Российская наука, образование и перспективы.
492,560 1,659
 

  asscold ( Слушатель )
09 ноя 2008 18:17:00

Тред №62141

новая дискуссия Дискуссия  732

пора бы уже разделить учебные заведения на: ВУЗы, вузы и "вузики".

1)спрос рождает предложение) наличие диплома является атрибутом социального статуса. в "вузиках" за умеренную плату имитируют процесс получения высшего образования: либо проплачивают полностью ( "за семестр"+"за сессию"), либо посещают занятия и сдают (без особых проблем и знаний) экзамены, обучаясь на платной основе и не испытывая конкурса при поступлении);

2)в вузах вроде пытаются соблюсти приличия, но общее качество образования на низком уровне (по отзывам таковых вузов довольно-таки много в провинции);

3)ВУЗы стараются держаться на уровне, предоставлять качественное образование по российским меркам.

среди оценочных параметров качества вуза я бы добавил:
1)взяткоёмкость (к сожалению для каждого вуза она конфиденциальна и индивидуальна)
2)контингент абитуриентов
3)бюджет
4)управление (строение системы управления ВУЗом в плане её рационализации)
5)место выпускников на рынке труда

имея отношение к одному из известных вузов отмечу:
виден реальный прирост финансирования, но пробюрократизированная инертная администрация напоминает больше потемкинскую деревню, чем стабильно развивающийся вуз; какие-то проблемы решаются, а какие-то просто остаются нетронутыми; что будет при резком снижении финансирования? имхо, стагнация ( пример 90 годы).
наука: дейсвительно ведется и научная работа, но не массово, кроме того большАя часть преподавателей работает на полставки, совмещая с основной работой не в вузе. ежегодно выходит "вестник") спрос на научный продукт есть, но сугубо индивидуален по размеру в каждой отрасли разработок.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
09 ноя 2008 21:24:54

Согласно, логике вещей понятие "высшее образование" должно подразумевать определенный фиксированный (на уровне набора государственных стандартов) ВЫСОКИЙ уровень образования, ниже которого опускаться нельзя без выхолащивания самого понятия ВО.
Диплом давно уже не является признаком социального статуса вследствие того, что концентрация людей с формальным ВО давно уже переросла всякие границы, когда само наличие ВО как-то ценится.
Поэтому всякие "вузики" должны быть в статусе "бурсы", а не ВУЗа.

Цитата
имея отношение к одному из известных вузов отмечу:
виден реальный прирост финансирования, но пробюрократизированная инертная администрация напоминает больше потемкинскую деревню, чем стабильно развивающийся вуз; какие-то проблемы решаются, а какие-то просто остаются нетронутыми; что будет при резком снижении финансирования? имхо, стагнация ( пример 90 годы).
наука: дейсвительно ведется и научная работа, но не массово, кроме того большАя часть преподавателей работает на полставки, совмещая с основной работой не в вузе. ежегодно выходит "вестник") спрос на научный продукт есть, но сугубо индивидуален по размеру в каждой отрасли разработок.


1. Рост финансирования - это хорошо. А на что оно идет?
2. Что значит спрос на научный продукт есть? Есть реальные внутренние заказы на какие-то исследования? Наука подразумевает обмен результатами деятельности. Много ли преподавателей вашего ВУЗа за последний год поучавствовали в международных конференциях?
3. Ежегодно выходит вестник.. пипец, у нас он обычно ежеквартально выходил. А публикации для более широкого круга (переводные, например) как-то поощряются?

Кстати, рассмотрим влияние кризиса на "нестоличный" ВУЗ. В чем оно может выразиться:
1. сокращение бюджетного финансирования.
- Для нормально функционирующего ВУЗа реально только при полной .опе, и пока не грозит, ИМХО.
2. Сокращение числа студов-контрактников вследствие того, что население обнищает чуток, да и рабочих мест для раскрученных ныне специальностей поменьше станет.
- Это угроза уже посерьезнее. Плюс, как я уже писал демография абитуры подходит к рубежу 90х => будет сокращение собственных доходов почти всех ВУЗов.
Думаю, что через пару лет сильно поменяется список престижных специальностей. Т.к. по многим из них рынок труда и так уже переполнен. Конкуренция между ВУЗами вырастет за счет того, что они будут расширять свой охват, потому будут использоваться некоторые новые/старые фокусы:
- думаю появится полноценная практика на работающих предприятияхУлыбающийся - это классный способ саморекламы и классная прокачка студентов. И немного стоит для ВУЗа.
- многие негосударственные ВУЗы протянут ноги - им кризис и сокращение численности гораздо труднее пережить будет (т.к. они и меньше и не имеют бюджетной поддержки). А потому государственные ВУЗы могут за счет этих трупиков расширить покрытие филиалами.
- более престижными станут бюджетные специальности. Потому коррупция в медицинских ВУЗах вырастеПодмигивающий

Плюсов с т.з. науки я не вижу. Кризис приведет к тому, что затягивание поясов урежет и без того куцые "научные" бюджеты.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  prof ( Слушатель )
10 ноя 2008 10:43:00

Тем не менее, для большинства студентов, а еще больше - для их родителей - диплом  остается важнейшим итогом 5-летнего пребывания в ВУЗе.

Цитата
2. Сокращение числа студов-контрактников вследствие того, что население обнищает чуток, да и рабочих мест для раскрученных ныне специальностей поменьше станет.
- Это угроза уже посерьезнее. Плюс, как я уже писал демография абитуры подходит к рубежу 90х => будет сокращение собственных доходов почти всех ВУЗов.


Число контрактников уже сократилось практически до нуля. Если в 2002-03 годах, будучи зав. кафедрой, я набирал на 1-й курс 14 бюджетников и 36 контрактников, то в этом году на эту специальность поступили лишь 2 контрактника.
Что касается демографии, то в этом году на мою родную и любимую специальность "Системы управления летательными аппаратами" проходной балл на бюджет (12 мест) составил 134 балла по ЕГЭ, т.е. в среднем менее 45 баллов за предмет. Кто не знает, граница между двойкой и тройкой - 46 баллов.

Цитата
- многие негосударственные ВУЗы протянут ноги - им кризис и сокращение численности гораздо труднее пережить будет (т.к. они и меньше и не имеют бюджетной поддержки). А потому государственные ВУЗы могут за счет этих трупиков расширить покрытие филиалами.


К сожалению, вновь организованные филиалы не в состоянии дать нормального высшего образования, т.к. не имеют ни кадров, ни лабораторной базы. Становление занимает многие годы. Например, когда я в 1974 г. приехал работать в Миасский филиал ЧПИ, я там оказался первым штатным кандидатом наук. А филиалу уже было 20 лет. Сейчас конечно там все в порядке - 3000 студентов, больше 10 докторов наук и немеряно кандидатов. Но в этом году ему как-никак исполнилось 55 лет.
  • +0.00 / 0
  • АУ