Цитата: ps_ от 24.10.2013 18:09:50
У меня есть несколько замечаний:
1 - Насколько я помню, в романе не было никакого жесткого контроля над простым народом. А для того, чтобы он думал и делал "то что надо" существовали СМИ. Жесткий контроль осуществлялся только над членами Партии, которые и контролировали СМИ. Поэтому в экономическом плане все могло быть вполне нормально.
2,3 - Существовали люди или аналитические группы, которые объективно анализировали ситуацию. Например, кто то же должен был написать доклад, который дали почитать главному герою.
А вообще, по моему, во всех антиутопиях (да и утопиях) есть один большой недостаток. В них описано общество которое НЕ РАЗВИВАЕТСЯ
Периодические кризисы, необходимые для развития, как то не предусмотрены, особенно в утопиях
И в реальности они долгое время существовать не смогут
1. То есть, разбитые подъезды в домах, постоянные снижения продуктовых пайков и тотальная нехватка самых простых бытовых предметов - не является показателем экономической ситуации? Старичок-старьевщик, и при этом агент спецслужб в квартале пролов - это так... случайное совпадение?
2. Где в романе хоть намек на подобных аналитиков? Наоборот - постоянное переписывание данных и приведение их к текущей ситуации. Причем с требованием беспрекословной веры в то, что именно сейчас говорят именно то, что объективно.
Антиутопия - именно и есть статичное, лишенное возможности развиваться общество. Это, собственно, и есть утопия, но с обратным знаком. Но утопия, подается как общество всеобщего благоденствия, а антиутопия показывает, что в таком обществе благоденствие является лишь иллюзией, а на деле - рабство в самой жуткой форме.
Именно поэтому, любая антиутопия, в которой хотя бы теоретически допустимы кризисы, а в "1984" такие кризисы несомненно будут, не может претендовать на роль идеала. Но "1984 год" получил огромный резонанс, затмив "О дивный новый мир". И это наводит меня на определенные мысли.
Пофантазирую... абстрактно....
Представим, что на некоем острове возникла угроза тотальной катастрофы. Некие нехорошие товарищи решили воспользоваться этим еще и для того, чтоб подчинить всех остальных островитян. Они строят два корабля, причем, галеры. Одна из них раскрашивается в веселенькие цвета, украшается яркими фонариками и колокольчиками и даже цепи, которыми гребцов (сиречь жителей острова) прикуют к лавкам и веслам - золотятся. Вторя является лишь муляжом, но красится в жуткий багрово-черный цвет, туда запускают ряженых надсмотрщиков с длинными кнутами и раскидывают черепа да кости.
Островитянам показывают: вот есть такая симпатичненькая галерка, и есть вот такая стра-а-ашная... выбор, мол, за вами... Как вы думаете, на которую отправятся простодушные островитяне? Согласятся ли они на добровольное заковывание в цепи?
Хорошо продуманная игра на контрастах может дать впечатляющий результат... И не являются ли две антиутопии появившиеся в Англии таковой игрой? Особенно учитывая, к какому обществу принадлежали их авторы?