Цитата: AndreyK-AV от 21.11.2013 12:33:11
На мой взгляд движение в верном направлении.
Только вот не стоит превращать капитализм в этакое пугало, всё же кмк капитализм и социализм, это две стороны человеческой натуры, борьба которых во многом лежит в основе современного развития общества.
.
Ну собственно его никто в пугало и не превращал. Капитализм или модерн, великая историческая эпоха, которая поставила и решила многие задачи стоящие перед человечеством. Взамен на своём излёте она поставила ещё более масштабные вопросы и проблемы. Которые если смотреть изнутри мировозрения модерна нерешаемы. Вопрос в том, каким путём решать накопившиеся противоречия. Фашизм, социал-дарвинизм, гностицизм предлагает решение в виде извлечения из модерна гуманизма. Выкинуть гуманизм на свалку и проблемы решатся. Ну вы понимаете как. Но есть другие пути, при чём их очень много. Просто мы сами себя запираем в неких рамках, наивно полагая, что капитализм и социализм две стороны человеческой натуры. Конечно же нет. Капитализм приходящ, это вам он кажется чем-то всеобъемлющим.
Дело в том, что в истории «новый человек» появлялся регулярно со сменной эпохи, со сменой того, что в марксизме называется социально-экономическими формациями. Специалистам в области античности или средневековья сейчас очевидно без всяких сомнений, что человек античный кардинально отличался от человека, например, христианского средневековья. А потом является новое время и человек опять становится другой.
Все иное! Представление о мире, о себе в этом мире, о сущем и должном, о том, к чему, почему и как человек должен стремиться и наоборот, чего бояться. Это отличие трудно понимаемо гражданами, знающими историю популярно, т.е. освоившими мифологию Древней Греции по книжке Николая Куна, а средневековье – по роману Айвенго, однако любой грамотный в истории человек вам скажет, что крестьяне Иль-де-Франс XI века и эллины V века до н.э. отличались не просто языком и навыками. На самом деле они друг другу сущие инопланетяне! И ровно такие же инопланетяне по отношению к ним, - обыватели европейского городка XVIII века. В этом смысле культурные различия представителей разных цивилизаций одной эпохи, как правило, куда менее разительны, чем отличия людей разных эпох, разных формаций.
Поэтому создание нового человека в марксизме, уж коли коммунисты намеривались сменить формацию, не блажь и не утопия, а дело обязательное и естественное. Ибо можно поставить знак равенства между понятиями «новая социально-экономическая формация» и «новый человек».
И получилось у нас создать новую формацию, открыть новую эпоху настолько, насколько мы смогли в СССР создать нового человека. А то, что в определенной степени создать его получилось, сомнений нет, ибо, откуда иначе брызги из либеральных ртов по отношению к совкам, к народу, во многих своих элементах продолжающему оставаться советским. И ненависть эта не удивительна. Дело в том, что когда в истории встречаются люди разных эпох, общение их сопровождается обязательным взаимным отторжением на самых глубинных уровнях. Они же совсем чужие друг другу! Так люди новой эпохи, христиане, встретились в римском мире с людьми античности, и их просто тошнило друг от друга. Люди Нового времени столкнулись с людьми средневековья в длинном XVI веке и организовали такую взаимную бойню, что ад вздрогнул. Между людьми разных эпох невозможна никакая плодотворная дискуссия, ибо для дискуссии нет почвы. Они просто не понимают, как можно думать, говорить и вести себя так, как думают, говорят и ведут себя оппоненты, и быстро лишаются в глазах друг друга полноценного человеческого статуса.
Ровно так же у меня лично в голове не укладывается, когда я беседую с «либералом», т.е. с человеком уходящей, прошлой эпохи. Какие бросающиеся мне в глаза нелепости он говорит, как не замечает совершенно очевидных вещей, как будто он и не человек вовсе, а какая-то живая шарманка. Но как историк и социолог я понимаю, что ровно таким же образом он воспринимает и меня, и в его глазах я не человек, а какой-то alien. Но я не призываю к толерантности, ибо знаю, люди будущей эпохи столкнулись с людьми уходящего мира, и, несмотря на временные поражения и отступления эпоха сменится, и люди уходящего мира уйдут вместе со своим миром. Так всегда было и будет, и всегда в предчувствии конца отступающая эпох зверствует и гордится временными победами, травит ранних христиан в цирках и блаженствует на утро ночи Святого Варфоломея. Но историю не остановить! Наверно вы хотели сказать не капитализм, социализм, а например эгоизм, альтруизм. Но эти сущности в других общественных формациях никуда не денутся. Эгоисты будут так же сражаться за статусы. Просто статус не будет завязан с капиталлом. Выражаться будет непосредственно «великий академик», «знаменитый исследователь», «видный стахановец» и т. д. При этом борьба за статусы не будет менее напряжённой и драматичной, чем сейчас. Посмотрите на закулисные интриги в актёрской среде, или грызню в учёной.
Цитата: AndreyK-AV от 21.11.2013 12:33:11
Я не имею ввиду виртуально-финансовый капитал, это "абсолютное зло" убивающее и саму природу человека и смысл его существования.
.
Ну что вы право. Это же так наивно, полагать, что весь корень зла в том, что капитал виртуализирован. Это просто технологии, они шагнули вперёд, и капиталл получил новый рычаг новый эфективный инструмент. Предлагаете перейти на золотовалютное обеспечение? Это утопия. Да и какая собственно разница в бумажках капиталл, в электронах по сетям или в товарном выражении. У Маркса капиталл вообще предельно широкое определение. Это не просто финансы а вся совокупность товарно овеществлённого и всего того, чем можно торговать. В пределе капиталом должно стать всё, ваша пятая точка, кожа вашего внука, вообще всё. Капиталл есть весь абстратный труд. Единственно, что нельзя окапиталить всеобщий труд (творчество), потому что его нельзя оценить. Поэтому он только воруется. Воруется у всего совокупного общества, которому он по праву принадлежит. Ведь творец не творит сам по себе, он всего лишь транслятор некоего сигнала исходящего из народной толщи.