Цитата: ulissa от 26.09.2013 09:17:29
Вообще не понимаю смысл этих споров. СССР - виток в развитии страны, сейчас - новый виток. Новое - всегда интереснее. Жили так, поживем по-другому...
Ну да...
Впрочем, конечно же, смысл этический (а за ним и групповой, ценностный) всегда просматривается.
Ведь ясен рефрен (правда относящийся, по сути, лишь к брежневскому периоду) - была стабильность, безопасность, уверенность в завтра, спокойное детство, а теперь - "человек человеку волк". Разумеется можно было бы сказать, что это реплики "слабых психотипов", нуждающихся в защите жесткой социальной структуры... или же слабопассионарных (с низким ресурсом для адаптации) слоев общества, требующих воспроизводства условий существования, но это конечно же упрощение.
Но если взглянуть на "экономический тип", то окажется, что социализм - это "инфраструктурное" общество.
Когда нужно решать задачи порождения (восстановления) инфраструктуры, а ресурсов мало, то единственная работающая модель сводится к консолидации.
Тогда мы занимаемся оптимизацией (пусть у нас звенья системы работают хуже чем "у врагов", но мы выиграем на их системной синхронизации), концентрацией ресурсов в одних руках, и конечно же - распределением.
Все становится предсказуемым, грубо есть 100 единиц, и десять работающих, мы выделяем "фонд потребления" в 20 единиц и размазываем его почти равномерно по работникам, все у нас по среднему одинаковы; тогда гарантированно 80 единиц идут на строительство дорог, мостов, заводов, электростанций. Вообще - создание городов и перемещение в них рабочей силы.
Проект состоялся, и мы все до сих пор пользуемся инфраструктурой, созданной СССР - промышленной, транспортной, социальной (образование, медицина и пр).
Но когда инфраструктурная задача в целом решена и общество становится богаче, возникают противоречия... один из вариантов, разрешения которых - запуск "общества потребления". С акцентом на внутренний спрос, неравномерность вознаграждения, расслоение, конкуренцию и пр. Создается "инфраструктура потребления" - заправки, клубы, магазины, новая логистика снабжения больших городов "сотнями сортов колбасы"
Новый, отчасти неизбежный и логичный виток