Тред №629609
новая дискуссия
Дискуссия
154
Мнение эксперта высшей категории.
Считаете ли вы советскую систему образования лучшей в мире? Или это миф? Если правда, то не лучше ли будет для России вернуть советские основы образования?
Алфёров Жорес Иванович
Когда мы выиграли спутник в 1957 году, Кеннеди сказал, что «выиграли русские не ракетами, а на школьной парте». И они сделали соответствующие выводы. У нас было прекрасное соглашение в 1970 году между Академией наук СССР, подписанное Келдышем, величайшим президентом в истории Академии, и американской Академией. В соответствии с этим соглашением, я работал как Visiting Scientist в Иллинойском университете вместе со своим старым другом, профессором Холоньяком, который до этого месяц работал у меня в лаборатории. Я познакомился с американскими первокурсниками и был поражён крайне низким уровнем знаний. Они знали физику и математику гораздо хуже наших десятиклассников. Но на Master Degree это выравнивалось. В советской системе школьного образования в итоге победило нормальное серьёзное образование с очень мощной частью основных предметов: русский язык, литература, математика, физика, биология. В вузовском образовании мы были пионерами в инженерно-физическом образовании. Физтех Ленинградского политехнического института возник раньше, чем Калтех или МIT, где совмещалось широкое физматобразование с инженерным. Московский физтех возник как физико-технический факультет МГУ в 1946 году по инициативе Курчатова, Арцимовича, Петра Леонидовича Капицы. Это было развитие идеологии образования Иоффе. В начале 70-х я создавал факультеты и кафедры в Ленинграде, в которых совмещалось не просто инженерное, а инженерно-технологическое. Роль технологии резко выросла. Московский физтех вырос в блестящий институт по этой части. Или Академгородок в Новосибирске. Физматшкола, университет и мощный академический центр – это система, которая лучше любого американского кампуса.
Очень важной является следующая вещь. Наука – основа образования. Изменения в научных исследованиях, возрастающая роль междисциплинарных исследований, использующих математику, родилась биоинформатика как направление, применение диагностических методов в медицине и биологии требует другого образования. Мы должны сегодня хорошо учить и физике, и математике, и биологии, и медицине. Это требует других подходов. Мы можем это делать, но страшно бюрократизированная система образования, которая возникла у нас, не даёт возможности создавать новое. Вторая чрезвычайно важная вещь в этом деле – это ЕГЭ. Я всегда был его противником. ЕГЭ может быть в правилах уличного движения. В образовании всегда было, есть и будет – учитель и ученик, их взаимодействие.