Российская наука, образование и перспективы.
475,102 1,651
 

  prof ( Слушатель )
09 ноя 2008 20:40:08

Тред №62180

новая дискуссия Дискуссия  874

Я - технарь, поэтому могу обосновано судить только о техническом образовании.
Источники бед российских ВУЗов (как я их понимаю):
1. В начале 90-х резкое сокращение финансирования. Деньги давали только на скудную зарплату. Лет за 5 наш ВУЗ (Челябинский политехнический институт, ныне Южно-Уральский государственный университет) сильно обветшал. ВУЗы взмолились, и тогда им разрешили оказывать платные образовательные услуги. Это с одной стороны дало средства на ремонт и чуть-чуть на оборудование и повышение зарплат, а с другой - привело в ВУЗы молодежь, которой делать там совершенно нечего, в силу недостаточных способностей или просто нежелания учиться.
2. Государство вполне устраивает нынешнее положение с высшим образованием. Молодежь занята, не бунтует. Низкое качество инженеров пока себя проявляет мало. Предприятия жалуются только на недостаточное их количество. (Просто выпускники не идут на инженерные должности из-за низкой зарплаты). Настоящего государственного контроля за качеством подготовки выпускников нет. Так называемые государственные аттестационные комиссии (ГАК) состоят из своих преподавателей ВУЗа и приглашенного кафедрой какого-нибудь своего выпускника с предприятия.
Аккредитация ВУЗов проводится формально.

Что нужно делать? Прежде всего сократить количество ВУЗов. Об этом говорят уже много лет, в том числе с высоких трибун, но ничего не делается. Соответственно сократится набор и увеличится конкурс. Высвободившиеся деньги направить на увеличение зарплаты. Вопрос нужно ставить следующим образом: Вот у МОН РФ есть столько-то денег на зарплату преподавателям ВУЗов. Взяв положенное соотношение профессоров, доцентов, ст.преподавателей и ассистентов, и зарплаты, скажем, профессора - 80 тр, доцента - 50 тр, ст. преподавателя - 30 тр и ассистента -20 тр, определяем количество преподавателей, которое может выдержать госбюджет. Исходя из нормы 12 студентов на преподавателя, определяем общее количество студентов. Делим на 4 - находим численность приема. Все остальное - от лукавого.

Наука в ВУЗах. В эпоху СССР вузовская наука делалась в основном 30 - 40-летними кандидатами, работавшими над докторскими диссертациями. Где они сейчас?
Хоздоговорной науки в ВУЗах практически нет. Предприятия не хотят платить деньги за НИР и ОКР. Им нужна "не индукция, а продукция". Управления научных исследований ВУЗов работают как при СССР, проэтому те из технарей, кто может чем-то заинтересовать промышленность, организуют свои НПП. Остальные преподаватели, чтобы обеспечить себе более-менее нормальный доход, преподают еще в одном двух местах. Им не до науки.
  • +0.00 / 0
КОММЕНТАРИИ (5)
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
09 ноя 2008 22:09:13
Ага, привязать базовую зарплату к какому-нибудь сопоставимому уровню госслужбы. И ввести общий рейтинг ВУЗов, который бы влиял на коэффициент к базовой зарплате для всех сотрудников.

Цитата
Наука в ВУЗах. В эпоху СССР вузовская наука делалась в основном 30 - 40-летними кандидатами, работавшими над докторскими диссертациями. Где они сейчас?
Хоздоговорной науки в ВУЗах практически нет. Предприятия не хотят платить деньги за НИР и ОКР. Им нужна "не индукция, а продукция". Управления научных исследований ВУЗов работают как при СССР, проэтому те из технарей, кто может чем-то заинтересовать промышленность, организуют свои НПП. Остальные преподаватели, чтобы обеспечить себе более-менее нормальный доход, преподают еще в одном двух местах. Им не до науки.  


Даже если молодежь появится, она ничего не сделает без материальной и организационной поддержки сверху. Наверное имеет смысл ввести норматив - процент рабочего времени выделяемого на исследования/саморазвитие на достаточно серьезном уровне и сделать это защищенной статьей в госчасти бюджета ВУЗа. Плюс реальная, а неформальная отчетность по такой деятельности:
- число серьезных публикаций на единицу затраченных средств
- число отработанных тематических конференций на одного сотруждника

А насчет сокращения численности ВУЗов - кризис сам подметет часть коммерческих, ИМХО. Демография заставит скукожиться всех - так что волей-неволей придется концентрироваться. Хотя, конечно, согласен с госпрограммой по наведению порядка процесс пошел бы существенно резвее.
  • +0.00 / 0
 
  Нателла ( Слушатель )
09 ноя 2008 23:11:21
Я вот работаю в техническом ВУЗе, не в самом плохомВеселый(ВолгГТУ).
Хоздоговорная наука есть, но не у всех, в нашем городе за 90-е годы не развалилось только хим. производство, соответственно химики практически поголовно на хоз. договорах, кое что перепадает и общенаучным кафедрам(ну нам математикам). Если бы нормально функционировали Тракторный и Барикады думаю хоз. договоров было бы предостаточно и у др. кафедр. Хотя наблюдается тенденция перетягивания особо талантливых на предприятия, как правило люди стараются работать в 2 местах, т.к. преподавание года через 3 работы становится наркотикомВеселый

Что касается полноценной практики на предприятиях, то на лицо парадокс - предпрятие желает получить грамотного специалиста, знакомого со  спецификой производства и при этом не желает прикладывать ни каких усилий. Т.е практика обычно заканчивается следующим - "постойте там в уголке, не мешайте". В лучшем положении те кто пришел в ВУЗ после техникума - их берут на практику охотно но по специальности полученной в техникуме, кстати ВУЗовский материал этими  студентами как правило не усваивается.Что-то из разряда "Что вы мне расказываете, что можно сделать так-то и так-то, на заводе делают вот так и идите нафик"
  • +0.00 / 0
 
 
  asdfg ( Слушатель )
09 ноя 2008 23:31:54
Волгоградский государственный технический университет - оччень неплохой ВУЗ. скопус дает:
год     статей
2007 56
2006 35
2005 65
2004 39
2003 47
2002 40
2001    29
2000 17
1999 24
1998 26
1997 19
1996 13
так что не только хоздоговора у вас там есть  ;) фундаментальная тоже.
  • +0.00 / 0
 
 
 
  Нателла ( Слушатель )
09 ноя 2008 23:46:21
Фундаментальная - это вообще только химики, ректор у нас химик и соответственно львиную долю грантов и т.д. и т.п получают они
  • +0.00 / 0
 
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
10 ноя 2008 02:00:59
Ну, вот, вы говорите, что показатели по публикациям неплохие. Максимум 65 реферируемых статей в год - это много или мало? На сайте университета http://www.vstu.ru/univer/today.shtml указано, что сейчас имеется 1214 преподавателей, среди которых: 136 докторов наук, профессоров и 616 кандидатов наук, доцентов. Даже прикидывая только на тех, кто имеет степень мы получим одну статью на 11-12 человек. Если серьезно, то такой показатель может считаться хорошим только на фоне других наших ВУЗов...
И на этом примере видно состояние университетской науки - еле жива. А вот то, что есть хозрасчетки - это вы меня порадовалиУлыбающийся - есть еще значит какие-то перспективы.

А предположение насчет развития производственной практики я написал вот из каких соображений:
- Кризис приведет к сжатию штатов на тех производствах, что выживут. В таких условиях развитие будет возможно только при росте автоматизации (сокращении раб мест, но сохранении производительности на участках). А тут еще демографические проблемы добавятся - старые кадры уходят..
- Для таких производств понадобится рабочая сила со знанием современной автоматики - этому можно научить в ВУЗе и сейчас. Но конкретная реализация производства потребует обучения "на месте". А для предприятия организовать совместную с ВУЗом квазишколу будет выгодно - можно будет часть затрат на ВУЗ перевесить - организационные, серию обзорных лекций каких-то ввести..
  • +0.00 / 0