На самом деле, на сегодняшний день часть направлений в науке уже насыщена средствами, за счёт государства и за счет своих изысканий. Однако, как ни парадоксально, это зачастую не означает, что на данном направлении будет идти развитие. Сегодня существует серьезная проблема эффективного использования средств, прежде всего средств государственных программ и фондов. Я тут попытаюсь развить несколько тезисов касательно состояния «Российской академии наук».
1. Российская наука, как ни плачевно, частично превратилась в «кормушку». Это означает, что выделяемые средства отчасти идут не по своему назначению, расходуются впустую и/или традиционно разворовываются. Некоторые сотрудники НИИ (причем с вполне приличными регалиями), якобы занимающиеся научной деятельностью, на самом деле работают над сомнительными проектами. Формируется некое направление исследований, под него выбиваются проекты. Причем само направление с фундаментальной точки зрения может быть и вполне перспективным и интересным, однако не стоит задач по его интенсивному развитию. Т.е. на пальцах всё выглядит так: мы знаем, что это херня, все знают, что это херня, реального пресса со стороны остальных ученых/сотрудников НИИ мы не имеем в силу каких-то причин, значит можно спокойно кормиться, печатать никому не нужные статьи да еще и расти в статусе.
2. Научный туризм – очень интересное явление в сфере науки. Это не относится к растрате средств как таковой, однако накладывает всё же свой отпечаток. Речь идет о намеренном заигрывании с зарубежными коллегами в плане ведения совместных исследований. Даже не смотря на то что рядом под боком могут находиться более высококлассные специалисты/разработки/учреждения. Стоит задача участия в совместных проектах с целью съездить в загранку, получить статус, средства, организовать визиты к себе. А фактически, такие действия подкашивают местные субъекты в плане утилитарности их разработок и направлений исследований.
3. Собственно про насыщение и рыночные отношения в научной сфере. Некоторые направления сегодня оказались под угрозой деградации или стагнации. Это касается в первую очередь межотраслевых направлений. Насыщенность привела к тому, что некоторые субъекты отказываются от проектов из-за их низкого выхода. Простой пример: А приходит к Б с задачей разработки продукта для научного потребителя (нии, вузы, предприятия), обычно это не массовое производство характеризующиеся объёмами 10-20 ед/год. Субъект Б отказывается от такого проекта в силу его незначимости для себя в финансовом плане. В связи с этим, как мне видится, очень серьезный удар получает метрология, ее развитие вообще под жестким вопросом.
П.С. По пункту 1 и ПРНД: У нас был случай когда в институте "коллега" наклепал каких-то книжонок для периферийных вузов, так что ПРНД у него был под 250 когда второй максимальный результат был 70. Директор был вынужден вручную зарезать показатель
, чтоб сотрудник не офигевал.