Реинтеграция Украины: авантюрные стратегии
295,457 1,024
 

  Стас78 ( Слушатель )
07 авг 2013 14:49:36

Тред №602203

новая дискуссия Дискуссия  318

В начале 90-х было чрезвычайно популярно (оно и сейчас популярно) высказывание в стиле "отключим газ, сами приползут".
Последние двадцать лет доказали, что этот простой вариант реинтеграции не работает принципиально.
То есть отделившаяся территория может лишиться части промышленности и населения (Украина), может балансировать на грани гражданской войны (как еще пару лет назад Киргизия), может впасть полную анархию и прийти к натуральному средневековью (как Чечня в 98-99) - но её правители никогда не поменяют хоть часть своего суверенитета на политическую зависимость от прежнего центра Союза.
Отчего такая принципиальность в этом вопросе? При том, что слово "принципиальность" мало применимо к постсоветским политикам.

основные тезисы этой ветки:
- украинскую промышленность можно разваливать еще плоть до молдавской - перспективы "роста" имеются. Постройка большой молдавии европейской ориентации - вполне достойная цель для олигархов и чиновников;
- социальных бунтов, как способа давления на власть в смысле "давай дружить с Россией" можно не опасаться - лишние люди с Украины выехали, при случае еще столько же может выехать (пусть и в  Россию);
- референдумы и общегосударственные изъявления народной воли построены таким образом, что народ а) не может высказываться, б) его мало кто слушает, в) выборы стали отражением экономического могущества отдельных кланов;
- власть Украины сравнительно эффективно подавляет разнообразный сепаратизм - в первую голову потому, что сколько-нибудь серьезные дядьки стремятся сесть на общегосударственные финансовые потоки. То есть им надо попасть в Киев и пристроиться к корыту. Опасность могут представлять только очень серьезные организации, преимущественно узко-этнического толка за которых готово реально вписаться другое государство. Поляки, румыны, крымские татары - но это проблемы завтрашнего дня. У русских таких структур нет;
- разнообразные автономии и регионы так же не работают по тем же причинам. / Донецкую область можно было сравнительно бескровно отделить в 2004-м. Но тогда бы Ахметов сейчас не был олигархом;
- военный сценарий не рассматривался, но достаточно ясно, что завоевания Украины приведет к таким экономическим осложнениям с Европой, что пока Россия на это не идет. Нужно, условно, чтобы газ стол тысячу и чтобы кроме Газпрома у Европы не осталось поставщиков.

Теперь о том, что там не было сформулировано или какие намеки проскальзывают между строк:
- часть экономики, контролируемая олигархами, остается доходной за счет давления на остальную экономику, на средний и мелкий бизнес, плюс использования госаппарата, как вечной финансовой капельницы.  В этом смысле целостная экономико-политическая структура экономики Украины - отсутствует. Потому давление на ВСЮ экономику для России контрпродуктивно (без наличия соответствующих структур в политике) до тех пор, пока эта экономика с состоянии хоть как-то кормить олигархов. Если кому не ясно - смотрим на Грузию: деиндустриализация, но полиция и чиновники получают хороший оклад и учат английский;
- кроме олигархов и части госаппарата выгодоприобретателями от незалежности стала часть населения Киев и основных мегаполисов. Скажу простыми словами - майдан-2004 выиграл Киев. Горловка может передохнуть от голода или поголовно свалить на заработки, но киевским толпам хлеб и зрелища обеспечить надо. Или следующий майдан (а там кучкуются постоянно) окажется против власти;
- деградируя как целое, экономика Украины обеспечивает развитие некоторых частей, которые оказываются политически определяющими для государства Украина;

Исходя из этого и можно представить себе реалистичную стратегию воздействия России на Украину с целью реинтеграции (если это все-таки решаться делать в России, а решимости такой пока не видать):
- глупо создавать политические движения "За Россию" исключительно в Киеве или городах-мегаполисах. Там кадры стоят очень дорого, чрезвычайно капризны, но проходя во власть неизменно сталкиваются с выбором - грабить или работать. И почти все этот выбор проваливают в свой кошелек. Повторюсь, люди при власти, это достаточно деятельные граждане, которые получают максимум выгод от незалежности.  Клиентелла власти (а это десятки тысяч человек) - тоже не стремиться менять патронов. Условный киевлянин с доходами сильно выше среднего и родственниками во власти - самый ярый сторонник незалежности, даже если он русскоязычен в пятом колене.  Потому кадры "из Горловки" будут дешевле, с дисциплиной будет получше;
- экономическое давление будет оказываться целенаправленно на олигархов. Чтобы Ахметов стал пророссийским, он должен столкнуться с невозможность ничего продать или купить в России (Таможенном Союзе) - этот рынок придется завоевывать политическими методами. и это - как минимум. Если я правильно понимаю, возник один олигарх с однозначно восточным выбором - Медведчук, но если он придет к власти, как Янукович - то повторит его маневр. Конфеты Порошенко - шаг в реалистичном направлении;
- давление на экономику Украины, как на целостную систему, должно оказываться так, чтобы привести к убытка/неудобствам именно политически активной прослойки. Это сделать достаточно трудно. Но, в теории, возможно. Например, усложнить взаимодействием между Европой и выгодоприобретателеями незалежности. Олигархи и крупнейшие чиновники пользуются "условной неприкосновенностью" в Европе, но вот государство и "средний класс" - нет. Тут очень широкое поле для интриг и т.п;
- должны создаваться механизмы по "суверенизации" недовольных территорий на случай кризиса. Причем механизмы не на Украине, а в России. Поясню. Неоднократно писал о том, что в 2015 регионалы хотят сделать вилку Янукович-Тягнебок, и что велика вероятность силового решения этой вилки Тягнебоком. Если Тягнебок на майдане объявляет себя президентом - то крик из Луганска не должен разбиваться о запертые двери с той стороны границы. Там должны хотя бы понимать - что делать с суверенным Луганском.

Я за такие сценарии никого не агитируюПодмигивающий
Я всего лишь замечаю, что если политики говорят старыми штампами - то они либо сами дураки, либо держат за дураков своих слушателей.
Отредактировано: Стас78 - 07 авг 2013 14:50:13
  • +1.84 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Юрий-Западная Сибирь ( Слушатель )
09 авг 2013 14:25:45
Правильно умные люди говорят «никогда не говори никогда». Я тоже больше не буду говорить.

Небольшое эссе о власти. Власть-это такая штука, в которую вцепляются мертвой хваткой. Добровольно никто власть не отдаст, даже уменьшение объема власти воспринимается властителями чрезвычайно болезненно.  Это в натуре человека. Даже молодая семья спешит убежать от родителей и начать жить самостоятельно. Молодые желают распоряжаться своей жизнью сами, правда реальная самостоятельность молодой семьи наступает с финансовым суверенитетом от родителей. Что уж говорить о независимом государстве. В новых государствах уже давно сформировались властные кланы, тесно связанные с местными олигархами. Возникла прослойка населения, которая обслуживает власть, и благополучие этой прослойки  зависит от независимости.  Все связанные с властью понимают, что ресурсов государства уж на  них то хватит, а остальные жители их не особо интересуют (за исключением немногих романтиков во власти, которых властная машина быстро выдавливает). Поэтому независимость  заинтересованными в ней людьми,  будет отстаиваться всеми силами и средствами.

Интеграция, даже в объеме ТС, это отказ от части суверенитета в пользу России. Поэтому большого энтузиазма на пространстве бывшего СССР, ТС не вызывает и не будет вызывать. Тогда с кем необходима интеграция, а с кем не очень? Средняя Азия - крайняя необходимость сомнительна. Достаточен военный и экономический контроль. Конечно, если сами захотят и выполнят все условия, тогда, пожалуйста.  Украина – Новороссия очень желательна, потенциально решается масса военных, геополитических и экономических проблем.  Остальные территории - как получится. Естественно, интеграция должна происходить не любым способом.

Как можно убрать из власти людей, препятствующих интеграции и изменить общее мнение об интеграции на Украине?

Легитимный способ смены власти  в демократии через выборы. Но если финансово-властные группировки  контролируют страну, контролируют СМИ, спецслужбы, армию, экономику, то выборы ничего не дадут. Сменятся только высшие лица, прежняя политика не изменится, что Украина явно демонстрирует на протяжении 20 лет. Как можно изменить эту ситуацию извне страны? Можно попытаться ослабить финансовые возможности олигархов, связанных с властью и использующих суверенитет страны  в целях наживы.  В применении к Украине – удар наносится по бизнесам в России, которые принадлежат недружественным олигархам. Это ослабит финансовые возможности украинских властей и заставит украинских олигархов проводить другую политику по отношении к России.  Кроме того, в этом случае есть надежда, что появятся требования к Украинской власти о смене политики и финансирование новых партий, настроенных на интеграцию. По сути, это попытка взращивания на Украине людей, заинтересованных в России.  Пока это единственный способ для России влиять на Украину.

Нелегитимные способы смены власти - оккупация, военный переворот и переход власти в другие руки из-за деградации страны и существующих властей (аналоги Россия октябрь  1917 и СССР 1991 года). Оккупация Украины невозможна, переворот тоже  не просматривается, пока некому «переворачивать».  Деградация страны и властей процесс не быстрый.  Кроме того,  нужна либо политическая сила для перехвата управления (Ленин и РСДРП в 1917 году), либо готовые дублирующие органы власти (республиканские правительства в 1991 году).  Пока нет ни реальной политической силы, ни желания областных администраций взять на себя все властные полномочия. Так что сама по себе «Руина» приведет  только к образованию  этакого европейского «Зимбабве» с перспективой распада на осколки после окончательной деградации. Но времени на это уйдет, наверное, еще лет двадцать (хотя давать временные оценки занятие неблагодарное).
  • +0.97 / 8
  • АУ
 
 
  Стас78 ( Слушатель )
10 авг 2013 14:36:15


Ваши рассуждения в эссе вполне правильны и обоснованы, но лишь частично отражают ситуацию.
Поясню не примере: почему происходило объединение государств? С чего бы всяческим графьям и герцогам (а до них - баронам и варлордам) вот так вдруг отдавать власть на более высокий уровень?
И не отдавали, цеплялись за каждый вид полномочий до последней возможности.
Тут военные сценарии не рассматриваются. Но объединение государства - дело далеко не только военное.
Поясню еще раз, в чем причина такой устойчивости Украины: при несомненном регрессе власти не требуется создавать структур для развития. Вот в России только пытаются наладить военное производство, выиграть войну, удержать Дальний Восток - немедленно всплывает потребность в трансформации власти. Кого-то надо оттереть, посадить, откуда-то надо добыть относительно честного и патриотического чиновника. От принципа преданности/баланса интересов переходить к принципу компетентности. Как-то давить войну олигархов...
Если же развитие не ставится целью, то можно реализовать принцип "политической проституции". Суть: ты собрал 10 000 сторонников и вывел на площадь? Вот тебе хлебная должность (условно). Ты не сможешь отплатить всем или даже самым активным - придется их предать. Но тебе лично - хватит с избытком. Была такая партия "Сильная Украина" - можно сказать, классический случай. В такой система надо лишь "отпихивать" аномалии вроде идеалистов (это эффективно делается с помощью высокой стоимости избирательных компаний) и обеспечивать жесткую централизацию власти на уровне единственного корыта. То есть все деньги делятся в Киеве и только там. Любой островок местного благополучия жестко зачищается или встраивается в схемы общегосударственного масштаба.
Казалось бы, такая система неуязвима?
Нет.
Для того, чтобы обрушить СССР - потребовало 30 лет холодной войны. Чтобы устроить майдан - года полтора максимум, а решилось все за три-четыре месяца.
Стала ли с тех пор власть на Украине сильнее?
Еще слабее.  
Подсократилось население. Еще устарела техника/инфраструктура. Очень многие люди в который раз убедились, что в рамках существующих схем они ничего не получат. Власть легко допускает существование полувоенных формирований (или лидеры тоже хотят встроиться в схему воровства). Но, что куда важнее для системы власти - остается все меньше вкусных кусочков и сокращаются товарно-денежные потоки на которых сидят олигархи. то есть графы и бароны начинают не разбойничать в диком экономическом поле, а сталкиваться между собой в конкуренции за ресурсы.
разумеется, можно деградировать еще на какое-то количество уровней - возникнут еще ресурсы - но их все равно мало.
То есть деградационная логика еще работает и может работать долго (уровень Молдавии далеко) - а как сменить повестку на прогрессивную?
В систему нельзя вкидывать ресурсы просто так - попилят и спасибо не скажут.
На систему глупо замахиваться палкой эклономических санкций (куда эффективнее России удались санкции, которые не сопровождались пиаром, скажем, почти полное прекращение транзита нефти через Украину).
Важно сделать так, чтобы в очередном противостоянии на Украине - перестала работать схема политической проституции.
  • +0.89 / 9
  • АУ
 
 
 
  Юрий-Западная Сибирь ( Слушатель )
10 авг 2013 16:14:06

Графья и герцоги отдавали власть только в двух случаях.  Если на границах графства появлялась, образно говоря,  "Орда", которая просто физически вырежет всех, включая графа и его семью. Только тогда начинали искать сильного покровителя. И в другом случае, много более красивом. Когда граф и король единомышленники, которые добиваются какой-то великой цели. Исходя из этой логики, получается, что у Украины нет внешних угроз, а с внутренними власть пока справляется, поэтому что-то менять для властей Украины нет необходимости.  Единомышленниками элиты Украины и России тоже не являются. Финансовые удары по элитам Украины повышению уровня доверия тоже не способствуют. В будущем это может изменится, я коснусь этого.
  • +0.68 / 6
  • АУ