было больше половины). Рост частоты причащения прослеживается и у всех православных в целом: к примеру, хотя бы несколько раз в год (но реже, чем каждый месяц) Тела и Крови Христовых сейчас приобщается каждый десятый из них, а ведь всего семь лет назад таких было вдвое меньше. А вот что касается остальной четверки показателей, их количественное выражение стабилизировалось.

— Какому же из них отдается предпочтение?

— Реальную связь с Православной Церковью назвавшие себя православными респонденты в первую очередь демонстрируют по посещению храма, по причастию и по молитве. Из числа православных более или менее регулярно (хотя бы несколько раз в год, но реже, чем каждый месяц) в церкви бывают свыше 40%, причащаются как минимум ежегодно 24%, молятся преимущественно церковными молитвами (и в том числе читают утреннее и вечернее правила) 23%. Хуже всего обстоит дело с постами. Вовсе их не соблюдают три из пяти опрошенных россиян, и у идентифицировавших себя православными респондентов этот процент, как мы уже говорили, лишь немногим меньше.


И, наконец, вывод:

Цитата
— Можно ли говорить о сформировавшемся в России церковном народе с самостоятельной идентичностью, пусть и находящемся в меньшинстве по отношению к остальному населению страны?

— Корректнее будет сформулировать следующим образом: примерно десятая часть россиян составляет верующее ядро общества, которое постоянно участвует в религиозной жизни и хорошо усвоило вероучительные догматы. Окружает его периферия верующего населения, составляющая 25–30% россиян. Это люди, так или иначе связанные с приходами и считающие религию важнейшей и неотъемлемой частью своей жизни. Для остальных соотнесение себя с православием происходит на культурном уровне.



Относительно десятой части - приведу цитату из книги Елены Прудниковой "Земля Богородицы" (уже цитировал на "православной" ветке при обсуждении как раз этого же опроса ФОМа):

Цитата
Отец Андрей Кураев приводит следующие цифры: «…В советские времена социологи свидетельствовали, что процент верующих граждан атеистической державы составляет от 8 до 12 процентов. Во Франции опрос 1986 года показал, что лишь 10 процентов взрослого населения относятся к числу реально практикующих католиков (с регулярным посещением мессы). Причем практикующие католики составляют всего 13 процентов от числа всех людей, заявивших о своей приверженности католичеству. В протестантском мире ситуация аналогичная – “если говорить об активных членах Церкви, то они составляют, возможно, около 10 процентов от всего населения” (из беседы с Дж. Паттисоном). Близость этих цифр заставляет предположить, что число людей, всерьез воспринимающих собственные религиозные убеждения, не зависит от конфессионального или политического климата в стране. 10-15 процентов людей… всерьез живут так, как они это исповедуют».[128] Добавлю сюда, что мне однажды встретился такой факт (к сожалению, не помню, где именно): когда после февраля 1917 года русских солдат освободили от обязательного посещения церкви, то продолжало ходить на богослужения около 10 процентов формально православных. Кстати, когда Константин даровал свободу вероисповедания, христиан в Римской империи было… около 10 процентов.



И в заключение - один ехидный вопрос, одно фото с вопросом и один ехидный комментарий:

1. Ехидный вопрос: а что ж ФОМ не провёл такие же детальные опросы среди мусульман, представителей других христианских конфессий и иных религий?

2. Фото:


Кто на снимке?

Ответ:
Это не мусульмане, как может кто-то подумать. Это единоверцы (взято из этой статьи: http://www.pravmir.ru/nazad-v-budushhee/). Православные христиане. К вопросу о внешних различиях, если что.

3. Ехидный комментарий:

Есть группа людей, безусловно являющихся православными христианами, которые не постятся, не читают Евангелие и не знают не то, что Символ веры, но вообще ни одной молитвы. Они, впрочем, и говорить-то ещё не умеют.  Улыбающийся
  • +2.54 / 23
  • АУ