Межкорейский диалог и перспективы примиренияМежкорейские отношения развиваются волнообразно - за кризисом следует разрядка, которая вновь сменяется обострением. В настоящий момент можно ожидать снижения конфронтации и перехода сторон к диалогу (возможно, одной из целей военной «истерии» Пхеньяна в начале 2013 г. как раз и была попытка возобновить диалог «с позиции силы»). Россия имеет возможность тактично работать с обоими корейскими государствами, поощряя мирные неконфронтационные подходы в решении существующих проблем, одновременно закрепляя за собой роль активного игрока в переговорном процессе по корейскому урегулированию.
Вечное противостояние?На протяжении десятилетий межкорейские отношения напоминают маятник: они раскачиваются от осторожного двустороннего прощупывания и разговора об уменьшении напряженности и даже практического сотрудничества к кризису и взаимным обвинениям, иногда переходящим в вооруженные столкновения. При этом стороной, осуществляющей выбор – сотрудничать или воевать – обычно бывает Север. Однако чаще всего именно изменения в подходах Сеула к КНДР - вследствие смены администрации или вследствие внешнеполитических соображений - становятся тем «спусковым крючком», который провоцируют эти повороты в политике Севера.
Однако суть межкорейских отношений остается неизменной. Корейская война не закончена, обе стороны считают, что в ней не сказано последнее слово. Это слово - полная победа над противником и его капитуляция.
При существовании мирового социализма Север надеялся, что ему все-таки удастся завершить начатое в 1950 г и захватить Юг, пусть даже две глобальные системы придут в столкновение. С 1990-х годов у Пхеньяна таких амбиций нет, поскольку любая авантюра обернулась бы полным разгромом Севера, а резкое усиление давления со стороны «мирового сообщества» сделало альфой и омегой усилий пхеньянской элиты самосохранение режима.
На Юге же, напротив, как раз после глобального крушения социалистической системы значительное число политиков консервативного толка стало считать, что коллапс северокорейского режима и объединение на условиях Юга не за горами. Хотя Сеул понимает, что обвальное объединение, помимо неизбежных жертв среди северокорейской элиты, принесло бы проблемы и самой Южной Корее, с которыми она не в состоянии будет справиться. Даже при относительно мирном объединении (с быстрым подавлением очагов сопротивления) объединенная Корея рискует потерять глобальную конкурентоспособность, так как потребуются сотни миллиардов долларов на модернизацию «восстановление из руин» северокорейского хозяйства, что легло бы тяжелым бременем на южнокорейскую экономику. При более вероятном затяжном конфликте с участием «движения сопротивления оккупантам» (таких «партизан» может быть, как минимум, несколько десятков тысяч человек – военных и сотрудников спецслужб, которым «нечего терять») ущерб корейской и региональной экономике будет таков, что надолго отбросит Корею на вторые роли в региональных и глобальных делах.
Ссылка