Российская наука, образование и перспективы.
492,558 1,659
 

  asdfg ( Слушатель )
10 ноя 2008 02:28:08

Тред №62260

новая дискуссия Дискуссия  891

ну, это еще очень хорошо. прикинув, что у статьи обычно 4 соавтора, получаем, что человек 250 могут заниматься (и занимаются) фундаменталкой на международном уровне. Для технического универа - вполне неплохо. тем более для России.
сколько "вузов" вообще с нулями...

а вот повышение уровня автоматизации в условиях сокращения производства.... чешу в затылке. баланс зависит от очень многих условий... ни разу не дешевые автоматы... обслуга к ним (ИТР) - должна быть подороже рабочих полюбому...  да и в любом случае обучение работы на современных станках -  это уровень ПТУ, ну техникума от силы.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
10 ноя 2008 02:59:36

Да, вот то-то и оно, что с одной стороны такой результат - это неплохо.  А по большому счету он никакой. Такая вот эпизодическая наукаГрустный И заметьте, что студенты, которые должны по-определению приобщаться к этой самой науке, участвовать в написании статей, они-то никак почти не задействованы.. А ведь их на каждом курсе тысячи.

Можно, конечно, сказать, что, мол есть у нас еще и РАН - наука это их хлеб.. Но приобщать молодежь к прогрессу нужно в ВУЗе, в НИИ-то тоже нужны свежие кадры. А может ли полноценно обучить студента человек, который кроме книжек 20-летней давности ничего не знает сам? Получатся после него потом "выпускники 20-летней давности"Грустный

Цитата
а вот повышение уровня автоматизации в условиях сокращения производства.... чешу в затылке. баланс зависит от очень многих условий... ни разу не дешевые автоматы... обслуга к ним (ИТР) - должна быть подороже рабочих полюбому...  да и в любом случае обучение работы на современных станках -  это уровень ПТУ, ну техникума от силы.


А как еще можно тут развиваться? наращивать производство? Если людей-то все меньше, подготовленных еще меньше.. только интенсификацией, ИМХО.
Модернизация любого предприятия сейчас - это покупка нового оборудования, причем преимущественно зарубежного. Его надо осваивать - обучать персонал, которого явный дефицит и тенденция к росту этого дефицита еще на десятилетие. Тут как раз самое верное - максимальная автоматизация. Автоматические производства стоят много - но научить оператора сейчас уже, ИМХО, проще, чем достаточное количество слесарей-станочников, которые бы давали столько же отдачи.
Да и посмотрите на западные заводы - постоянный рост производительности труда за счет сокращения участия людей. Нам ведь китайский путь раскачки промышленности еще долго будет не по плечу. Да и высокие технологии, за которыми перспектива, это автоматические сверхточные производства..
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  ursus ( Слушатель )
10 ноя 2008 10:27:59


Давайте посмотрим на западные заводы.
Вот я надысь смотрел лепортаж об открытии завода ДжиэМ под Питером.
Диктор долго дребезжал про высочайшие технологии. А на показанной картинке рабочие ВРУЧНУЮ вели точечную сварку на конвеере.
Это что получается? Западный гигант построил себе устаревшее производство?

Китайский путь - это путь массовой мобилизации ручного труда. Я не специалист в области безлюдных технологий, но поглядывая в передачу Дискавери - такм есть такая забавная серия "как это делается", скажу, что БОЛЬШИНСТВО мифов об эффективнсти западных производств, основано именно на ручном труде.  Да, удаётся автоматизировать и роботизировать отдельные процессы. Но это - скорее исключение, чем правило. Человек остаётся важнейшим фактром ценообразования в технологической цепочке.

Кстати, именно за советской технологической школой числятся весьма масштабные достижения в области роботизации производства. Это - так называемые роторно-конвейерные линии. Практически полная автоматизация производства патронов. Линия способна их шлёпать с темпом, превышающим расход на позициях.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
10 ноя 2008 11:51:45

западный гигант построил упрощенную линию сборкиУлыбающийся Пусть и не крупноузловой - так чуток более расширенную.
Да у меня тут тоже есть пачка фильмов "Как это работает", так вот производство печных труб в штатах полностью ручное. И что теперь на это ориентироваться?

Цитата
Человек остаётся важнейшим фактром ценообразования в технологической цепочке.


Ага, потому и стараются его вытеснить.. Со времен Форда число занятых в производстве на единицу готовой продукции все время падало. Повторю то, что может невнятно сказал ранее: России все равно прийдется покупать целые линии производства за бугром - иначе быстро модернизироваться не получится. Так лучше покупать то, что требует минимум обслуги. Там обслуга нужна, конечно, высококвалифицированная, но малочисленная.

Цитата
Кстати, именно за советской технологической школой числятся весьма масштабные достижения в области роботизации производства. Это - так называемые роторно-конвейерные линии. Практически полная автоматизация производства патронов. Линия способна их шлёпать с темпом, превышающим расход на позициях.


Роторная линия - это круто. Но ограниченно применимо - патроны, снаряды, болты всякие.. Даже к производству бутылок - уже с трудом. У меня тесть долгие годы на патронном производстве инженером проработал, так что я немного в курсе тамошних чудес..

Цитата
Ну.. Если честно, то я бы не стал основным критерием науки в высшей школе считать количество публикаций где-бы то ни было. Кстати, как и количество аспирантов/докторантов/защищенных диссертаций.
На мой взгляд (изнутри регионального технического университета) заниматься фундаментальной наукой могут далеко не все вузы, от силы 10 в Москве, Питере и Новосибирске. Тут дело в комплексе - и база, и кадры, и традиции. Создавать базу для фундаментальных исследований - дело дорогостоящее, да и особого смысла нет, надо развивать что уже есть.


Количество публикаций - признанный критерий объема проведенных исследований. Качество публикаций - спорный вопрос, но если опираться на "Скопус", то выбираются, ИМХО, более менее нормальные источники.
И никто ведь, заметьте, не говорит о фундаментальной науке. Прикладные исследования также публикуются, по ним также защищаются. Просто речь о том, что преподаватель ВУЗа должен сам быть в курсе последних веяний по его специальности. Это лучше всего достигается, если он сам занимается передовыми исследованиями. Причем студентам вкладывать в головы самые свежие вещи. А у нас ведь частенько есть классический курс, а то, что он кончается результатами, полученными в лучшем случае в начале 80-х, так то никого не волнует...

Цитата
Тем не менее, для большинства студентов, а еще больше - для их родителей - диплом  остается важнейшим итогом 5-летнего пребывания в ВУЗе.


Согласен. А вот для работодателей - это уже давно не так. Хотя опять-таки не для всех.

Цитата
Число контрактников уже сократилось практически до нуля....


Ну, есть пока еще экономисты, юристы и т.п. на чем ВУЗы зарабатывают. А то, что проходной упал - так вот оно следствие демограф.опы.
О филиалах я упомянул - как о средстве для ВУЗов набрать массу в условиях кризиса. Качество их начинки - даже обсуждать не буду. Согласен с вами полностью.

Цитата
Таким образом, двухуровневая система позволит сэкономить бюджетные деньги и студенческое время.


Да, ну, зачем огород городить? возродить техникумы в рамках ВУЗа?
Работа не по специальности - это да, бич ВО. Ужесточать репрессии - не решение, тогда многие специальности сдохнут. На них ведь и идут за теми вожделенными корочками.
Единственный выход вижу в том, чтоб ВУЗ/МОН серьезно занялись прогнозированием спроса на разные специальности и оперативно корректировали предложение. Но бюрократия и простая инерция работы ВУЗа такой подход скорее всего зарубятГрустный
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  asdfg ( Слушатель )
10 ноя 2008 12:33:42

насчет первого - полностью согласен. более того - ну защитил диссертацию (не будем говорить, какие защищают - отдельный разговор) но после этого квалификацию ведь тоже постоянно подтверждать надо. поскольку лет за пять дисквалифицироваться запросто можно.
насчет второго - а вот этот пузырь сейчас лопнет, если уже не лопнул. кому они сейчас нужны?
и насчет третьего - насчет вузов сказать не могу, а вот МОН этим точно заниматься не будет. поскольку это такой объем работы... а вот работать, судя по тому, что оттуда выходит, они не любят и не хотят и не будут. бумагу родить просто. а вот родить такую, чтобы от нее польза была... труда немеряно.
  • +0.00 / 0
  • АУ