Ну, я от российского образования далек - Украина. Но болячки у высшего образования, ИМХО, одинаковые.
ВУЗ в классическом понимании - учебное заведение, в котором преподавательский состав представляет собой ученых, работающих на фронтире. В более приземленном случае этот состав хоть как-то (частично по времени) наукой занят. В нынешнем среднестатистическом ВУЗе на науку преподавателю выделяется
десяток часов в ГОД!
Т.е. ВУЗы сейчас просто тиражный инструмент для получения "корочек", которые в большинстве случаев хреновенько обеспечены знаниями. Причем как "новые", так и "старые" ВУЗы измельчали, ИМХО. Конечно кто-то больше, кто-то меньше, но в плане науки измельчали катастрофично..
Нет ни у кого в Верхах интереса к науке - не считается она чем-то нужным. Промышленный капитал также практически нигде не думает о возобновлении подготовки кадров. Если что-то вкладывается в производство, то практически никогда - в людей.
Пример1. Киевский Национальный Ун-т им.Шевы.
Народ желающий хоть как-то заниматься наукой надеется только на получение гранта "из-оттуда". Своих вложений в науку нет как в людей(рабочее время, оплачиваемое как научная деятельность ~1% от всего времени занятости), так и в оборудование. И тут встает новая преграда - а сколько же денег из выигранного гранта требует себе сам ВУЗ? меньше половины, если у вас хорошие отношения с начальством.. И это при том, что формально (по правилам большинства работающих с наукой фондов) можно выделить до десяти процентов.
Кто тут тормозит процесс? С одной стороны программа (спущенная МОНом) построена так, что наука не предусмотрена, с другой стороны даже альтернативные попытки давятся жадностью местного начальства. И это "старый" ВУЗ...
Пример2. Сейчас МОН Украины начало телодвижения в сторону реформирования структуры высшего образования. И речь идет о перекройке по принципу один крупный город - один ВУЗ. Т.е. объединить всех в кучи. Такой шаг встретил противодействие в ВУЗах - многих начальников предполагается "оптимизировать", и их самоуправство ограничить.. Причем под раздачу планируется поставить как "новые", так и "старые" ВУЗы. Но весь этот замес опять-таки никак не предполагает углубление научной деятельности в ВУЗах. Есть какие-то декларативные тезисы, но никакого реального фундамента. Сломают, ИМХО, даже то, что есть, а затем... кто был никем, того и не станет совсем.
Такая вот высшая школа..
Вопрос демографии - больной с любой точки зрения. Сократится контингент абитуры (2008 год - как раз входит поколение рожденных в 90-е гг.), сократится нагрузка на педсостав. Но, ИМХО, при имеющейся (да, и при планируемой) системе это никак не подтолкнет науку в ВУЗах. Потому что бюджетное финансирование расти не будет (дай Бог, чтоб не сокращалось), а собственных средств станет у ВУЗов меньше - т.к. меньше студентов-контрактов. И, главное, нет спроса на научный продукт, т.е. все вложения пойдут мимо науки..
И чуток по публикациям. Большинство ВУЗов публикуется в карманных изданиях (Вестники там всякие, хорошо если не свои, а соседские), которые признаны ВАКом. Импакт-фактор никого особо не интересует, а если выходит публикация в журнале с ненулевым, то это событие. Есть, конечно, ВУЗы и кафедры, где дела с публикациями обстоят лучше (в основном они, действительно, из "старых"). Но в основном, универ с численностью преподавательско-научного состава в 2000-3000 чел не сравнится по числу "котируемых" ссылок за единицу времени с НИИ в 400-500 чел - уступит.