Цитата: Vlad-66 от 25.11.2013 12:54:59
Коррупция там, где происходит перераспределение ресурсов. Каждый уровень управления в стране - от центрального планирования до муниципального округа - это коррупционный фильтр. Каждый этап фильтрации переводит часть ресурсов в отдельные, контролируемые русла.
Вполне примечательная перекличка по теме. В свое время ГКИАЭ, предшественник Росатома. был, как и положено подразделению Средмаша, одной из самых герметично закупоренных организаций Советского Союза. Любой читатель нутром чувствует, что коррупционная составляющая в наименее прозрачном "Фонде содействия реформированию ЖКХ" против Росатома просто обязана зашкаливать --- уже одно название звучит как-то подозрительно....
В обществе нет доверия к госкорпорациямЦЕНТР ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОПУБЛИКОВАНО 25.11.2013
Центр "Трансперенси Интернешнл - Россия" 18 ноября в Москве представил доклад, посвященный прозрачности закупок государственных корпораций, их открытости и соблюдения комплаенса. В него вошли шесть российских госкорпораций - "Ростех", "Олимпстрой", "Росатом", "Агентство по страхованию вкладов", "Фонд содействия реформированию ЖКХ" и "Внешэкономбанк".
Как говорится в сообщении центра, занимающегося антикоррупционными исследованиями, эксперты "Трансперенси Интернешнл - Р" оценивали следующие факторы открытости госкорпораций: особенности управления, полнота раскрытия корпоративной информации, раскрытие информации о госзакупках.
В результате оценки были составлены два рейтинга: рейтинг корпоративной открытости и соблюдения комплаенса и рейтинг открытости закупок. В первом рейтинге наивысший балл получила госкорпорация "Росатом" (16 баллов), а наименьший - "Фонд содействия развитию ЖКХ" и "Внешэкономбанк" (по 10,5 балла).
Дмитрий Зеленин, президент Ассоциации менеджеров России:"Для эффективного развития экономики необходима цивилизованная система контроля государственных расходов со стороны общества. В обществе нет доверия к госкорпорациям. Непрозрачность, коррупция и высочайшие заработные платы руководителей госкорпораций не формируют позитивного отношения. Именно поэтому внешняя оценка важна как инструмент формирования доверия.
Особенно важна прозрачность в закупочной деятельности государственных корпораций, ведь именно благодаря прозрачности общество может судить об эффективности тех или иных закупок. В случае с госкомпаниями и госкорпорациями речь идёт о государственных средствах, т.е. фактически, о деньгах налогоплательщиков, и расходование этих средств должно осуществляться разумно и эффективно.
В России ситуация с раскрытием информации о госрасходах неоднозначная. У нас один из высочайших уровней прозрачности в области госзаказа. Однако, нет централизованной системы анализа информации о госзакупках и проверки её достоверности.
На мой взгляд, в этих условиях формирование контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок должно происходить при активном взаимодействии государственной власти, общества, бизнеса и экспертного сообщества.
Поэтому оценка такой авторитетной организации, как Центр "Трансперенси Интернешнл - Р", без сомнения, позволяет со стороны посмотреть на те процессы, которые сопровождают финансовую деятельность госкорпораций. В подобных докладах есть несомненная польза для открытия данных по госзакупкам. Также стоит отметить, что Центр "ТИ-Р" каждой госкорпорации по итогам проведенного анализа даёт рекомендации по повышению прозрачности и внедрению инструментов повышения корпоративной открытости.
На мой взгляд, соответствие результативности и прозрачности - это важный показатель эффективности компании. Показательно, что в рейтинге корпоративной открытости на первом месте оказалась госкорпорация "Росатом", что отражает её достижения за прошедшее время.
Могу отметить, что в последние годы в Росатоме была проделана беспрецедентная работа по повышению открытости и прозрачности. Речь в первую очередь идет об открытости закупочных процедур Росатома. Эта одна из немногих компаний, которая первой начала публикацию годовой программы закупок, полностью перешла на электронные закупки, активно привлекает малый и средний бизнес к работе, совершенствует закупочные процедуры".
Иван Андриевский, к.э.н., первый вице-президент общероссийской общественной организации "Российский Союз Инженеров": добиваться полной открытости госкорпораций крайне опасно"В последнее время прозрачность деятельности компаний, осуществляющих деятельность в области энергетики, стал особенно актуальным.
В конце 2011 года Владимир Путин высказал недовольство работой ряда предприятий отрасли и конкретно руководством. По словам Президента РФ практически каждый второй топ-менеджер оказался причастным к работе какой-либо коммерческой организации. После этой критики, соответствующие ведомства начали волну проверок в компаниях отрасли. В результате проведённых проверок и изменений, произошедших внутри компаний, лидер отрасли - государственная корпорация Росатом смогла существенно повысить привлекательность путём проведения политики публичности.
Немаловажную роль в степени открытости Росатома сыграли разнообразные форумы и конференции, организованные государственной корпорацией. На этих мероприятиях компания раскрыла нововведения в системе закупок и тендерных процедур, которые должны повысить прозрачность.
Росатом внедрил трансляции в реальном времени с заседаний комиссии по вскрытию конвертов с предложениями поставщиков, позволяющие наблюдать за ходом заседаний в онлайн-режиме. Также госкорпорация стандартизировала систему закупок и тендеров на собственном сайте. Это сделано для снижения коррупционной составляющей в работе. Руководство Росатома не планирует останавливаться на достигнутом, уже реализуются меры по развитию системы тендерных и антикоррупционных процедур в дочерних обществах, которых в государственной корпорации более двухсот.
Необходимо также сказать, что все участники рейтинга - это государственные корпорации. И добиваться их полной открытости крайне опасно и абсолютно незачем. Эти организации работают в наиболее перспективных отраслях. Появление определённой информации о деятельности госкорпораций в открытых источниках может сказаться на национальной безопасности".
Александр Игнатюк, директор информационно-аналитического управления ЗАО "ИК "Энергокапитал":"Собственно, речь идёт о формализации результатов масштабной программы повышения эффективности работы Росатома, успешно реализуемой в последние годы. Инвестиционное сообщество уже привыкло к тому, что Росатом идёт несколько впереди остальных госкомпаний в плане повышения эффективности деятельности. Тем не менее, рейтинг позволил обобщить и сопоставить итоги реформы закупочной деятельности госкорпорации, а также формирования системы информационной прозрачности госкомпаний.
Если говорить о Росатоме, то первое место в рейтинге корпоративной открытости - результат чёткого целенаправленного процесса, этапами которого были формирование единого стандарта закупок отрасли, тщательная работа с поставщиками, обеспечение конкурентности закупок, допуск мелких и средних поставщиков, введение электронной системы закупок на основе ежегодной открытой программы закупочной деятельности. Кроме того, много сделано и в процессе раскрытия информации о новой системе закупок, регулярно проводятся форумы и семинары поставщиков".