Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
19,507,416 48,665
 

  Темур_ ( Слушатель )
10 ноя 2013 19:57:29

Тред №637560

новая дискуссия Дискуссия  200

Слово «уся» (кит. 武俠) состоит из двух иероглифов. Первый иероглиф, «У» (武) используется для обозначения вещей, имеющих отношение к боевым искусствам, войне, воинскому. Второй иероглиф, «Ся» (俠), обозначает героя жанра уся, и является своего рода синонимом китайского аналога западного рыцарства.

Определить слово «Ся», как качества действующего героя жанра, сложнее. Это и герой, и фехтовальщик, авантюрист, солдат удачи, воин или рыцарь (странствующий). Словом «Ся» обозначаются все эти роли, в которых может выступать герой.

Наиболее часто словом «Ся» определяется рыцарь, странствующий рыцарь. Основной характеристикой героя, как рыцаря, является его воинское мастерство. Однако, «ся» редко выступают в качестве воинов, состоящих на службе. Они преуспевают именно в личном воинском искусстве, и больше похожи на образ средневекового дуэлянта, нежели средневекового рыцаря. Кроме того, в отличие от европейского рыцаря, который был исключительно членом аристократического класса, Ся вовсе не обязательно должен был быть знатного происхождения. Ся часто выступают просто в роли бродяг, ищущих приключений, но их ведущей мотивацией вовсе не обязательно является жажда наживы и эгоизм. Выступая в роли наемных мечей, они разрешали возникающие конфликты с помощью применения силы, но в основе их поступков лежит личное понимание справедливости и чести. И в роли своего рода сил добра превозносит их Сыма Цянь. В более поздние времена историки разделили Ся и просто бандитов, применяющих силу без зазрения совести, исключительно ради личной выгоды. Хотя, многие не видели особой разницы между Ся и их менее принципиальными братьями по ремеслу. Так Хань Фэйцзы, называл Ся среди пяти врагов общества, за деятельность, подрывающую его устои, а Сюнь Юэ обвинял Ся в отрицании конфуцианских ценностей.

Традиционный герой литературы Уся – нон-комформист, борющийся за справедливость. Он благородно прощает ошибки других людей, его слово нерушимо, и его честь важнее, чем сама жизнь. Кроме того, он является мастером боевых искусств, который не стесняется использовать свои воинские навыки в защите своих убеждений. Этот тип ся – идеализированный, героический образ Ся, встречающийся в современной художественной литературе и кинематографе этого жанра. В старых литературных произведениях можно встретить менее романтизированное описание Ся. Там на первом плане он выступает больше как фехтовальщик, нежели как альтруист. Его поступки далеко не всегда объясняются благотворительной мотивацией, и носят иногда достаточно сомнительный характер с моральной точки зрения. В фильме «Однажды в Китае» представлены фехтовальщики самых различных образов и, в независимости от своей мотивации и личных качеств, все они относятся к категории Ся.

Система ценностей Ся

«Его самые большие сокровища, — дружба, долг, обещания, доброта, месть, честь и праведность. Он ценит их больше, чем свою собственную жизнь».

Лян Цичао

Китайскому странствующему рыцарю приписывается обладание восьмью достоинствами: альтруизм, справедливость, индивидуализм, преданность, мужество, правдивость, пренебрежение к богатству и желание славы. За исключением индивидуализма, это качества, присущие конфуцианскому цзюньцзы (благородный муж). Цзюньцзы воплощает в себе черты конфуцианского джентльмена. Среди присущих ему качеств числятся и жэнь (человеколюбие), чжун (лояльность), юн (храбрость) и и (праведность). Пренебрежение к богатству берет истоки у презрения северных китайцев к купцам, и проявляется как великодушие или безразличие к денежной прибыли. Таким образом, мы видим, что во многом, система ценностей Ся является производной от традиционных китайских нравов. Хотя установки образа жизни цзюньцзы и считались идеальными, немногие люди могли им полностью соответствовать. Лучшие из Ся стремились следовать этому идеалу, но большинство – было подвержено обычным человеческим слабостям. Таким образом, далеко не все из представителей сословия Ся исповедовали в жизни альтруистические идеалы, и многие были подвержены корыстным побуждениям. Их чувство справедливости порой оказывалось слишком субъективным, становясь на самом деле банальной жаждой мести. Чувство справедливости (и альтруизм) может рассматриваться как часть их кодекса чести, воплощающего в себе некоторые элементы ли (рыцарство, этикет). Благородные Ся олицетворяли собой рыцарство, но даже менее положительные Ся играли свою роль, раздвигая границы рыцарства для тех, кто считал для себя близким понятие чести. Как отмечалось выше, лояльность была одной из добродетелей Ся, но на практике, она часто подменялась принципом взаимности. Ся не ощущали порой никаких внутренних обязательств относительно своего покровителя, и не считали нужным отдавать себя службе ему целиком и без остатка. Это не была слепая лояльность, провозглашенная позже конфуцианством. Мужество Ся, как воинов, заключалось в том, что их верность господину, не всегда подразумевала в себе искреннюю преданность. Это больше было связано с поддержанием репутации воина, как того, чье слово священно; отсюда следовала и их частая несговорчивость. Даже желание славы не было поголовно распространено среди всех Ся. Некоторые из них считали, что такое стремление противоречит духу удэ (воинская добродетель), который рекомендовал смирение и терпение.

То, что отделяло на самом деле Ся от общества, — их крайний индивидуализм и готовность использовать силу для достижения своих целей. Таким образом, ся считались своего рода представителями контркультуры. Индивидуализм Ся проявлял себя как нон-комформизм и неприятие определенных традиционных условностей. Ся подвергались критики и за то, что ставили личную преданность выше преданности семье. Часто клятва, данная стороннему человеку, считалась более важной, чем обязательства к членам семьи. Это было серьезным нарушением принципов конфуцианской морали. Еще большее возмущение вызывало часто неуважительное отношение к действующей власти. Так зачастую к тем, кто являлся их начальниками и стоял выше по социальной лестнице Ся относились с презрением, и наоборот, — проявляли большую любезность к тем, кто был ниже их по положению. Многими объяснялось такое поведение, как своего рода бунтарство, хотя скорее это было повышенное стремление к справедливости и равноправию.


Сыма Цянь

Династия Чжоу, длившаяся примерно с 1027 г. до н.э. — 221 г. до н.э., была самой долгой династией, правящей в Китае, и ознаменовала собой так же завершение золотого века античности. Чжоу поддерживала в стране полуфеодальную политическую систему, при которой, в управление завоеванными территориями ставились родственники правящей династии, а так же приближенные к ней, и верные политические союзники. Управители этих земель пользовались на своей территории практически неограниченной властью с минимум централизованного государственного контроля. Взамен, этот новый класс дворянства Чжоу обязался предоставлять королевскому двору сбор налогов и мужчин для армии, когда это было необходимо.

В течении этого периода, искусство войны было подобно ритуалу (ши), а для низшего дворянского сословия существовали строгие нормы поведения (ли). В 771 г. до н.э., столица Чжоу была разграблена варварами-кочевниками, и королевский двор утвердился в Лояне. С этого момента начинается период, известный как династия Восточная Чжоу. В следующем веке, сила королевской власти Чжоу начала снижаться, и в итоге – король стал достаточно формальной фигурой, а его князья соперничали за господство в стране. Пытаясь сохранить порядок, король Чжоу назначил могущественного герцога па (лордом-протектором). Первая половина Восточной Чжоу, известная как период Весны и Осени (Чунь Цю), стала временем взлета философской мысли. Именно в это время, искусство ши, разделились на у-ши (военное искусство) и вэнь-ши (гражданское искусство). Это время было периодом смуты: министры и князья узурпировали власть и более крупные княжества старались проглотить более слабых соседей. В таких условиях, в обществе на первый план выходила безусловная лояльность, которая могла помочь в сохранении и расширении государства. Вторая половина Восточной Чжоу стала известна, как период Воюющих государств (Чжань Го). Конкуренция между государствами Чжоу стала еще более кровопролитной и беспощадной. Конфликты, которые раньше могли быть разрешены путем рыцарского поединка, переросли в сражения между огромными армиями, набранными из крестьян-призывников. Война становилась все более жестокой, а старый кодекс чести оказался втоптан в пыль Северной китайской равнины. С падением царств возникло большое количество бродячих воинов, готовых предложить свои услуги и меч тому, кто заплатит наибольшую цену.

Этих людей называли ю-ся или бродячие рыцари, и они находились под патронажем феодальных князей, кэ (мечников). Среди этих лордов были такие, кто старался поддерживать правосудие и порядок в эту эпоху хаоса и потрясений. В это время, наиболее прославились из них Яньлин, Мэнчан, Пинюань и Синьлин, о которых говорит Сыма Цянь, как о добродетельных мужах, собравших многих под свои знамена. Основываясь на трудах Сыма Цяня, историк Цянь Му предположил, что эти лорды принадлежали к сословию Ся, и только позднее этот термин распространился и на простых мечников, которые состояли у них на службе. Однако, установить это точно уже не представляется возможным, так как записи о Ся до династии Цинь не сохранились.

После объединения Китая при династии Цинь, Ся подверглиь гонениям со стороны центрального правительства, принявшего за ведущую идеологию законы, изложенные в «Хань-Фэй-цзы». Подверглись порицанию как конфуцианство, так и Ся, названные среди «пяти паразитов общества». Ся временно оказались загнаны в подполье. Но после смерти первого императора Цинь, империя снова пошатнулась и Ся еще раз сыграли решающую роль в объединении Китая. Развернулась борьба за обладание Мандатом Неба, в которую вступили простолюдин Лю Бан и аристократ Сян Юй. В конечном счете, императором стал Лю Бан, а его генералы и сторонники получили земли и титулы. Такой поворот событий привел многих Ся на различные чиновничьи посты и казалось, что ознаменовало начало периода их правления и расцвета. Однако, Лю Бан был сторонником централизованной власти и определенной формы конфуцианства, находящейся под сильным влиянием легистов, как государственной идеологии. Основной задачей конфуцианства является установление социальной гармонии. Ся были разрушительной силой в обществе и рассматривались как вызов ему. И в более поздние годы династии Хань, относительно Ся стали предприниматься очень жесткие меры.

Возможность оставаться в высших слоях общества оказалась для Ся закрыта, и они начали мигрировать вниз по социальной лестнице, часто становясь лидерами в местных общинах. При таких обстоятельствах, состав и характер Ся постепенно начали меняться. Новых Ся объединяла общность происхождения. Многие из них были необразованными, и, даже порой не могли похвастаться высоким мастерством обращения с оружием, так как среди них уже не было профессиональных воинов, как в предыдущих эпохах. Часто это были бедные бродяги, которые стремились снискать покровительства богатых и уважаемых семей. Местные землевладельцы и феодалы стремились обзаводиться такими частными армиями, и использовали своих Ся для контроля власти на своей территории и зачастую противостояли центральному правительству. Некоторые Ся еще жили идеалами рыцарства, но становились правилом и просто местные бандиты, хаоцян ся, использующие свою физическую силу для притеснения беззащитных и в угоду капризам своего властелина. Эти хаоцян ся стали орудием в руках местных дворянских семей. Они притесняли крестьян, запугивали местные органы власти, и принимали участие в вендетте между местными аристократическими кланами.

Имена большинства Ся периода поздней Хань канули во тьму. Об их поступках мало что известно, за исключением тех, кто перешел в мир литературы. В конце династии Хань, такие Ся, как Лю Бэй, Чжан Фэй, и Гуань Юй сплотились, чтобы сохранить империю (по крайней мере, временно), а позже стали влиятельными личностями периода Трех Царств. В ходе бурной эпохи, последовавшей за падением династии Суй, появился новый вид ся… шаолиньские монахи. Бандиты и полевые командиры разоряли деревни и монахи вышли на передний план, как защитники стабильности и справедливости. Чжицао, Хуэйян, Цзюэян и Таньцзун входили в число тринадцати монахов Ли Шиминя (который впоследствии стал императором), захвативших полководца Вана Шичуна. Во времена династии Сун, рождается новый вид Ся, профессиональных воинов, противостоящих набегам варваров с севера. Генералы Юэ Фэй и Шэ Сыахуа, матриарх женщин-воинов семьи Ян, сражались против захватчиков Ляо. Шаолиньские монахи Юэ Кун и Да Цзаохуа боролись с японскими пиратами, терзающими побережья Восточного Китая. Цинь Лянгуй и ее Белые Копья подняли Сычуань против маньчжурских захватчиков, спустя четырнадцать лет после установления династии Мин. При династии Мин установившаяся идеология, как и в конце династии Цинь, снова загнала Ся в подполье. Ся этой эпохи – специально обученные шаолиньские монахи, сражавшиеся против маньчжурской тирании и оказавшиеся вне закона. Среди самых известных боевых монахов того периода – Пять Патриархов Шаолиня и Чжи Шань. Пять Патриархов и их ученики укрепили связь между Ся и тайными циньскими обществами. Ся возглавляли ополчения деревень, поднимавшихся против угнетающих помещиков и их частных армий (минь туань), против грабежа сборщиков налогов и бандитов. Антиправительственные настроения этих Ся привели к вооруженной борьбе, а так же к возникновению более интегрированных в общество видов Ся: пиао кэ или бяо ши (охранники караванов). Эти Ся так же становились охранниками и телохранителями чиновников Цинь. В некотором роде это было противоречие их идеологии нон-комформизма, но бяо ши воплощали идеалы верности, мужества и неподкупности.

Цзянху

Заманчивое снаружи; удивительное внутри

Слово Цзянху появилось во времена династии Мин, и использовалось для обозначения мира ю-ся. Первоначально, его применяли для обозначения мест, где жили отшельники, но потом оно стало использоваться и для обозначения подземного мира, мира бродяг и, иногда, мира боевых искусств. Буквальный перевод названия фильма «Однажды в Китае», — «Реки и озера». Когда говорят о «мире рек и озер», подразумевают мир тайных обществ и разбойников. Вымышленный мир рек и озер включает в себя и Улинь, он населен странниками, без определенного места жительства. Среди его обитателей – Ся, аристократы, оставшиеся без дома, авантюристов, монахов, священников, мятежников, членов различных сект, безработных крестьян и рабочих, странствующих торговцев, нищих, солдат, оставшихся без службы, бандитов, контрабандистов и других изгоев общества. Эти люди находили среди рек и озер свой дом, помощь и защиту, в которых им отказало общество.

Лулинь

Те, кто лишает других людей их имущества, — бандиты или грабители. Собираясь в шайки, они не задумываюсь используют силу, убивают и грабят средь бела дня, открыто нарушая закон. Есть те, кто собирается группами по три-пять человек и занимаются своим промыслом по ночам, прибегая к насилию, только когда их жизни угрожает опасность.

Хэ Сия

Лулинь – это мир вне закона. Его представители – это «храбрецы подземного мира» в «Речных Заводях» и «зеленые братья» в романах о судье Ди. Мир Лулинь включает в себя бандитов, разбойников, пиратов и другой преступный элемент. Изначально, разбойники и пираты действовали в небольших группах. Чтобы упрочить свои позиции они начали набирать в свои ряды крестьян, лишившихся земли, гребцов и других представителей мира рек и озер. Когда их численность возросла, возникла необходимость в установлении иерархии и определенных правил для поддержания порядка. В значительной степени они заимствовали их у тайных обществ того времени. Зеленые Братья приносили клятвы на крови, поддерживали систему своих собственных законов и правил поведения, применяли секретные коды, знаки и язык жестов.

Во времена стабильности разбойники собирали свою добычу с честных крестьян. Города и деревни страдали от их влияния и вынуждены были платить им дань за «крышу». Такие деревни, находились «под защитой» и оберегались от набегов других разбойничьих шаек. Иногда, покровители такой деревни призывались для совершения кровной мести в отношении другой деревни, и, если та в свою очередь находилась под защитой другой банды, — это приводило к эскалации вооруженного конфликта, остановить который удавалось только с помощью правительственных войск. По иронии судьбы, государственные структуры (армия, милиция), призванные бороться с Лулинем, часто набирали бойцов именно из его среды.

Следствием этого часто становилось то, что организовывались союзы сел (лянь чжуан хуэй) под руководством самих крестьян, чтобы противостоять разбойникам и наиболее вопиющим бесчинствам местной элиты. Такие объединения часто симпатизировали борцам с правящей династией и в их ряды проникали члены тайных обществ. Государственные чиновники называли такие группы «фиктивной милицией» или «разбойничьей милицией» за то, что те препятствовали сбору податей, легко подпадали под влияние тайных обществ и порой быстро перерождались в обычные разбойничьи шайки. Даже обычные разбойники быстро становились полноценными повстанцами во времена потрясений и народных восстаний против правящих землевладельцев. Эта черта была общей для всех разбойничьих групп, как и их связь с деятельностью тайных обществ. В жанре Уся, таких благородных разбойников, защищающих слабых и выступающих против местных деспотов, называли дао-ся. В мире рек и озер, к элите улиня, известной как гао шоу (лит. «высокие руки») или хуан-баофу («желтые штаны»), относились с величайшим уважением и почтением.   Улыбающийся

Секты и Тайные Общества

Среди рек и озер человек сам себе уже не принадлежит.

В отличии от сельских разбойников Лулинь или странствующих рыцарей Улиня, члены тайных обществ принадлежали к городской общине. Во времена стихийных бедствий или невзгод, члены общества оказывали друг другу материальную помощь и предоставляли убежище. Так же они могли предоставлять своим членам физическую защиту их жизни и собственности. По сути своей, тайные общества становились заменой социального общества для отверженных, нуждающихся крестьян, демобилизованных солдат и других изгоев рек и озер. Они предлагали таким людям безопасность и возможность вновь почувствовать себя членами семьи.

Для поддержания порядка в столь разношерстной компании, в тайных обществах были разработаны свои кодексы поведения. Практиковалась жесткая дисциплина, а что бы стать членом общества нужно было пройти вступительные испытания и обряд посвящения. Члены общества Хун должны были следовать 72 правилам поведения, соблюдать 36 клятв и 21 таинство, а так же знать 10 запретов и 10 наказаний за провинности. Эти ограничения были призваны помочь сохранять контроль над членами общества, а так же имели тот дополнительный эффект, что член общества со спокойной совестью совершал любое деяние, если оно было разрешено правилами, действующими в его обществе. Однако, те, кто нарушал законы тайного общества, наказывались с драконовской суровостью.

Все тайные общества можно разделить на две основные категории: религиозного направления и откровенно политического характера. В Северном Китае было большое количество разнообразных тайных обществ, большинство из которых были ответвлениями общества Белого Лотоса. В Южном Китае, особенно во времена правления династии Цин, преобладали тайные общества политического характера. Однако, несмотря на все их различия и истоки, между двумя этими типами тайных обществ было очень много общего. И организация и цели как религиозных, так и политических тайных обществ были очень схожи, как и многие правила и ритуалы. Многие тайные общества организовывались именно под прикрытием религии, чтобы избежать преследования властей, а их члены маскировались под монахов. После того, как шаолиньские монахи помогли Тану Тайчжуну в 622 г. н. э., им было предоставлено право выдавать документы, удостоверяющие личность, — что тоже способствовало тому, что монастыри становились убежищем для политических диссидентов. Естественно, что религиозные секты, когда их влияние становилось слишком обширным, так же подвергались преследованиям. Так и секты, имеющие анти-династическую направленность, для собственной безопасности были вынуждены уходить в подполье.

Религиозные элементы и китайский утопический идеал оказали большое влияние на тайные общества. Со времен династии Тан, девизом тайного общества были слова «Мир и равенство». Тайные общества говорили, что должно быть равенство между простыми людьми и аристократами, элитой. Кроме того, тайные общества также брали в свои ряды и женщин. В отличии от положения женщин в ортодоксальной традиции, в тайных обществах, где провозглашалось равенство полов, многие женщины смогли добиться высокого положения. Для защиты своих интересов, тайные общества привлекали и мастеров боевых искусств. Они организовывали силы местной самообороны, которые противостояли тяжелым налогам со стороны коррумпированных чиновников и землевладельцев и зачастую давали толчок социальным и нравственным реформам.

Руководителями тайных обществ становились представители люмпен-интеллигенции, ученые, провалившие кандидатский экзамен на должность, не хотящие или не могущие найти работу, бывшие офицеры, бывшие клерки, монахи, священники и другие образованные представители рек и озер. С социальной точки зрения, тайные общества являлись представителями клановой традиции. Они так же стремились воздействовать на местные органы власти, запугивая слабых чиновников и подкупая коррумпированных. Если же власть действующего правительства была сильна, их деятельность сворачивалась до мелких нарушений закона, контрабанды и сопротивлению сборщикам налогов. Борьба с тайными обществами, номинально возлагалась на представителей местного дворянства. Но фактически, обучение и командование войсками было возложено на младших офицеров, которые сами зачастую были членами этих обществ. Дальнейшее проникновение тайных обществ в вооруженные силы порой приводило к трансформации местной милиции в разбойничьи шайки или в повстанческие группы. Во времена беспорядков, иностранных вторжений и слабого правительства, тайные общества часто становились зачинателями крестьянских восстаний, и, находясь в союзе с профессиональными разбойничьими группировками, оспаривали власть имперского правительства. Тайные общества были напрямую вовлечены в крестьянские восстания на протяжении всей истории Китая.

Ся, Цзянху и общество

Десять лет делают ученого, но не ветерана рек и озер.

Среди членов правящей элиты Ся считались аутсайдерами, так как нарушали правила традиционного общества, используя силу для разрешения конфликта. Незаконное применение силы встречалось китайским обществом с большим неодобрением. Их бродячий образ жизни рассматривался как отказ от семьи. В обществе, где образование считалось гораздо важнее физических способностей, Ся рассматривались как анахронизм и представители китайской контркультуры. Разделение между У-Ши и Вэнь-Ши стало особенно сильным в период династии Хань. Но эти различия были не столь радикальными, и литература гун-ань показывает, что эти две культуры могут сочетаться и сосуществовать. Для Ся был закрыт путь на высшие ступени иерархической лестницы общества, и правящая элита относилась к ним с пренебрежением. Но в глазах простых людей, Ся пользовались большим уважением. Они представали мифическими личностями, боровшимися против угнетения помещиков и коррумпированных чиновников. Однако, несмотря на эти различия, система ценностей Ся имеет корни в конфуцианской этике. Это не удивительно, учитывая тот факт, что традиция Ся берет свои истоки от Ся династии Чжоу, которые практически полностью отталкивались от конфуцианской традиции. Ся-герой – это конфуцианский цзюньцзы, пестующий боевой дух Ши, а не дух науки жу. Таким образом, Ся не является антагонистами традиции, а скорее дополняют ее, как инь дополняет ян. Эта двойственность отражается в соединении Ся и ученых. Ся уважаются во времена хаоса, в то время как ученые – во времена стабильности. Молодой ученый постоянно взрослеет, используя свой ум, обретает мудрость; молодой Ся так же проходит свой путь, обретая мудрость, постепенно приходя к неиспользованию силы. Такие истории, описывающие связь ученого и воина, были очень популярны и описаны в гунгань, историях времен династии Цин. Эти истории описывали союз между героями и правильными чиновниками, благодаря которому устранялись невзгоды простых людей. Несомненно, эти истории основываются на взаимоотношениях Ся и должностных лиц времен династий Тан и Сун.

http://wenwu.ru/?page_id=644
Отредактировано: Temur - 10 ноя 2013 21:39:39
  • +1.12 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Ale_Khab ( Слушатель )
11 ноя 2013 03:33:21

Этот пост и фотографии в предыдущем навеяли...

Платон Лукашевич "Корнеслов еврейского языка"
http://www.google.co…6854,d.aGc
Те, кто начнёт читать, наберитесь терпения и дойдите до итогов.
  • +0.05 / 2
  • АУ