Цитата: vsvor от 29.10.2013 06:24:10
Да нет же, в 1929 кулаки - это именно те, кто выращивал больше всех. Особенно те, кто мог нанимать работников. Парадокс в том, что большевики сначала ликвидировали крупные крестьянские хозяйства, а потом выяснилось, что мелкие не могут обеспечить хлебом возрастающее городское население. И пришлось спешными и жестокими мерами вновь создавать крупные хозяйства.
Можно начать с того, что крупные крестьянские хозяйства большевики не ликвидировали. Местные мироеды как работали до революции, так продолжали работать и после, что подтверждается их наличием в товарных количествах в начале 30-х. Крупные помещичьи хозяйства ликвидировали сами крестьяне (в т.ч. и кулаки), которые помещиков с увлечением развешивали по деревьям или продавали по дешевке за сотни лет до появления большевиков.
В 20-е годы в деревне существовала в полном смысле крестьянская община с конструктивно присущими ей недостатками: регулярными переделами, черезполосицей и принудительным севооборотом. Сюда же можно добавить традиционный для русской общины запрет на продажу, дарение, залог или завещание своего земельного пая. Т.е. для того, чтобы на основе кулака (даже если не брать в расчет дурную кулацкую привычку шантажировать покупателя, чем они неоднократно занимались в 20-е годы) развивать сельское хозяйство, необходимо было перейти от национализации земли к ее купле/продаже. Поскольку требование национализации земли звучало от крестьян задолго до большевиков, то Советская власть немедленно получала такие же восстания, только не кулацкие, а бедняцкие, не говоря уже о прочих радостях. Поэтому и было принято единственно разумное в условиях нашей страны решение об объединении общинной земли в один общий колхозный клин.
Цитата: vsvor от 29.10.2013 06:24:10
Как повезет с местным начальством. Читал я и об искусственных затруднениях.
Очень похоже, что в сельских общинах в 20-е годы продолжали действовать если не законы Российской Империи напрямую, то ее традиции, в число которых входило, например, правило "стѣсненiя права переселенiя и отлучки необходимостью разрѣшенiя властей для переселенiя и выдачей увольнительнаго свидѣтельства для отлучки, наконецъ, строгiй контроль и дискрецiонная (основанная на личномъ усмотрѣнiи) власть административныхъ органовъ земскихъ начальниковъ." (Н.А. Рожков, Город и деревня в русской истории, 1902).
Интересен вопрос — а кому было выгодно привязать крестьян к деревне? Учитывая, что в 20-е и начале 30-х крестьяне миллионами уходили на сезонные работы в город, и связанная с этим процессом проблема ритмичности работы предприятий была весьма острой, промышленность и государство в этом заинтересованы не были. Ведь уходили, как правило, "безлошадные" крестьяне, сдавшие кулаку в аренду свой пай, т.е. самостоятельно в процессе сельхозпроизводства не участвующие. А вот кулак, арендовавший пай, как раз был заинтересован в дешевой рабочей силе и, соответственно, в затруднении выезда необходимого ему работника из деревни, тем более, что уходивший из деревни навсегда, терял свою долю, а кулак — арендованный участок. Так что кто там ограничивал крестьянам право выезда тоже еще надо посмотреть — кулаки также были представлены в сельсоветах, да и возможности влиять на решения у них имелись.