Спецслужбы
1,444,112 8,592
 

  Vediki977 ( Слушатель )
30 окт 2013 14:03:03

Тред №633382

новая дискуссия Дискуссия  113

В особых условиях
Российский нелегал так вжился в образ, что женщина-арабка признала его своим сыном

В моей книге "Геворк Вартанян", готовящейся к выходу в молодогвардейской серии "ЖЗЛ", есть и глава о начальнике легендарного разведчика-нелегала, Героя Советского Союза, недавно ушедшего от нас Геворка Андреевича Вартаняна. Судя по всему, имя начальника так и не будет рассекречено, в истории нелегальной разведки он останется как полковник К. Другого нелегала, которому вернувшийся домой Вартанян передавал свой богатейший опыт, будем условно называть полковником А.
О них и о супругах Вартанянах рассказывает генерал-майор Юрий Иванович Дроздов, возглавлявший с 1979 по 1991 год нелегальную разведку. Это - фигура легендарная. Разговоришься иногда с его коллегами, и при воспоминании о начальстве услышишь сдержанное: да, был такой. К генерал-майору Дроздову это не относится. Вот кто почитаем буквально всеми. И нелегалами - особенно. "Это было при Дроздове... Так придумал Юрий Иванович... И тогда я пошел к начальнику Управления "С"...".

Основная работа Дроздова связана с нелегальной разведкой. Вартаняны уехали "туда" задолго до его прихода в управление. И Юрий Иванович с восхищением рассказывает, что на их подготовку ушло не 6-7 лет, как это обычно бывает у других нелегалов, а лишь несколько месяцев. Опыт работы в Иране, когда они предотвратили покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции 1943-го, дал многое.

- Я познакомился с их делом, принимал начальника отдела полковника К., под руководством которого Вартаняны работали. После того как Геворку Андреевичу присвоили в 1984-м звание Героя, мне стоило большого труда уговорить нашего руководителя разрешить ему и супруге продолжить работу в особых условиях. Обычно получивших звание Героев за кордоном старались не использовать. Сознательно берегли, потому что понимали все превратности жизни нелегала. К тому времени Вартаняны находились в одной стране, где вели большую работу. Подготовили там очередное вербовочное мероприятие по приобретению агентуры. И мы сказали: завершаешь эту операцию, сворачиваешь потихоньку все дело и возвращайся домой. Хватит. Уже сколько лет в таком напряжении. И можете на активной нелегальной работе поставить точку, чтобы передать весь опыт своим товарищам. Тогда, во время их отпуска, мы встретились - Вартанян, Гоар, я и начальник их отдела, который, жаль, рано ушел из жизни.

- А фамилия начальника?

- Фамилия его К. - он не рассекречен и вряд ли его имя когда-нибудь станет известно, открыто мы его никогда не называли. Однако о некоторых мероприятиях, в которых он принимал участие, расскажу. В этих материалах К. будет проходить как полковник. Вот кто понимал Вартанянов.

- И что - о нем ничего?

- К. сам испытал то, что пришлось преодолеть Вартанянам. Он был и документирован соответствующим образом. Однажды потребовалось немыслимое. Слепая женщина из чужого и далекого высокогорного селения признала его своим сыном. Теперь у него была настоящая мать с Арабского Востока.

- Но, судя по фамилии, полковник К. был русским - или наполовину русским?

- Нет, не был он русским. Осетин. Жаль, что таких теперь нет. Когда у К. возникли трудности с проверкой некоторых моментов его легенды, он вступил в переписку со своими легендированными родственниками. Тут учитывался промежуток времени, который был заложен в его истории: больше полутора десятков лет К. не приезжал домой. Выяснили, что мать его ослепла. К. убеждал: не будет большого риска, если он встретится с родственниками, чтобы подкрепить свою легенду.

Но руководители Комитета и внешней разведки считали такой шаг слишком смелым. Здесь грани риска если не превосходили все допустимые границы, то были где-то с ними рядом. Операция выглядела исключительно опасной для нелегала. И все-таки после длительных размышлений, всевозможных взвешиваний и колебаний К. получил добро....

Ссылка
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!