Конгресс США просит главу минюста изучить закупки Пентагоном российских вертолетов Ми-17. ИТАР-ТАСС. "Группа членов Конгресса США попросила американского министра юстиции, генерального прокурора Эрика Холдера подключиться к разбирательству обстоятельств закупки Пентагоном российских вертолетов Ми-17 для Афганистана. Свою просьбу американские законодатели изложили в письме, направленном Холдеру. Текст этого документа, датированного 16 сентября, был обнародован во вторник сенатором Джоном Корнином /республиканец, от штата Техас/. Авторы послания просят Холдера изучить имеющиеся сведения о возможном превышении должностных полномочий бывшим и действующим руководством программы нестандартной вертолетной авиации /НВА/ сухопутных войск США, которая закупала российские Ми-17 для вооруженных сил Афганистана. Законодатели настаивают на том, чтобы Холдер "использовал все имеющиеся ресурсы, включая Федеральное бюро расследований". Целью таких действий должна стать поддержка "уголовного расследования данного дела", считают члены Конгресса. В общей сложности письмо подписали 9 сенаторов, включая Корнина, и 23 члена палаты представителей. В минюсте подтвердили, что получили письмо законодателей и изучают его. В конце августа стало известно о том, что в Пентагоне начато уголовное расследование в отношении бывшего начальника упомянутого подразделения сухопутных войск, отвечающего за реализацию контрактов по закупке Пентагоном вертолетов Ми-17 для Афганистана. Причиной для этого стали итоги прошлогодней служебной проверки, проведенной генеральным инспектором министерства обороны. В его докладе упоминались, в частности, фирмы "Авиабалтика", находящаяся в литовском Каунасе, и "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" /СПАРК/, которые осуществляли обслуживание вертолетов Ми-17. В результате аудита было якобы обнаружено, что "Авиабалтика" и СПАРК не пустили сотрудников Пентагона с инспекцией в свой сервисный центр и выставили военным завышенные счета за запчасти и ремонт принадлежащих США вертолетов Ми-17 по предыдущему контракту с корпорацией "Нортроп-Грумман". В центре расследования находится полковник в отставке Норберт Вергес и его связи с "Авиабалтикой" и СПАРК. С 2010 по 2012 год Вергес возглавлял программу НВА, которая осуществляет надзор за эксплуатацией вертолетов иностранного производства. В настоящее время он работает вице-президентом в крупной инвестиционной компании "Пэтриарк партнерс" в Нью-Йорке. Ей, в частности, принадлежит фирма по производству военных и гражданских вертолетов "Эм-Ди хеликоптерс". Занимается этим делом Служба уголовных расследований, подчиняющаяся генеральному инспектору Пентагона. Кроме того, более широкое разбирательство по поводу этих закупок ведет аппарат генерального инспектора по вопросам реконструкции в Афганистане. В докладе генерального инспектора минобороны от 2012 года содержались рекомендации отстранить "Авиабалтику" и СПАРК от обслуживания приобретенных США для афганских ВС Ми-17. За последние пару лет Пентагон заключил с "Рособоронэкспортом" контракты на закупку более 50 таких машин на сумму около 1 млрд долларов. Договоренности также предусматривают поставки запасных частей, средств наземного обслуживания, съемного вооружения и оказание услуг по материально-техническому обеспечению. Члены Конгресса неоднократно пыталась заблокировать подобные сделки - в частности, под предлогом того, что Россия поставляет вооружения Сирии. Однако минобороны США многократно указывало, что считает Ми-17 оптимальными для ВС Афганистана по целому ряду причин и поэтому заинтересовано в продолжении сотрудничества с российской госкомпанией."