3 - Измышления о международном праве – 3
И rat1111 отвечу и, пользуясь поводом, серию продолжу.
Цитата: rat1111 от 21.10.2013 01:34:43
Тут вот что интересно
Если открыть УК РФ и посмотреть статью про пиратство - то данное деяние определяется там как "захват судна с целью завладения имуществом". Т.е. с точки зрения законодательства РФ - гринписовцев можно привлечь за хулиганство, неподчинение, за терроризм даже, но вот именно за пиратство - не получится.
С другой стороны - согласно международного морского права - пиратство - это любой захват судна, и о том, с какой целью он производился - речи нет.
А поскольку, международные договора имеют в РФ приоритет над национальным законодательством - то имея на руках решение трибунала о пиратстве - зеленописи вполне законно пойдут на 15 лет "сажать березы в Сибири"
rat1111, это (выделенное) все же не совсем так.
Эта общая отсылочная норма и только.
Вопрос в том, какие обязательства налагают эти международные договора на страну к ним присоединившуюся.
В многосторонних договорах, конвенциях... есть и еще одна особенность. Часто в их тексте перечислен более широкий перечень обязательств, чем принимает на себя страна, их подписывая или присоединяясь к ранее подписанным.
Юридически это оформляется конкретной ратификацией страной конкретного многостороннего договора, при которой она и оговаривает свои ограничения в принятии на себя обязательств. Эти исключения из общего перечня будут действовать только для этой страны! Если набор хотелок стороны окажется неприемлемым для других сторон, то ее просто не примут или не подпишут. Вопрос кому это больше надо. И какие компромиссы каждый для себя приемлемыми сочтет. И вот чем больше у страны возможностей эти компромиссы продавливать в свою сторону, тем на лучших для себя условиях и подпишет.
А когда возможностей (или мозгов, наличие мозгов, правда, тоже возможность еще какая иной раз, но все же выделю опцию) гулькин пенис, а подписать хоть что-то очень хочется (или "нет возможностей отказаться от сделанного предложения") , то подписывают, иногда даже не читая, что именно. Примерно как хохлы пытаются свой незалежный автограф на соглашение об отсосации с ойропой тиснуть, даже может и без перевода.
Как именно реализуется примат международного права над суверенным в случае, если страна ДОБРОВОЛЬНО (подписывая или присоединяясь) какие-то обязательства на себя взяла. Вот совсем не так, что российские суды (кроме очень специальных) должны проводить разбирательство и по российским законам, и по международному законодательству. При этом еще и соотносить между собой нормы того и другого, выявлять противоречия и в случае их наличия осуществлять этот примат, предпочитая нормы международного права.
Российские суды (и другие части правоохранительной машины) руководствуются только и исключительно российскими же законами.
А для осуществления примата международного права страна должна изменять или вводить новые законы, но СВОИ законы, приводящие в соответствие принятые на себя по международным договорам обязательства и национальное законодательство.
И пока она это не сделает, в ее юрисдикции международное право действует только в тех пределах, пока его нормы не вступают в противоречие с нормами национального законодательства. Называется это имплементацией международных обязательств.
И что будет, если страна таки подписала международный договор, а имплементацию его (изменение своего законодательства, если надо) не проводит?
И какую ответственность она за это несет.
В общем-то почти ничего не будет кроме репутационных рисков. А ответственность несет, да. Но ответственность предусмотренную в этих же договорах. Если именно в них она заложена. Это могут быть и какие-то штрафы, например, но редко. Обычно это просто право других сторон договора уже законно, без репутационных издержек, свои ОТВЕТНЫЕ меры вводить. Так, например, почти все ВТО регулируется.
Или сторону, например могут за это выгнать из Конвенции (если это предусмотрено ею же).
Так пусть и вводят ответные меры… и выгоняют. Флаг в руки. Для кого-то это печально и весьма. А для кого-то… всего лишь дает право ответить уже на ответку (и не обязательно симметрично, а то и вовсе совсем в другой области), да так, что, воспользовавшись изначально своим как бы правом на ответку, страна, его применившая, не только уши себе назло «нарушителям» конвенции отморозит, но и всю голову.
Это и есть один из штрихов, раскрывающий продекларированный мною в первых двух частях «Измышлений о международном праве» тезис о том, что международное право – право сильного.
1 - Измышления о международном праве - 1 2 - Измышления о международном праве - 2 Тема тонкая… сразу все аспекты не раскрыть, буду по мере… сил и поводов.
Теперь чутка конкретики по поводу приразломного случая.
Россия, присоединяясь к конвенции целый ряд оговорок для себя сделала.
Для конкретного случая две из них важны.
1. Россия распространила свою уголовную юрисдикцию полностью и на свою экономическую зону, и на свой шельф без каких бы то ни было изъятий..
О чем и написано в УК РФ.
Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации
.
2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
2. Россия не приняла на себя обязательства проводить разбирательства по инцидентам в своих водах (и экономической зоне тоже) по международным процедурам. Оставим при присоединении примат СВОЕГО процессуального законодательства в этих вопросах.
Поэтому именно для России примат ЕЕ законодательства является одновременно и нормой международного права тоже. Так что примат приматов над приматами форева.
3. С точки зрения трактовки российским законодательством понятия «пиратство» и его соответствия случаю по крайней мере сейчас не стоит особенно заморачиваться. Ну возбудили дело по этому основанию и что…
Не обыватели и эксперды в бложиках должны оценку давать соответствиям (мнение могут высказывать, а то…). А только суд… ну и надзорные инстанции тоже, если и когда усмотрят несоответствие. А переквалифицировать вменяемое деяние можно на любой стадии… от самого наипредварительнейшего дознания… до уже в судебном процессе.
Вот только понравится ли это обвиняемым и их ходатаям?
Так, кстати, частенько и поступают в случаях с сильным международным душком, да еще с многослойной подоплекой. Нарочито слегка левое обвинение выкатывают вначале.
Бо, настоящий торг по ситуации совсем в других местах идет, и при принятии решений надо очень много факторов учитывать… часто и компромиссных, и не всегда в той же примерно плоскости. А вот когда торг окончен и решение принято… все возможности на столе.
Две крайних, для примера посмотрим.
1. Договорились … и именно это дело решили спустить на тормозах. Но при этом обеим сторонам (а то и большему числу) надо бы и лицо сохранить. А нам бы в этом случае неплохо бы и прецедент безнаказанности даже после ареста не создать.
Дело переквалифицируется на хулиганку, да не очень отягощенную.
Фигуранты получают условно или штраф. Кто-то может и посерьезней.
Мы лицо сохранили (свой суд провели не смотря на визги и вопли) и прецедент безнаказанности совсем не создали. Ведь в следующий раз можем и не переквалифицировать или суд наш окажется «более справедливым, чем гуманным» в своей извечной дилемме.
Заклятые партнеры тоже лицо сохранили, сумев повлиять на кровавый режим, и склоним его к уступкам.
2. Не договорились. И МЫ приняли решение преподать жесткий урок.
Дело тоже переквалифицируют в данном конкретном случае скорее всего, но уже может и на терроризм некоторым (капитану и тем кто лазил и таранил), о остальным кому на уже сильно отягощенную хулиганку, кому на пособничество в терроризме же.
И как Вы, rat1111, и ратовали…
«Идут на Север срока огромные, Кого ни спросишь — у всех указ… Взгляни, взгляни, В глаза мои суровые, Взгляни, быть может, в последний раз.»