Цитата: rat1111 от 05.11.2013 18:16:07
ИМХО
Изначально система управления экономикой постНЭПовского СССР создавалась в начале 30х годов исходя из двух вводных:
- мобилизационный характер экономики
- весьма небольшой размер этой самой экономики
Насчет небольшого все познается в сравнении. Особенно на фоне ВД-1 в кап мире выглядело это не плохо, порой впечатляюще.
Цитата: rat1111 от 05.11.2013 18:16:07
Адекватно этой системе - строилась и система политического управления - с "руководящей и направляющей"
И, в общем, в этих условиях они функционировали превосходно:
- индустриализацию провели
- войну выиграли
- страну восстановили
- даже в космос полетели на инерции системы первыми
Да я писал уже это была модель форсированной индустриализации и урбанизации и задачи выполнила к началу 1960-х.
Цитата: rat1111 от 05.11.2013 18:16:07
Однако уже при Хрущеве стало понятно, что так долго продолжаться не может - лошадь можно и загнать, и начали поворачивать экономику с "мобилизационной модели" на "удовлетворение потребностей трудящихся". И вот тут сложность и размер экономики резко пошли вверх. В результате - система управления просто перестала соответствовать масштабу.
Конечно сложность возросла несомненно, но вместо стимулирования и развития низовой кооперации и горизонтальных связей была провальная реформа ( совнархозы ) децентрализации по территориальному признаку ( кстати китайцы до сих пор по такому принципу работают у них территориальные-провинциальные плановые органы достаточно самостоятельны ), которая в результате завершилась еще большей централизацией ( межотраслевой баланс и планирование велось по все большему числу показателей и номенклатурных групп ), попытка децентрализации на хозрасчетных принципах то же не получилась, т.е. хозяйственные единицы не получили должной самостоятельности для ведения как щас бы сказали самостоятельной бизнес политики.
Цитата: rat1111 от 05.11.2013 18:16:07
Косыгинская реформа - это была попытка создать систему управления, которая бы смогла успешно функционировать в новых вводных:
- модель "удовлетворения потребностей трудящихся"
- значительный размер
Основная идея реформы см. выше.
То что децентрализация с созданием более автономных хозяйственных единиц развила бы горизонтальные связи и породила то что можно назвать рыночной средой несомненно, так что ортодоксы имели на руках козыри ведь "по теории" товарно-денежные отношения должны были отмирать по мере приближения к коммунистической линии горизонта.
А тут какое-то безобразие.
Вообще это один из классических примеров из жизни СССР, как прагматики оказывались в вынужденном плену идеологических по сути догм и пробить эту стену не могли.
Понятное дело что при развитии горизонтальной кооперации и хозяйственной автономии можно было освободить верхний уровень от хозяйственного оперативного по сути управления оставив приоритетное индикативное, а не директивное планирование, но ведь партЕйные привыкли управлять ( править/властвовать ) на уровне каждой парикмахерской, а тут такое то же фактор.
Цитата: rat1111 от 05.11.2013 18:16:07
Однако, вылезла проблема - резко выросла нагрузка на политическую систему - систему государственного управления и с нагрузкой перестала справляться уже она. Была необходима срочная реформа органов госуправления, включая передачу власти от партии - советам. А вот на это Политбюро пойти не захотело и свернуло все реформы.
См. выше хозяйственная власть стала уплывать из рук партЕцев, а в условиях все еще достаточно низкого уровня жизни это не только сама власть, но и материальные "рычаги".
Т.е. фактически причем в полном соответствии с теорией, кстати, нужно было оставить за партией идеологические функции - ну и кому они были тогда нужны уже многомиллионным кагалом? Приятнее командовать каждой затычкой в каждой бочке к крану распред благ поближе.
Цитата: rat1111 от 05.11.2013 18:16:07
Точка невозврата была пройдена и дальнейшее было предопределено.
Занавес.