Российская финансовая система > Государственный бюджет и налогиМеры - оперативные или краткосрочныестараюсь писать понятным языком, без специфической терминологииситуация такая потому-тоРазвитие реального сектора экономики в рамках действующей налоговой системы (имеется в виду ОСНО - общая система) невозможно в принципе. Размер налогов и характер их взымания делают заведомо нерентабельными любое более-менее сложное производство, с большим количеством переделов и высокой удельной долей з/п. К тому же существует ряд чисто "бумажных" препятствий, связанный с особенностями наших правил бухучета (ПБУ). К примеру, чрезмерно усложнен расчет НДС, заработной платы + всех отчислений с нее, прибыли. Существует множество нормируемых на законодательном уровне расходов (нормы расхода ГСМ, суточные от 100 до 400 руб, и т.д.) В итоге:
- работающее на ОСНО предприятие получает заведомо недостоверный баланс.
- составление бухгалтерской отчетности чрезмерно трудоемко, вынуждает держать большой штат бухгалтеров, не представляющий никакой пользы ни для предприятия, ни для государства, и абсолютно парализованный с 5 по 25 число месяца
- наибольшие трудозатраты приходятся на (в порядке от сложного к попроще): расчет зарплаты+ЕСН+НДФЛ, расчет налога на прибыль, расчет НДС, нормирование затрат. Данный труд абсолютно бесполезен для предприятия и практически не проверяем со стороны государства, проверить можно по 1-2 единичным случаям
- для получения достоверной отчетности предприятие вынуждено вести двойной учет, даже если ничего не "чернит" само
- величина налогового изъятия превышает 70% от уровня прибыли до налогообложения (т.е. доходы - расходы)
- величина налогов с фонда оплаты труда превышает 50% от зарплаты "на руки" (т.е. за вычетом всех налогов)
- отсутствуют налоговые льготы недавно созданным предприятиям. Для торговли это без разницы, а для промышленности смертельно
- отечественный продукт по цене будет заведомо неконкурентоспособен
вероятно само собой будет происходить так потому-тоНикакая более-менее сложная промышленность развиваться не будет, т.к. нет даже смысла - слишком высоки налоги. Будт развиваться лишь добыча полезных ископаемых на экспорт (экспортерам возмещается НДС), простейшая в 1-2 передела переработка типа руда-металл-трубы, и тому подобное. Существующие высокотехнологичные производства (прежде всего авиастроение, автопром, оборонка) будут потихоньку вымирать. Сложные производства (где в цене продукции высок удельный вес з/п, НИОКР, амортизации оборудования) будут заведомо неконкурентоспособны, т.к. высокие налоги вынуждают повышать цену конечного изделия, причем эта цена окажется неизменно выше импортного аналога.
надо делать это потому-тоБухучет и налогообложение в целом - переписать под кальку соответствующие положения МСФО. Не надо изобретать какие-то свои правила, все уже давно изобретено.
+ освободить предприятие в первые 3 года существования от ведения бухучета и уплаты налогов при условии, что предприятие организуется с нуля. Все равно сразу этот учет поставить толком нельзя, требуется какое-то время на составление схемы работы, внутренних классификаторов и т.д.
НДС - искоренить, как вид. Данный налог - основной убийца промышленности. По импорту - целесообразнее регулировать пошлины, этот механизм уже отлажен.
ЕСН+НДФЛ - реформировать, т.е. заново написать все правила их расчета, избегая сложных расчетов типа существующих, несовпадения кодов доходов, несовпадения облагаемых баз.
+ Ставки ЕСН - однозначно снизить
Налог на прибыль - убрать нормирование затрат, убрать ограничения по амортизации, исключить разночтения в ПБУ 18/02 и 25 гл. НК.
+ Убрать как вид "налоговый учет" - в виде внесистемных регистров (эта ересь в законе написана открытым текстом!). Убрать понятия "постоянных разниц" и "временных разниц".
+ Убрать из ПБУ понятие "расходы будущих периодов" - расходы должны относиться на затраты в момент их возникновения.
+ Ставки налога на прибыль дифференцировать по отраслям или видам деятельности, управление ставками дать в руки Правительству - это будет очень хороший инструмент налогового администрирования.
+ По налогу на прибыль предоставить льготы на инвестиции. Т.е. если предприятие часть прибыли инвестировало (на фондовый рынок, в основные средства, в НИОКР) - не облагать эту часть прибыли налогами.
Особые режимы налогообложения (УСН, ЕНВД) - увеличить предел суммы, подпадающий под спецрежимы с нынешних 22 млн. руб в год до 200 млн. руб. На спецрежимах организовывать предприятия-стартапы, плюс на них же перейдет часть торговли. Для госудаства плюс в хорошей прогнозируемости налогов на спецрежимах.
Ввести налог на предметы роскоши - для компенсации выпадающих доходов и блокирования сверхпотребления. Облагать таким налогом, к примеру:
- второе и далее жилье физического лица
- легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 175 л.с. по прогрессивной шкале
- ювелирные издения
.....
Инвестиции Заодно законодательно определить порядок инвестирования средств Пенсионного фонда РФ - через ВЭБ инвестировать под конкретные проекты. Предмет инвестиций - строительство, оборудование, транспорт. Все должно быть пр-ва РФ (не менее 80% комплектующих, не менее 80% по их стоимости), исключение - не имеющее аналогов оборудование. Если проект большой - инвестиции направлять траншами, следующий транш выделяется после полного закрытия предыдущего этапа. Инвестиционные деньги дешевле кредитных, а средства ПФР все равно надо куда-то девать. Тем более, что это - длинные деньги.
- эффект будет такой-тоОжидаемый эффект - оживление промышленности и внутреннего рынка. Величину сказать трудно, требуется политическое решение.
- вот как это было в другом месте в другие времена.См. на примере Китая. Правда, у них есть НДС.